Этого долго ждали, пугали и наставляли. С 1 мая коммунальная картина города могла быть существенно перекроена: многие УК, не осилив сложные этапы лицензирования, ушли бы в небытие.
Андрей Таран: «Условия отбора были жесткие»
В итоге, как стало известно после майских праздников, из 38 бийских обслуживающих организаций лицензию получили 32, документы еще 6 организаций — на стадии рассмотрения и выдачи положительного заключения. В связи с этим ни с одной компанией договор не расторгнут, все как обслуживали свои дома, так и обслуживают. Так что «коммунальный конец света» отменяется.
... для жильцов многоквартирных домов, кто давно хотел сменить свою УК, настал благоприятный момент — некоторые УК получили «чистую» лицензию, нужно заново проводить общее собрание и говорить заветное «да» той или иной обслуживающей организации
По мнению начальника управления ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства администрации Бийска Андрея Тарана, бийские обслуживающие организации продемонстрировали свой профессионализм.
— Условия отбора были жесткие, все руководители сдали квалификационные экзамены, — отметил он.
При этом стоит заметить, для жильцов многоквартирных домов, кто давно хотел сменить свою УК, настал благоприятный момент — некоторые УК получили «чистую» лицензию, нужно заново проводить общее собрание и говорить заветное «да» той или иной обслуживающей организации.
Получить лицензию — лишь начало
Как утверждают эксперты, трудности по-прежнему впереди. Условия лицензирования таковы, что УК могут лишиться права осуществлять свою деятельность уже в процессе работы.
Как уточнил руководитель Государственной инспекции Алтайского края Александр Урбах, лицензирование несколько изменило надзорную деятельность. После 1 мая жилищные инспектора будут осуществлять два вида деятельности: государственный жилищный надзор в отношении ТСЖ и лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, которые получили лицензии на право управления многоквартирными домами.
... при введении системы лицензирования даже добросовестная УК не возьмет дом с высокой степенью износа, потому что эффективность управления таким домом будет низкой, что грозит штрафами. Значит, обслуживание проблемных домов ляжет на муниципалитеты
Проверочные мероприятия будут как внеплановые, проводимые в связи с письменными обращениями граждан, так и плановые, осуществляемые на основании планов, утвержденных органами прокуратуры.
В отношении управляющих организаций, которые получили лицензии на право управления многоквартирными домами, проверочные мероприятия будут проводиться инспекцией после согласования с органами прокуратуры.
В итоге, если УК не смогут соблюдать довольно жесткие условия, лицензию они потеряют, а их дома будут переданы конкурентам — по выбору собственников или по итогам конкурса, организованного муниципалитетом. В переходный период дома будет обслуживать Бийская служба спасения, отметил Андрей Таран.
Кто будет обслуживать аварийные дома?
Руководитель управляющей организации «Центральная» Сергей Кофанов в своем докладе на заседании Общественной палаты города уже озвучивал трудности, с которыми столкнутся организации, прошедшие конкурс.
— Состояние многих многоквартирных домов близко к аварийному, у них большой износ. Такими они достались собственникам в ходе приватизации, — цитирует слова Сергея Кофанова сайт городской администрации. — Имея в управлении старые дома, у УК возникает угроза навлечения на себя штрафов за невыполнение перечня требований, прописанных в лицензии. Полагаю, что при введении системы лицензирования даже добросовестная УК не возьмет дом с высокой степенью износа, потому что эффективность управления таким домом будет низкой, что грозит штрафами. Значит, обслуживание проблемных домов ляжет на муниципалитеты. Было бы правильнее аттестовывать не УК, а объекты недвижимости. Например, это может быть паспорт с оценкой энергоэффективных работ, проведенных на доме.
Также эксперт отмечает, что трудность в управлении многоквартирными домами состоит в регулярном проведении общих собраний собственников жилья, мнение которых должно учитываться компаниями при установлении тарифов на жилищные услуги. Жители создают проблемы, не понимая сущности законодательных и регулирующих положений в сфере ЖКХ, поставщики используют пробелы в законодательстве для собственных интересов, что повышает социальную напряженность.
Поэтому требуется продуманная и системная работа как по профессиональной подготовке и переобучению управленцев в ЖКХ, так и правовому просвещению и информированию собственников многоквартирных домов, с подключением всех заинтересованных сторон.