Авто
Что считать изменением конструкции?
Автор:

Что считать изменением конструкции?

Новый техрегламент серьезно осложнил жизнь многим автомобилистам. В первую очередь это коснулось тюнингованных авто и транспорта на газовом топливе. Если раньше для подтверждения легитимности внесенных изменений в конструкцию автовладельцу достаточно было решить вопрос с техосмотром, то теперь их требуется зафиксировать в свидетельстве о регистрации ТС. Но прежде необходимо пройти непростую и довольно затратную процедуру согласований.

Забота государства о нашей с вами безопасности понятна: вмешательство в конструкцию без одобрения технической экспертизы может привести к печальным последствиям. Да вот только статистики ДТП, виновниками которых являются водители тюнингованных авто, нет. К тому же через НАМИ и аффилированных ими „помогал“ можно узаконить практически любое допоборудование — только плати деньги. Не зря многие считают нынешнюю ситуацию очередной кампанейщиной и откровенным лицемерием. Но рядовым автовладельцам от этого не легче.

Статистика

Мы обратились к начальнику ГИБДД МУ МВД России „Бийское“ подполковнику полиции Александру Литуновских с просьбой дать официальные комментарии на волнующие наших читателей вопросы.

— Как часто инспекторы ГИБДД выявляют в нашем городе незаконно переоборудованные транспортные средства?

— Сотрудниками ГИБДД Бийска за месяц оформляется около 20—30 материалов по самовольно внесенным изменениям в конструкцию транспортного средства (ТС).

— Какие изменения в конструкцию ТС встречаются наиболее часто?

— Самое распространенное — установка газобаллонного оборудования (ГБО). Следующее по „популярности“ — установка на грузовые авто увеличенных бортов, которые меняют и габариты ТС, и его базовые характеристики. Также популярна установка тягово-сцепных устройств (ТСУ) — фаркопов, среди которых много самоделок. Часто фиксируется изменение количества пассажирских мест в „Газелях“.

— Какие виды переоборудования ТС невозможно узаконить даже теоретически?

— Различные изменения в конструкцию ТС могут в разной степени влиять на безопасность дорожного движения. Есть такие, которых в принципе быть не может, а есть те, которые можно узаконить. Так, установка ГБО может быть узаконена, а увеличение высоты бортов — нет. Установка на автомобили отечественного производства двигателей иностранного производства невозможна даже теоретически. Общее правило такое — запрещена установка на автомобили тех компонентов, которые не сертифицированы в составе данного ТС.

— Запрет на эксплуатацию ТС, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД, существует в Правилах дорожного движения уже более двадцати лет назад. Почему только сейчас активизировался контроль за его исполнением?

— Действительно, соответствующий пункт в ПДД прописан с 1993 года. На мой взгляд, активная работа по выявлению нарушений началась вследствие того, что в последние годы участились аварии по причине неисправных ТС. Количество таких ДТП увеличилось в разы! Ну и слишком много стало на дорогах машин, которые переоборудованы так, что они становятся опасными для остальных участников дорожного движения. Раньше, когда техосмотром занималась ГИБДД, эти моменты отслеживались и пресекались. Сейчас этого нет. В силу вышеназванных причин инспекторы на линии (патрули) стали уделять больше внимания тому, законно внесены изменения в ТС или нет.

— Как выглядит процедура узаконивания переоборудования ТС?

— Процедура непростая. Изначально владелец автомобиля обращается в ГИБДД с заявлением, в котором указывает конкретный вид переоборудования (каждое заявление разбирается индивидуально). Далее автомобиль предоставляется в инспекцию на осмотр, где проводится его комплексная проверка, тщательно проверяют документы, сверяют номера агрегатов и другое. Если авто признается технически исправным, то принимается решение о возможности или невозможности внесения конкретных изменений в конструкцию данного ТС. После этого автовладелец обращается в специальные экспертные организации, где получает заключение предварительной технической экспертизы, где прописаны не только возможность установки, но и все требования для выполнения этого процесса.

После получения такого разрешения собственник ТС обращается в сертифицированную мастерскую по установке оборудования. Так, например, по установке газового оборудования в Бийске есть несколько законных предприятий, и у владельцев машин есть право выбора.

Уже после проведения установки оборудования ГИБДД осматривает ТС на предмет отсутствия нарушений требований к безопасности. Когда инспекторы все проверили, то для принятия решения весь пакет документов по переоборудованию отправляется в Барнаул, поскольку решение принимается только главным государственным инспектором. В случае принятия положительного решения владельцу ТС выдается свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности. Этот документ подтверждает, что компонент является заводским и установлен без нарушений правил.

Далее владелец машины обращается с заявлением в МРЭО ГАИ любого города РФ, где в графу паспорта ТС вносится соответствующая запись. И для инспектора ДПС на линии эта запись является единственным легитимным вариантом подтверждения переоснащения автомобиля законным путем.

— Путь очень длинный. Сколько он займет времени?

— Около двух месяцев. Тем не менее автовладельцы успешно проходят процедуру узаконивания. По состоянию на ноябрь в Бийске документы оформлены более чем на сотню ТС, имеющих различные изменения в конструкции. Еще 30—40 авто из ближайших сельских районов тоже получили официальное разрешение.

— Получается, что закон запрещает производство как самодельных авто, собранных из различных запчастей, так и другие переделки?

— Я считаю, что выполнение требований закона — во благо всех участников дорожного движения. Итог всей этой работы — безопасность!

Практика

В этой части материала перейдем к практической стороне вопроса.

— Складывается впечатление, что нынешняя борьба с тюнингом — очередная кампанейщина. Так же было с тонировкой: сначала всех отлавливали, а затем перестали замечать подобные нарушения.

— Вы не правы. Нарушителей по-прежнему выявляют и привлекают к ответственности. Другое дело, что новые законы или изменения люди зачастую воспринимают неправильно. Вспомните, как несколько лет назад, когда в измененных правилах регистрации ТС в МРЭО более не требовалось указывать номер двигателя, многие почему-то решили, что можно ставить любой движок. На самом деле при регистрации инспектор технадзора не только проверяет номер двигателя, дабы убедиться, что он не в угоне, но обращает внимание и на его модель. Например, УАЗ в заводской комплектации оснащался 402-м двигателем, но вместо него владелец установил 406-й, чего делать нельзя. Хозяин авто разводит руками, мол, какая разница, для него нет разницы, ведь это же уазовский мотор! Кто спорит, конечно, „уазовский“, но модель иная! Номер двигателя может быть любым, но модель должна соблюдаться вплоть до буквы — никто никогда этого не отменял.

Не возбраняется заменить модель двигателя, но все должно быть на законном основании. Для этого необходимо пройти процедуру регистрации изменения ТС.

— Имеется ли причинно-следственная связь между переоборудованными ТС и совершением ДТП? Ведь в подавляющем большинстве влияют такие факторы, как превышение скорости, плохие дорожные и метеоусловия, нарушение правил проезда…

— Статистики ДТП, причиной совершения которых являются ТС с внесенными изменениями в их конструкцию, у меня нет. Однако я глубоко убежден в том, что, по сравнению с серийным, у лифтованного авто, „обутого“ в огромные внедорожные шины, на скорости 100 км/ч риск совершения ДТП многократно увеличивается. Не случайно существует одобрение типа транспортного средства (ОТТС), где указываются все характеристики ТС и перечень допускаемого к установке на него оборудования.

— Но бывает, что „самоделки“ надежнее заводских компонентов…

— Техрегламент категоричен — не допускаются к использованию несертифицированные устройства. Кроме того, их установка должна осуществляться согласно соответствующим требованиям, что в некоторых случаях возможно только при обращении в сервис, имеющий допуск на выполнение необходимых для этого видов работ. Таким образом мы можем проконтролировать установку, и если видим, что нарушаются требования безопасности, то наша обязанность заставить человека сделать так, как это определено законом. А когда он ставит что?то свое, сделанное непонятно где и как, нельзя определить, выдержит самодельный фаркоп или развалится. Если оборудование сертифицировано, это значит оно прошло испытания. А организация, выдавшая сертификат, берет на себя ответственность, что данное ТСУ может использоваться на этом ТС.

— Как определить, внесено ли изменение в конструкцию ТС или деталь является штатной?

— Повторюсь, на любое ТС, зарегистрированное и находящееся в эксплуатации на территории РФ, имеется ОТТС, номер и срок действия которого указан в п.17 техпаспорта ТС. В приложениях к ОТТС прописаны характеристики, общий вид ТС и прочее. Если у владельца появились вопросы, является ли законным установленное на его машине ТСУ, шноркель или другое оборудование, то нужно ознакомиться с содержанием этого документа.

Как-то к нам обратился владелец „Шевроле Нива“ и говорит: „На моей машине заводской шноркель, а инспектор ГИБДД настаивает на том, что это допоборудование. Как мне доказать, что шноркель штатный?“

В Интернете нашли ОТТС, показали владельцу одно из приложений, на котором приводился внешний вид ТС со шноркелем. Вопросов больше не было.

К сожалению, не в каждом патрульном автомобиле имеется доступ в Интернет, а поиск нужного ОТТС может потребовать достаточно времени. В то же время инспектор на линии — не робот, поэтому он не в состоянии знать все нюансы штатного оснащения ТС.

Учитывая, что вариантных исполнений ТС множество, как и разрешенного для него оборудования, то по каждому авто вопросы решаются индивидуально.

— Получается, чтобы избежать необоснованных претензий со стороны инспектора, необходимо иметь при себе копию ОТТС?

— Инспектор не вправе его от вас требовать, а вы не обязаны его предоставлять. Однако вы можете предъявить ОТТС, если у инспектора возникнут сомнения в легитимности установленного на ТС оборудования. Решать вам.

— Нередко автовладельцы выражали недовольство по поводу того, что прежде чем приступить к переоборудованию ТС, от них требовали привести автомобиль в исходное состояние…

— Сейчас мы не заставляем что-то убирать или снимать, да и нет ни одного регламентирующего документа, на основании которого ГИБДД может заставить автовладельца сделать это. Мы осуществляем надзор и контроль. Если владелец что-то установил на свое ТС, то наша задача — обеспечить правомерность и правильность этой установки.

— Есть ли отличие процедуры регистрации изменений рулевого управления ТС для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

— Этой категории владельцев узаконить данное изменение будет значительно легче.

Запретить фаркоп нельзя разрешить

Многочисленные штрафы и судебные решения, вынесенные, как правило, не в пользу автовладельцев, значительно сократили интерес последних к покупке и установке аксессуаров, именуемых в народе „обвесом“. В свою очередь, это очень больно ударило по производителям оборудования.

Например, продажи прицепов для легковых авто в Алтайском крае по сравнению с АППГ сократились на 2/3. Ответ, который мы получили от руководителя „Тульской внедорожной мастерской“ еще более мрачен: „По сути — загнулся весь малый бизнес в этом секторе. На 90% упало производство силового обвеса — бамперов, фаркопов, калиток, порогов. Осталось только спортивное направление — но оно дорогое и малочисленное…“.

В связи с отсутствием в техрегламенте перечня того, что является внесением изменения в конструкцию (за исключением отдельных изменений, указанных в Приложении №9), это приводит к тому, что автомобилисты, в прямом смысле слова, сталкиваются с „кошмаром“ со стороны контролирующих органов. В нашем регионе доходило до того, что владельцам новых „Шевроле Нива“, оснащенных в штатной комплектации фаркопом, отказывали в регистрации, а на посту Республики Алтай сотрудники ГИБДД не гнушались составлять протоколы за „мухобойки“, дефлекторы окон и колпаки… То есть за те предметы, которые не являются изменением конструкции ТС и, следовательно, не требуют регистрации.

Вольность интерпретации документа выражается и в вынесении прямо противоположных решений: в ответе одного чиновника — фаркоп находится под запретом, в то время как другой пишет, что установка ТСУ не является внесением изменений.

Огорчает позиция некоторых автопроизводителей. Вернее ее отсутствие. Почему компания „Мицубиши“ в одобрении типа ТС Е-ТН.АЯ04. В.00284 от 10.10.2012 для „Паджеро Спорт“ прописывает даже такие мелочи, как обогрев заднего стекла и колеса из легких сплавов, в то время как „Джи Эм АВТОВАЗ“ в TC RU E-RU.MT02.00374 от 21.12.2015 не сочло нужным указать наличие штатного фаркопа? А ведь на момент получения ОТТС новый техрегламент действовал уже почти целый год, и на предприятии должны были знать, чем отсутствие этой записи может обернуться для покупателей. К тому же „Джи Эм АВТОВАЗ“ реализует такие аксессуары, как защита бамперов, подножки и прочее, которые привлекают внимание сотрудников ГИБДД в первую очередь.

По-хорошему, если лопухнулись, то нужно было подготовить своей юридической службой и выложить на сайте „Памятку для владельцев“, в которой со ссылками на документы и законы РФ объяснялось бы, как в случае претензий со стороны ГИБДД отстоять правомерность установленных на авто компонентов. Иначе получается, что „мы вам продали, а дальше вы как-нибудь сами разруливайте…“.
Игорь Бельченко, заместитель директора ООО „Автокомфорт“ (г. Барнаул) сообщил нам, что для легкосъемных элементов фабричного изготовления (рейлинги, багажники, защита бамперов, порогов), устанавливаемых в штатные места авто без сверления, требование одно — наличие сертификата производителя.

Представитель фирмы также предложил нам опубликовать документы (см. электронную версию статьи на сайте delovoibiysk.ru), свидетельствующие о неправомерных действиях сотрудников отделения технадзора УМВД по г. Барнаулу, которые, вопреки разъяснениям заместителя начальника отдела технического надзора ГУОБДД МВД России Чипурина С.А. и сложившейся судебной практике, запрещают устанавливать газовый баллон в нишу запасного колеса.

По сути новый техрегламент был разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и не несет в себе ничего нового. Подобные требования к безопасности существовали и раньше, и в первую очередь они относятся к производителям ТС и компонентам. Для автовладельцев основным документом всегда являлись Правила дорожного движения, включая соответствующие Приложения. Если человек приобрел багажник или ТСУ, предназначенные для модели его авто, то он не должен ломать голову над тем, что эти компоненты могут иметь меньше положенного радиус закругления кромок или „выступать вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности…“.

Сейчас в правительстве готовятся разъяснения к техрегламенту. Этот документ с нетерпением ждут и в ГИБДД, и эксперты, и автомобилисты. Все надеются, что с его появлением — в начале 2017 года — ситуация нормализуется.

На данный момент автомобилистам приходится отказываться от допоборудования, производить его легализацию или быть готовым постоянно отстаивать свои права. Кстати, по нашим сведениям, имеется негласное распоряжение в ГИБДД — машины с фаркопами пока не трогать…

Хочется пожелать удачи всем, и с наступающим!

В тему

Поскольку процедура оформления переоборудованных машин далеко не проста, сегодня в Бийске есть фирмы, которые помогают владельцам пройти этот процесс. Сотрудница предприятия „Автопомощник“ Кристина Почтарь рассказала нашему изданию, что чаще всего бийчане приходят за официальным оформлением таких изменений на своих автомобилях, как усиление бамперов, установка прицепного устройства и газобаллонного оборудования. Однако автовладельцам надо знать, что часть переооборудований ТС вообще нельзя узаконить. Например, если на авто установлен другой двигатель, не предусмотренный техническим регламентом, то по закону легализовать такую машину нельзя.

При этом сотрудничество с фирмой не исключает хлопот самих хозяев автомобилей. Некоторые процедуры, особенно в части взаимодействия с ГИБДД, придется выполнить самостоятельно. Фирмы-посредники в основном помогают собрать документы на экспертизу и сократить скорость ее прохождения. Стоимость услуг при этом составляет от 10 до 15 тысяч рублей за законное оформление каждого изменения конструкции.

 

Шевроле Нива без фаркопа

 

Шевроле Нива с фаркопом

 

 

Ответ от ГИБДД Алтайского края

 

 

Остальные документы

 

 

 

Поделиться новостью