Город
Погода в городе
Автор:

Погода в городе

Давно стала анекдотом история про закрытие метеостанции, которое чиновники мотивировали так: «Зачем она нам нужна, если погоду можно посмотреть в Интернете?» А действительно — зачем? И почему прогнозы часто не совпадают с тем, что происходит за окном? В надежде это узнать мы отправились в гости к метеорологам, отмечающим 23 марта свой профессиональный праздник.

Читающие по облакам

Без двадцати двенадцать старший техник-метеоролог Инна Коваль второй раз за день выходит на площадку метеостанции «Бийск-Зональная». Делать это она будет каждые три часа. У неё ровно двадцать минут, чтобы произвести наблюдения, сверить показания нехитрых приборов с данными автоматики и отослать их в Новосибирск.

— Облачность... Видите: это называется «циррус фибратус» — «перистые нитевидные». Балла три я поставлю: везде небо голубое. Видимость хорошая... Если у нас башню водонапорную не видно, значит, пишем «200 метров», а если газовое хозяйство — «50»...

Метеоплощадку на окраине села Зонального можно узнать по высоченным мачтам с «самолётиками» анеморумбометров, измеряющих скорость и направление ветра. Такая же — а всего их в крае тридцать три — была и в Бийске, но в 2013-м её «оптимизировали»: из структур Росгидромета в нашем городе остались гидрологические посты да экологическая служба.

Самой тёплой на Алтае была зима 2006 — 2007 года

— В Бийск мы передаём температуру и атмосферные явления, — говорит Инна Викторовна. — А ещё у нас для Бийска есть вот это...

Подходим к устройству, которое на первый взгляд похоже на обычное ведро. На второй — так оно и оказывается.

— Когда выпадают осадки, мы их собираем и смотрим, какая щёлочность, — отмечает специалист.

«Часовой погоды» с 27-летним стажем, она осматривает снегомерные рейки, меняет в специальных будках ленты самописцев, непрерывно фиксирующих температуру и влажность, по очереди извлекает вытяжные термометры, уходящие в землю на три с лишним метра (это для сельского хозяйства). Кстати, чем глубже, тем теплее: если на глубине 40 сантиметров — минус 5,4 ?С, то самый длинный термометр показывает уже пять градусов тепла! Земля этой зимой промёрзла всего на 75 сантиметров.

— Один год у нас полтора метра было промерзание, — добавляет Инна. — А в этом году и морозов-то не было...

И то правда: по словам барнаульских синоптиков, среднемесячная температура прошедшей зимы (минус 10—13 ?С) оказалась почти на два с половиной градуса выше нормы. Впрочем, за всю историю метеонаблюдений она не попадает даже в тройку «призёров»: так, самой тёплой была зима 2006—2007 года (минус 8,6 ?С), затем идут зимы 2001—2002, 1982—1983 и 1992—1993.  

Среднемесячная температура прошедшей зимы почти на 2,5 градуса выше нормы

Возвращаемся на «базу». Сама станция — деревенский дом с четырьмя комнатами: два рабочих кабинета, кухня и комната отдыха. Гудит газовый котёл, у ног отирается Муська, персонально ответственная за защиту от мышей 70-летнего архива. У метеорологов периодически запрашивают данные о погоде в такой-то день и час правоохранители и суды.

— Да и просто люди обращаются, — говорит начальник станции Александр Крюков. — У кого ветром крышу снесло, у кого урожай в поле градом побило. Я прошлый год выезжал в Бийский район на обследование полей у фермера, составлял акт для страховщиков: двадцать гектаров посевов с землёй перемешало...  

На то, чтобы заполнить электронную таблицу, которая уже приготовилась «улететь» в  Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии, остаётся десять минут.  

— Осадки заносим. Ветер восточный, 2,2 метра в секунду, влажность 44 %, температура минус два, на почве — нулевая, узел кущения — минус три, давление растёт... Вот вы спрашивали, что для метеоролога главное, — поворачивается Инна Викторовна. — Главное — внимательность. Если этого нет, долго человек не проработает.

Уже лет пять, как система мониторинга климата автоматизирована — тем экзотичнее выглядит допотопный ртутный чашечный барометр на стене.

— Если метель, пурга, то всё отключается, а он никогда не подведёт.

— И часто отключается?

— В этом году нет, а в том году было. Мы вообще всё вручную сможем отследить: температуру воздуха и почвы, давление, ветер по флюгеру, максимальный порыв и скорость, влажность по гигрометру...

Верить только своим?

По категорическому утверждению Михайлы Ломоносова, «человеку ничего не оставалось бы требовать от Бога, если бы он научился правильно предсказывать погоду». Да мы особо и не требуем — только интересуемся, почему, когда весенним утром обещают минус шесть, бывает плюс четыре. Или наоборот.

— Ближайшая метеостанция у нас в Троицком, — объясняет Коваль. — Бывает, созваниваемся: у нас гроза, дождь, а у них небо голубое. А здесь километров тридцать пять всего. Поэтому погода такая штука: на одной улице град, на другой нет...

— Прогнозы — дело неблагодарное, — подхватывает Александр Михайлович, показывая похвальную грамоту станции от женевского офиса Глобальной системы наблюдений за климатом. — Мы просто наблюдатели: даём фактические цифры для прогноза. И чем точнее дадим, тем точнее будут прогнозы.

Самая высокая оправдываемость прогнозов — на сутки, неплохая — до 5—7 дней

Что же с этими цифрами делают предсказатели погоды?

— Они смотрят, откуда идут воздушные массы, определяют скорость смещения атмосферных вихрей — циклонов и антициклонов, учитывают направление ветра, облачность, интенсивность осадков, разницу температур, будем ли мы находиться в зоне прохождения атмосферных фронтов и так далее, — отвечает начальник отдела гидрометеобеспечения Алтайгидрометцентра Людмила Сырых. — Следят и за трансформацией воздушных масс: например, тёплый южный циклон из Казахстана, двигаясь над Сибирью, становится холоднее, и все эти факторы нужно учитывать.

— Так почему наблюдается такой разнобой в прогнозах?

— Потому, что у них может быть разный источник. Бийчанам я бы посоветовала пользоваться прогнозами именно Алтайского гидрометцентра, потому что модели прогнозирования, которые хорошо работают, скажем, для европейской части страны, для Сибири дают значительную погрешность. Самая высокая оправдываемость прогнозов (около 95 %) — на сутки, неплохая — до пяти — семи дней. А потом она резко уменьшается...

Поделиться новостью