Город
Оптимизация здравоохранения: примеры, цифры, факты, комментарии
Автор:

Оптимизация здравоохранения: примеры, цифры, факты, комментарии

Перемены в системе здравоохранения трудно не заметить. Настолько они обширны и очевидны. Прежде всего, это выражается в тотальном укрупнении медицинских организаций и ведомств, а порой и ликвидации «лишних» отделений и даже учреждений.

Курс на укрупнение

Оптимизация здравоохранения — федеральная тенденция. Но проиллюстрировать это можно и на примере нашего города. Так, бийские аптеки из муниципальной собственности постепенно перешли в краевую. Городская и районная «Скорая помощь» 1 декабря 2015 года были объединены.

Еще с 1 января 2012 года все муниципальные учреждения здравоохранения города, а это 12 медицинских учреждений, стали краевыми, и со всем имуществом были переданы в собственность Алтайского края.

Да и само Управление здравоохранения администрации г. Бийска реорганизовано в отдел Бийского межрайонного медицинского округа Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

... в Алтайском крае реализуется программа «Земский доктор», направленная на привлечение и закрепление молодых врачей в медицинских учреждениях сельской местности. В итоге за три года действия программы 693 молодых врача трудоустроились в селах с получением единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн руб

Все это обосновывается исключительно в радужных тонах. Слово «оптимизация» преподносится в позитивном ключе, как некое движение вперед, сокращение лишних расходов, улучшение качества медицинского обслуживания, перевод медицины на «более современные рельсы», замещающие технологии.

В этом номере «Деловой Бийск» попытался разобраться, с какими проблемами столкнулась бийская медицина. Что удалось, а над чем еще надо поработать.

В данном материале приводим мнение тех, кто непосредственно занимается оптимизацией на территории Алтайского края. На вопросы «ДБ» ответила заместитель начальника Главного управления здравоохранения по краю Наталья Белоцкая.

Из города — в село: проблема кадров

Актуальной проблемой для нашего города по-прежнему остается дефицит врачебных кадров. По словам Натальи Белоцкой, обеспеченность врачами в Бийске по состоянию на 1 декабря 2015 года составила 26 на 10 тыс. населения. Наиболее дефицит выражен по таким специальностям, как «инфекционные болезни», «скорая медицинская помощь», «общая хирургия», «эпидемиология» и «рентгенология».

При этом укомплектованность врачебными кадрами в сельских больницах и поликлиниках выше, чем в городских. Почему молодые специалисты предпочитают село — городу?
Наталья Белоцкая пояснила, что с 2012 года в Алтайском крае реализуется программа «Земский доктор», направленная на привлечение и закрепление молодых врачей в медицинских учреждениях сельской местности. В итоге за три года действия программы 693 молодых врача трудоустроились в селах с получением единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн руб.

Основную часть участников программы составили выпускники вузов — 316 человек (на 1 сентября 2015 года). Из городов края уволились по собственному желанию и переехали в село еще 159 молодых специалистов.

Насколько доступна высокотехнологичная медицинская помощь

Высокотехнологичная медицинская помощь за 2015 год оказана всего 13567 пациентам (в аналогичный период 2014 года — 13075), из них 1093 детям (в аналогичном периоде 2014 года — 1426).

Краевые чиновники заверили, что в наступившем году помощь будет оказываться не в меньшем объеме, чем в предыдущем. «Медицинским организациями, финансируемым за счет средств краевого бюджета, на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования не ниже уровня расходов, произведенных в 2015 году», — говорит Наталья Белоцкая.

На имя руководителя фракции КПРФ в Госдуме Геннадия Зюганова от врачей и пациентов КГБУЗ «Бийская ЦРБ» 19 декабря 2015 года было адресовано коллективное обращение против закрытия детского отделения на базе больницы

Но при этом в Главуправлении Алтайского края по здравоохранению отметили, что статистический учет пациентов по отдельно взятой территории не ведется. То есть сказать, сколько конкретно бийчан получили такую помощь, возможности нет. И здесь возникают новые вопросы: почему такая статистика не ведется и как тогда можно проверить, что высокотехнологичная помощь распределяется равнозначно по всему региону, а не «оседает» в его столице.

Изменения на примере Центральной районной больницы

Что касается реорганизации и оптимизации отдельно взятых медицинских учреждений, то в последнее время особенно громко обсуждается судьба Бийской центральной районной больницы.

На имя руководителя фракции КПРФ в Госдуме Геннадия Зюганова от врачей и пациентов КГБУЗ «Бийская ЦРБ» 19 декабря 2015 года было адресовано коллективное обращение против закрытия детского отделения на базе больницы.

Чтобы снизить социальную напряженность, у окошка регистратуры в Центральной районной больнице г. Бийска было размещено объявление: «Доводим до сведения пациентов, что больница не закрывается, работаем в прежнем режиме»

Буквально на днях в сообществе «Бийск» социальной сети «Вконтакте» был обнародован ответ от Управления Президента РФ на имя Геннадия Зюганова. В документе сообщается, что проверка, проведенная администрацией Алтайского края, показала неэффективное использование в этом учреждении круглосуточных коек: на 15 койках в вечернее время оставалось не более 3—5 пациентов. Так что в Центральной районной больнице сохранен дневной стационар для детей, а оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю «педиатрия» с 1 ноября передано в КГБУЗ «Детская городская больница Бийск».

Несмотря на приведенные аргументы, многие остались при своей точке зрения. Среди них — Валерий Дудченко, возглавлявший Центральную районную больницу с 1980 до 2013 года. Валерий Михайлович подверг критике не только перемены в родном учреждении, но и оптимизацию в целом.

— Большая ошибка на уровне региона (а может, и правительства) была совершена тогда, когда оторвали здравоохранение от муниципальной власти. Раньше глава поселения отвечал за медпункты, за их состояние, за ремонт и так далее. Это и уголь, дрова, квартира фельдшеру или врачу участковой больницы. Соответственно в районах было так же. Теперь этого нет. Сейчас, например, в уставе Бийского района одна фраза: «Оказывать содействие системе здравоохранения». Это то же, что и сочувствие! И никаких обязательств, — цитирует медика пресс-центр КПРФ на Алтае.

Также Валерий Дудченко добавляет, что в свое время ему стоило немалых трудов уговорить губернатора произвести в больнице в рамках программы «75 на 75» ремонт на общую сумму 54 млн рублей, сделали прекрасный ремонт, но через три года начали сокращать гинекологию, кардиологию, неврологию, детское отделение… «Это что, экономия краевых средств? Это оптимизация? Но ведь есть и другие пути решения данной проблемы», — говорит он.

Чтобы снизить социальную напряженность, у окошка регистратуры в Центральной районной больнице г. Бийска было размещено объявление: «Доводим до сведения пациентов, что больница не закрывается, работаем в прежнем режиме». Краевые чиновники также подтвердили, что медицинская помощь на базе КГБУЗ «Бийская центральная районная больница» оказывается в полном объеме. Закрывать учреждение не планируется.

«Проблема не в оптимизации, а в ее реализации»

Также «Деловой Бийск» обратился к эксперту, работающему в системе здравоохранения, который на правах анонимности согласился дать свою оценку всему происходящему.
— Вообще, это мировая тенденция, — отмечает источник «ДБ». — Количество коек в развитых странах сокращается. На смену круглосуточному стационару приходят новые технологии, новые лекарства, новые методы лечения. Зачем пациенту лишний день лежать в больнице, когда таблетки можно принимать и дома. Например, в Канаде отправляют домой уже на 3-й день после родов (если без осложнений).

Если, например, написано, что после операции пациент должен 21 день провести на койке больницы, то даже если ему на 7-й день хорошо по всем показателям, его не выпустят, ибо это чревато штрафами или взысканиями

Но в тех же странах клиники независимы, они сами принимают решение о необходимости сокращения коек или закрытии ненужных отделений. У нас же — вертикаль власти и полная централизация. Те же клиники подчиняются крайздраву, здравоохранение, по сути, плановое, как в советское время. Из Москвы решают, кому и сколько коек надо.

Поэтому оптимизация проводится без учета интересов на местах. Задача главного врача — выполнять спущенные сверху команды и планы, он не будет спорить с руководством и гнуть свою линию. От этого и возникают конфликты и недопонимание, не говоря о том, что надо оптимизировать не структуру или койки, а саму работу врачей, убирать лишний документооборот, устаревшие стандарты, делать их более гибкими.

Если, например, написано, что после операции пациент должен 21 день провести на койке больницы, то даже если ему на 7-й день хорошо по всем показателям, его не выпустят, ибо это чревато штрафами или взысканиями. Оптимизировать работу — дать возможность больницам самим закрывать лишние койки и на их месте открывать другие, более востребованные.       

Поделиться новостью