Город
Мощь. Сила. Производство
Автор:

Мощь. Сила. Производство

Мы идем по огромному цеху предприятия «Регион». Вокруг — станки, на полу — железная стружка. Здесь металл режется, как бумага. Здесь просторно и в меру шумно.

Этот механический цех можно назвать волшебным. В нем проекты ученых ФНПЦ «Алтай» обретают форму. Изготавливается сложное химическое и технологическое оборудование для «оборонки». Трудно представить, что было создано под грифом «секретно» на этих площадях за все годы.

С директором предприятия Андреем Еникеевым у нас неспешный разговор. О том, как мало теперь пишут о производстве. О том, что все хотят получать деньги, но мало тех, кто хочет заработать.

Центрифугам, разработанным в ФНПЦ «Алтай» и произведенным на нашем механическом производстве, до сих пор нет аналогов. Даже имея на руках документацию, никто не может это воспроизвести

Сам Андрей Николаевич начинал учеником токаря, прошагал все ступеньки производственного роста и не понаслышке знает, какой это труд. Он-то видит, что теперь опытным токарям и фрезеровщикам, слесарям-сборщикам — честь, слава и достойная оплата. Но мало кто готов, засучив рукава, наработать этот опыт.

Как стать директором года

На предприятии мы оказались неслучайно. ООО «Регион», входящее в научно-производственный комплекс наукограда, признано лучшим промышленным предприятием Алтайского края в 2012 и 2013 годах. Есть и другие награды. А теперь у всего коллектива еще один повод для гордости. Андрею Еникееву признан в крае присвоено «Директором года-2014».  

ФНПЦ «Алтай» стал одним из немногих «гигантов», сохранившихся в лихие 90-е. Генеральный директор Геннадий Сакович принял тогда верное решение о создании малых предприятий по гражданским направлениям деятельности, наработки и опыт по которым имелись в коллективе

— Андрей Николаевич, за какие заслуги вас наградили золотой медалью и этим почетным статусом?
— При подведении итогов конкурса прежде всего учитывается ряд финансовых показателей: темпы изменения объемов производства и реализации продукции, производительности труда, платежей в бюджет, рентабельность реализованной продукции и средняя заработная плата работников предприятия. Сейчас у нас трудятся 168 человек, и эта цифра постоянно растет. Немаловажный фактор — социальная ответственность работодателя, организация рабочих мест, соблюдение техники безопасности труда. По таким же критериям, кстати, в 2013—2014 годах наше предприятие получало государственную финансовую помощь в виде субсидий по компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретаемое оборудование в рамках программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляет денежные средства в форме субсидий на возмещение затрат, связанных с производством товаров и выполнением работ.

 

 

— Как удалось достичь таких показателей?
— Прежде всего надо иметь большой портфель заказов, а это не так просто. Наша деятельность лицензируется ФСБ, и приходится выполнять сложные, подконтрольные военным заказчикам работы. Контроль идет как в процессе изготовления, так и в стадии приемки. Мы являемся и соисполнителями международных контрактов Рособоронзаказа. Можно сказать, наша деятельность отслеживается на уровне правительства.

Мы сумели сохранить токарей и фрезеровщиков, а вот институт шефства-наставничества в стране был разрушен, считаю, что производство в связи с этим понесло потери

К тому же у нас 50-летний опыт таких работ. Во времена перестройки удалось сохранить опытные кадры, которые трудились на предприятии по тридцать лет, передавая опыт молодым. Когда я начал работать в должности директора, средний возраст работников был за пятьдесят... Сейчас коллектив омолаживается, но проблема с квалифицированными кадрами по-прежнему есть. Мы сумели сохранить токарей и фрезеровщиков, а вот институт шефства-наставничества в стране был разрушен, считаю, что производство в связи с этим понесло потери.

Импортозамещение: что мы можем

— Все понимают, что промышленное производство надо возрождать и развивать. «Регион» как раз сейчас ищет варианты развития, в том числе и в сфере товаров гражданского направления. Мы оказываем услуги гальванического покрытия, осуществляем ремонт судового речного транспорта, автомобильного и сельскохозяйственного оборудования. Выпускаем корпусы физиотерапевтического комплекса «Магнитор». Но это лишь начало.

Все набрали импортной техники, а запчасти теперь приходится покупать у тех же иностранцев по завышенному курсу доллара. Мы впали в зависимость

— С какими трудностями уже столкнулись?
— Считаю, в 70—80-х годах было не так все плохо, когда каждый завод делал одну профильную деталь какой-то машины. При системе жесткого контроля, наше машиностроение показало бы большие результаты.

Тяжело одному предприятию и разработать, и создать продукт, и довести его до массовых продаж. Сфера маркетинга находится далеко за пределами наших профессиональных интересов.

Наша продукция в рамках гособоронзаказа проходит сложный технический и технологический процесс, в том числе и опасный, и взрывоопасный. Создать обыкновенный миксер или пылесос для нас просто... Сейчас мы в поиске чего-то, принципиально нового.

— Опять-таки актуальна тема импортозамещения…
— Однозначно. Все набрали импортной техники, а запчасти теперь приходится покупать у тех же иностранцев по завышенному курсу доллара. Мы впали в зависимость. Покупают, например, совершенный высокотехнологичный станок, в процессе эксплуатации что-то приходит в негодность, а покупать новые запчасти стало проблематично. Благодаря опыту наших инженеров мы самостоятельно изготовили детали и уже восстановили несколько станков иностранного производства, теперь они исправно работают.

Успех: пошаговая инструкция

— Как вы вообще попали на производство?
— В 17 лет пошел работать на завод. Потом три года службы в военно-морском флоте. Нисколько об этом времени не жалею. На корабле было 200 человек со всех уголков Советского Союза. Испытал гордость, когда на Дальнем Востоке увидел в продаже бийскую сгущенку, тушенку, подсолнечное и сливочное масло. Поразило, что стояли огромные очереди за бийскими сигаретами. Когда вернулся на завод, стал учеником токаря. Прекрасно помню свой первый рабочий день. Мы все хотим сразу стать инженерами, ходить с чистыми руками и при галстуках. Пришел в цех — здесь шум, грязь, станки. Полное разочарование. А после работы мой наставник помыл руки, надел пиджак, брюки. Вышли с ним за проходную как сотрудники научно-исследовательского института, элита общества! Тогда же все было под грифом «секретно», научный сотрудник или рабочий — по виду не понять. Работаешь в НИИ — и точка.

... надо быть добросовестным налогоплательщиком, раскрывать свои данные, грамотно писать бизнес-планы. На таких условиях администрация города и края однозначно идет навстречу, предоставляет субсидии, всевозможные гранты. Даются деньги, на которые можно развиваться

Второй рабочий день уже прошел нормально. Я довольно быстро освоился в профессии, и уже через 3 месяца сдал на разряд, через полгода победил в конкурсе профмастерства и получил новый разряд. В итоге освоил несколько специальностей, заочно отучился в техническом институте, окончил Алтайскую государственную академию.
К тому же в те времена работать было весело — большое внимание уделялось сплоченности коллектива. В обеденный перерыв играли в волейбол. На выходные вместе ездили на природу.

— Мечтали стать директором?
— Как ни странно, нет! Хотелось хорошо делать свою работу, независимо от должности. Потом коллектив меня выдвинул на должность директора, и я стараюсь доверие людей оправдать. По возможности внедряем новейшие технологии, перенимаю международный опыт, побывал, например, на заводах Тайваня, Индии.

— Есть ли у вас антикризисные советы?
— Считаю, всегда надо более оптимистично подходит к решению любой проблемы. Не стоит сидеть на месте, надо не бояться показывать свое лицо. Мы малое предприятие, но имеем поддержку города и края. Конечно, для этого надо быть добросовестным налогоплательщиком, раскрывать свои данные, грамотно писать бизнес-планы. На таких условиях администрация города и края однозначно идет навстречу, предоставляет субсидии, всевозможные гранты. Даются деньги, на которые можно развиваться. Допустим, администрация может погасить процентную ставку по вашему кредиту. Это очень удобно. Сейчас большое внимание уделяется развитию производства, и не надо бояться. Малые предприятия, даже ремонтные цеха, могут участвовать в конкурсах разного уровня и побеждать. Надо просто работать и оптимистично смотреть в будущее. Надеюсь, мой совет кому-то пригодится.  

Без купюр: интересные факты  

«ФНПЦ «Алтай» стал одним из немногих «гигантов», сохранившихся в лихие 90-е. Генеральный директор Геннадий Сакович принял тогда верное решение о создании малых предприятий по гражданским направлениям деятельности, наработки и опыт по которым имелись в коллективе. В течение короткого периода было создано более 60 таких предприятий, одно из них — «Регион».

Нынешний генеральный директор ФНПЦ «Алтай» Александр  Жарков активно участвовал в процессах конверсии и поддерживает сложившуюся структуру: государственный оборонный центр — малый и средний бизнес — финансовая и образовательная сфера. Комплекс, созданный на базе ФНПЦ «Алтай», работает по многим направлениям и показывает пример устойчивости и эффективного развития.

«Центрифугам, разработанным в ФНПЦ «Алтай» и произведенным на нашем механическом производстве, до сих пор нет аналогов. Даже имея на руках документацию, никто не может это воспроизвести. Это скрупулезный труд, индивидуальный подход, отчасти наукоемкий, новаторский. Это совместная работа цеха с конструкторами».

«Сейчас на «оборонку» выделятся гораздо больше средств. И это понятно. В нашей нелегкой политической обстановке мы должны заботиться о нашей безопасности».

«Статус наукограда РФ, присвоенный благодаря нашим достижениям и общим усилиям научно-производственного комплекса Бийска, дает о себе знать. Кто помнит Бийск лет 10 назад, может почувствовать разницу. Город стал чище, уютнее, перспективнее. У многих молодых людей, покинувших наш город ради учебы, появилось желание вернуться. Думаю, они будут возвращаться. Этот процесс уже заметен».

Поделиться новостью