В 2017 году в Бийске продолжится замена старых лифтов по краевой адресной программе капремонта.
Вместе с тем наибольшая часть горожан продолжит обеспечивать их безопасность своими силами под руководством управляющих компаний и ТСЖ. Как показывает практика, именно от их совместных усилий во многом зависит успешное решение этой проблемы.
Без диагностики — никуда
Сегодня в домах Бийска числится порядка 620 лифтов. По данным ООО «Модернизация», до недавнего времени обслуживающей полностью все городское лифтовое хозяйство, более 60% из них нуждается в ремонте.
В краткосрочный план краевой программы в первую очередь попадают лифты, срок эксплуатации которых составляет 25 лет и более. К этому моменту оборудование обязательно проходит полную диагностику — экспертизу технического состояния.
В конце 2016 года в 10 домах Бийска заработали 22 новых лифта, каждый из которых обошелся жильцам в 1 945 тыс. рублей
Процедура эта не из дешевых — от 13 до 18 тысяч рублей за лифт. Но именно ее результаты дают полное представление о том, какие ремонтные работы необходимо выполнить. Только после их проведения продлевается срок эксплуатации лифта.
По данным управления ЖКХ, на начало реализации краевой программы капремонта в Бийске числилось 144 лифта с истекшим сроком эксплуатации. Понятно, что со временем к программе, рассчитанной до 2043 года, будет подключаться все больше домов. Примечательно, но сегодня региональный оператор делает акцент на установку нового оборудования вместо ремонта старого.
Так, в конце 2016 года в 10 домах Бийска заработали 22 новых лифта, каждый из которых обошелся жильцам в 1 945 тыс. рублей. Если учесть, что капитальный ремонт морально устаревших лифтов обходится в 1,5 млн. рублей, а менять в них приходится практически все, то выбор в пользу установки новых очевиден.
Все упирается в финансовую сторону вопроса, поскольку в тарифе данные расходы не предусмотрены и идут в платежке отдельной строкой
В этом году по региональной программе капремонта запланировано установить еще 67 новых лифтов.
Эффективнее действовать сообща
Степень безопасности лифтового оборудования во многом определяет политика управляющей компании, а также ее умение достигнуть взаимопонимания с жильцами.
Пока у регионального оператора нет финансовой возможности единовременно обновить весь парк изношенных лифтов, и наибольшая их часть продолжает функционировать. А это значит, что качество необходимого текущего ремонта и содержания лифтов — в руках организаций, с которыми УК заключают договоры на обслуживание.
— Сегодня очень важно иметь полную и оперативную информацию по состоянию лифтов, так как она дает понимание, что делать дальше, — рассказывает директор УК «Центральная» Сергей Кофанов. — Тем не менее, бывает сложно убедить жильцов в необходимости диагностики. Все упирается в финансовую сторону вопроса, поскольку в тарифе данные расходы не предусмотрены и идут в платежке отдельной строкой. Но это прежде всего забота жильцов о собственной безопасности, а не прихоть управляющей компании.
... в 2013 году, чтобы снизить нагрузки на бизнес, лифты были выведены из реестра объектов повышенной опасности (ОПО), и Ростехнадзор перестал контролировать их состояние
В то же время и УК со своей стороны важно предпринимать необходимые меры. Так, по словам Сергея Кофанова, сегодня в домах, которые обслуживает УК «Центральная», ведется установка системы диспетчерского контроля. Она анализирует работу каждого лифта в режиме реального времени.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС-011-2011), к 2020 году такой системой должны быть оборудованы все лифты на территории России. Причем это не просто обеспечение двусторонней связи на случай экстренной ситуации. Эта система еще и предварительно устанавливает причину неисправности лифта.
Как отметила председатель совета домового комитета Марина Бурнашова, жильцы их дома (ул. Ильи Мухачева, 254) уже оценил выгоду проделанной работы:
— Во-первых, люди чувствуют себя комфортнее, потому что, если вдруг лифт остановился, для связи с диспетчером достаточно нажать кнопку.
Раньше можно было просидеть в застрявшем лифте довольно долго. Памятки с телефонами экстренной службы нередко срывали хулиганы, а тот, кто знал их наизусть, в панике мог просто растеряться.
... российская статистика последних лет подтверждает рост человеческих жертв и тяжелых травм в лифтах. Особенно резонансными в 2015—2016 гг. стали два случая в Москве, в результате которых погибли женщина 36 лет и десятимесячный ребенок
Во-вторых, жильцы выиграли в материальном плане: расходы по установке системы и абонентскую плату за ее содержание взяла на себя организация «Сити-Лифт-Центральное», обслуживающая наши лифты. В итоге для нас список услуг расширился, но ежемесячный тариф в платежках остался прежний — 3,37 руб. с кв. м., и никакой дополнительной платы за это не взимается.
Государство планирует вернуть себе надзор
Наиболее острым пока остается вопрос лицензирования компаний, занимающихся обслуживанием лифтов.
Дело в том, что в 2013 году, чтобы снизить нагрузки на бизнес, лифты были выведены из реестра объектов повышенной опасности (ОПО), и Ростехнадзор перестал контролировать их состояние.
В 2016 году в Госдуму был внесен законопроект, призванный вернуть лифты и лифтовое оборудование к объектам повышенной опасности
В 2014 году часть полномочий ведомству вернули, сводятся они к проверке необходимой документации у владельцев лифтов. Внеплановые проверки проводятся только по факту произошедшей аварии, либо в случае обращения жильцов с жалобой на неисправность лифта.
У Ростехнадзора нет права проверять обслуживающие и ремонтные компании, а также тех, кто оценивает техническое состояние лифтового хозяйства.
Однако российская статистика последних лет подтверждает рост человеческих жертв и тяжелых травм в лифтах. Особенно резонансными в 2015—2016 гг. стали два случая в Москве, в результате которых погибли женщина 36 лет и десятимесячный ребенок.
В 2016 году в Госдуму был внесен законопроект, призванный вернуть лифты и лифтовое оборудование к объектам повышенной опасности. Также планируется вернуть Ростехнадзору полномочия по контролю над состоянием лифтов и ввести обязательное лицензирование организаций по их техническому обслуживанию и ремонту.
Пока ни один из предложенных законопроектов не претворен в жизнь. А значит, безопасность жильцов по-прежнему в значительной мере зависит от УК и ТСЖ, принимающих решение о сотрудничестве с той или иной организацией, по крайне мере, они имеют больше возможностей проверить компетентность и уровень квалификации специалистов, которым предстоит обслуживать лифты в их домах.