Город
"Скорая помощь" для трамвая: Как выжить экологическому транспорту в Бийске
Автор:

"Скорая помощь" для трамвая: Как выжить экологическому транспорту в Бийске

Бийское трамвайное управление имеет многомиллионную задолженность, но при этом новый руководитель предприятия мечтает сделать перевозку пассажиров безубыточным бизнесом и даже развить его.

Насколько это реально в существующих условиях, попыталась разобраться Общественная палата Бийска.

 

Экономия и долги

Уже в начале разговора новый директор Бийского трамвайного управления Сергей Елясов подчеркнул, что положение предприятия оценивается как экономически неустойчивое. В этом году открыто судебное производство о признании несостоятельным трамвайного управления, и результаты этого процесса будут известны в течение месяца.

Справедливости ради надо сказать, что финансовые проблемы трамвайного управления начались не сейчас, а существуют в течение последних нескольких лет. Город пытался помогать как мог, в частности бюджетные вливания проводились регулярно. Но от убытков это не спасало.

Удивительно другое. Многие годы на фоне серьезных экономических проблем не происходило серьезного реформирования в отношении откровенно убыточного муниципального предприятия и не менялся его директор. Летом этого года бывший руководитель ушел, был даже награжден почетной медалью. Вместо него трамвайное управление возглавил Сергей Елясов, выходец из транспортной сферы БОЗ.

Как объяснил Сергей Елясов членам Общественной палаты, сразу после его прихода и смены власти в администрации города была разработана программа по снижению расходов трамвайного предприятия и росту рентабельности.

В первую очередь пришлось пойти на непопулярные, но крайне необходимые меры. Начали с того, что оптимизировали численность работников трамвайного управления. За год она снизилась почти на 90 человек и сегодня составляет примерно 500 сотрудников. 30 процентов от сэкономленного фонда оплаты труда распределено между оставшимися работниками, поскольку у них появились новые обязанности. На этом не остановились. За счет оптимизации питания сотрудников предприятия пришли к сокращению расходов еще на 1 млн рублей.

 

Повышение рентабельности возможно через полтора года

Но если кадровое реформирование в основном закончено, то энергоэффективность предприятия — это задача на многие годы вперед. На данный момент около 16 процентов всех расходов трамвайного управления составляют расходы на электроэнергию. Уже сегодня с целью сокращения расходов на освещение осуществлен переход на экономичные светодиодные светильники. На 2018 год запланирован ввод в эксплуатацию модернизированных электроприводов и другие процедуры по энергосбережению. Как уточнил Сергей Елясов, только внедрение данных мероприятий позволит уменьшить расходы передвижного состава в среднем на 8 процентов.

Следующим серьезным действием стала работа по оптимизации расписания движения трамваев, анализируется пассажиропоток. Появится новое расписание, и оно должно быть экономически сбалансированным. Есть вопросы к движению трамваев в вечернее время, когда вагоны нередко идут практически пустыми. Такую "роскошь" ни город, ни бийские трамваи себе позволить не могут.

Все эти усилия не пропали даром. Уже сейчас можно говорить о первых результатах работы обновленного трамвайного управления. Согласно данным его руководителя, в последние месяцы электрический транспорт наукограда работает почти без убытков. Проблему создают накопившиеся долги предприятия. При полном внедрении всех мер по оптимизации и эффективности Бийское трамвайное управление имеет предпосылки для стабильной работы без убытков, но только во второй половине 2019 года.

 

За что город платит трамвайному управлению

Исполняющий обязанности главы администрации города Александр Студеникин подчеркнул, что городские власти традиционно поддерживают трамвайное управление всеми доступными средствами. Чтобы работать без убытков, бийскому трамваю еще только "предстоит пройти серьезный путь":

— Мы делаем все для того, чтобы сохранить трамвай в городе. Но для привлечения пассажиров нельзя действовать только административным путем.

Сегодня нужно серьезно подумать, как привлечь пассажиров в трамваи. В ближайшие годы трамвай может стать более удобным транспортом, поскольку ежегодно в Бийске растет количество машин, а значит всех нас ждут пробки на дорогах. Трамвай в этом отношении имеет целый ряд преимуществ в движении: ему пробки не страшны. Для привлечения пассажиров уже сегодня надо поднять скорость движения трамваев. Пока же в этом отношении электрический транспорт проигрывает не только машинам, но и автобусам. Однако для увеличения скорости нужен капитальный ремонт трамвайных путей, а это уже очень значительные вливания, которых нет.

Обсудили члены Общественной палаты и непростой вопрос стоимости проезда в трамвае. Сегодня мало кто из горожан знает, что на самом деле экономически рассчитанная цена проезда в трамвае выше той, что чем предлагается бийчанам. Просто часть стоимости компенсирует город из своего непростого бюджета, потому что трамвай является социальным транспортом. В силу этого цена на него всегда была ниже автобусной, а сегодня они сравнялись. По мнению некоторых горожан, это негативно сказывается на количестве пассажиров, которые все чаще выбирают автобус. Возврат к разной цене на проезд в трамвае и автобусе мог бы вернуть пассажиров на электротранспорт, но решить эту проблему непросто, поскольку увеличение стоимости проезда в автобусе социально опасно на фоне падения доходов населения города. Уменьшить цену на проезд в трамвае и тем самым увеличить разницу в компенсацию стоимости за проезд в трамвае тоже нельзя — для этого у городского бюджета просто нет средств. Поэтому работы по реанимированию трамваев предстоит много, и вся она непростая.

В завершение же непростой беседы представители Общественной палаты города высказали надежду, что трамваи в Бийске переживут нелегкие времена. Наукоград увидит в будущем не ржавые трамваи, а обновленный электрический транспорт на своих улицах.

 

Справка

Сегодня Бийское трамвайное управление — это 77 единиц пассажирского подвижного состава. Общая протяженность трамвайных путей в городе составляет более 70 км. Движение трамваев осуществляется по пяти основным маршрутам. Длительность работы электрического транспорта в сутки составляет около 12 часов, средняя скорость движения трамваем — 18 км в час. Ежедневно около 30 тысяч пассажиров перевозится трамваями.

Поделиться новостью