Город
Пешеходы против водителей
Автор:

Пешеходы против водителей

Проблема противостояния водителей и пешеходов на дорогах России с каждым годом становится все острее, выливаясь в печальную статистику ДТП. Наш небольшой город, увы, не исключение, и это еще раз доказывает, что причиной взаимных упреков является не количество машин и пешеходов, а менталитет участников дорожного движения. Накануне Дня автомобилиста мы решили затронуть эту непростую тему.

Ни проехать, ни пройти

Интересы обеих сторон сталкиваются обычно там, где ПДД предоставляют пешеходам некоторые права и преимущества. Кроме того, что не все водители и пешеходы четко знают их формулировку, они их еще и по-разному интерпретируют.

«О том, что «зебра» для пешеходов, знают все, но не всегда пешеходы пользуются ею так, как предписывают правила, — делится своими наблюдениями водитель с 30-летним стажем Олег Резников. —  Иногда смотришь, вышагивает так вальяжно, будто кроме него нет других участников дорожного движения. А в правилах четко прописано, что пешеход должен быстро переходить дорогу по «зебре». Никто не говорит, что нужно бежать, хотя некоторые пешеходы делают именно так, чтобы не задерживать поток машин, за что им отдельное спасибо. Особенно раздражает, когда люди на пешеходном переходе  поглощены разговором по мобильнику или идут в наушниках, «отключенные» от реальности, и абсолютно не оценивают ситуацию на дороге».

... летом 2015 года на сайте «Российской общественной инициативы» появилось предложение ввести штрафы для пешеходов и велосипедистов, передвигающихся в наушниках. А 2-го октября ИА ТАСС со ссылкой на газету «Известия» сообщило, что депутаты Калининградской области подготовили к рассмотрению законопроект, который позволит штрафовать на 500—800 руб. пешеходов, разговаривающих по телефону во время перехода дороги

Между тем, пункт 4.5. ПДД гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». При этом подразумевается, что нужно учитывать скорость не только автомобилей, движущихся в первой полосе, но и передвигающихся по следующим полосам проезжей части.

В свою очередь водители порой не думают о том, что пешеход является таким же полноценным участником дорожного движения, как они сами. К сожалению, это понятие для многих упростилось до уровня «другая машина», и это тоже дает о себе знать.

Недавно в одной из соцсетей бийчанка Светлана Руденко опубликовала очень эмоциональный пост, рассказав, как ее мама пострадала от несдержанности водителя у технологического института. По словам Светланы, женщина шла по проезжей части жилой зоны и не услышала, как сзади к ней подъехал автомобиль. Приблизившись вплотную, водитель нажал на сигнал, вследствие чего от неожиданности мама Светланы на несколько секунд потеряла сознание и упала на дорогу. Рассказ девушки заканчивается так: «Водитель нажал на педаль газа и очень быстро уехал! Спасибо прохожим, которые помогли маме добраться до скамейки, чтобы прийти в себя! У нее  стало плохо с сердцем. Хорошо, что она осталась жива!!!».

... за 9 месяцев 2015 года на улицах города и Бийского района произошло 212 ДТП, из которых 83 с участием пешеходов. При этом погибло 6 человек и 80 получили травмы. В 32 случаях была доказана вина водителя, и 51 ДТП произошло по вине пешеходов

По факту наезд на пешехода совершен не был, но действия водителя заставляют задуматься об адекватности его поступка, причем не только с моральной точки зрения, ведь кто знает, чем могла бы закончиться эта история, не окажись рядом отзывчивые люди.  Конечно, водитель не знал о том, что перед ним человек, который недавно перенес сложнейшую операцию. Но он обязан был знать, что по правилам движения в жилой зоне и дворовых территориях пешеходы имеют право передвигаться не только по тротуарам и пешеходным дорожкам, но и по всей ширине проезжей части (пункт 17.1), а водитель ТС  обязан уступить дорогу пешеходу. Необоснованных помех для движения автомобиля женщина явно не создавала, поскольку она даже не слышала его приближения. Стало быть, использовать сигнал водитель не имел права. Однако в обычном жилом дворе сегодня, как правило, редко встретишь систему видеофиксации или  инспектора ГИБДД, а потому водители порой просто игнорируют правила.

Статистика

По официальной статистике ГИБДД, с января по август 2015 года в России произошло 33 тыс. ДТП с участием пешеходов. Из них по вине водителей около 18 тыс., а  виновниками чуть более 14 тыс. происшествий стали сами пешеходы.

Как отмечают в отделе пропаганды ГИБДД Бийска, за 9 месяцев 2015 года на улицах города и Бийского района произошло 212 ДТП, из которых 83 с участием пешеходов. При этом погибло 6 человек и 80 получили травмы. В 32 случаях была доказана вина водителя, и 51 ДТП произошло по вине пешеходов.

... в текущем году было оштрафовано порядка 6 тыс. пешеходов, большинство из которых переходили проезжую часть в неположенном месте. Средняя сумма штрафа составляет 500 руб., и, учитывая средний уровень жизни в Бийске, она ощутимо бьет по карману горожан

Кроме того, за 2015 год произошло 30 ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет (в 2014 году — 24 происшествия). В числе пострадавших оказались 34 ребенка (в 2014 году — 27). При этом 6 ДТП произошло по вине самих подростков. В 4 случаях это был переход дороги в неположенном месте, а в 2 случаях зафиксирован выход на проезжую часть из-за транспортного средства, что помешало водителю вовремя заметить ребенка на дороге. И здесь во многом ответственность лежит не столько на самих детях, сколько на их родителях, потому что культура правильного поведения на дорогах формируется прежде всего в семье. Зачастую те  «невинные» нарушения, которые родители считают простительными и позволяют себе на глазах у ребенка, в дальнейшем становятся основой его поведения на дороге.

Есть ли выход?

Как ни грустно это признавать, но конфликты между пешеходами и водителями являются показателем общей культуры нашего общества. Чтобы «ужиться» на дороге, важно не только наличие Правил, но и уважение к другим участникам дорожного движения.

Наверняка, каждому из нас неоднократно доводилось видеть, как люди перебегают дорогу в неположенных местах, номало кто из них задумывается, всегда ли водитель имеет возможность быстро среагировать и уж тем более предугадать скорость передвижения пешехода и его траекторию. Пешеходов же зачастую возмущает высокомерие автомобилистов, которые порой норовят проехать на красный сигнал светофора, заставив пешехода не переходить, а перебегать через дорогу. Желание водителя проехать быстрее понятно, но оно не является оправданием опасного нарушения правил.

Возможно, частично исправить ситуацию помогут профилактические меры в виде наложения административных штрафов. Начальник отдела пропаганды ГИБДД г. Бийска Иван Четверяков заметил, что по результатам регулярных рейдов в текущем году было оштрафовано порядка 6 тыс. пешеходов, большинство из которых переходили проезжую часть в неположенном месте. Средняя сумма штрафа составляет 500 руб., и, учитывая средний уровень жизни в Бийске, она ощутимо бьет по карману горожан.

Напомним также, что летом 2015 года на сайте «Российской общественной инициативы» появилось предложение ввести штрафы для пешеходов и велосипедистов, передвигающихся в наушниках. А 2-го октября ИА ТАСС со ссылкой на газету «Известия» сообщило, что депутаты Калининградской области подготовили к рассмотрению законопроект, который позволит штрафовать на 500—800 руб. пешеходов, разговаривающих по телефону во время перехода дороги. Также депутаты предлагают ужесточить наказание за разговоры по телефону для водителей: если телефонный разговор стал причиной ДТП, то водителя следует штрафовать на сумму до 5 тыс. рублей или лишать водительских прав на срок до шести месяцев.
Будет ли принятие этих законопроектов одобрено и эффективно — неизвестно. Но как показывает практика, введение штрафов мало влияет на дорожную ситуацию. А изменится она тогда, когда мы научимся уважать всех участников дорожного движения и ценить жизнь.

Поделиться новостью