В 2016 году в образовательных учреждениях края прошел второй этап независимой оценки их деятельности. Недавно опубликованные результаты особенно порадовали бийчан: сразу несколько школ и детских садов наукограда заняли почетные верхние строчки рейтинга. В десятку лучших профессиональных образовательных учреждений вошел и Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса.
Что именно оценивала комиссия, какова степень объективности оценки, разбирался наш корреспондент.
Окончательные итоги подведут через год
Сразу стоит оговориться, что рейтинг 2016 года справедлив только для тех, кто оценивался именно в этом году.
Дело в том, что эксперты должны посещать каждое учреждение не реже, чем раз в 3 года. Учитывая это, все образовательные организации края распределили на три года — с 2015 по 2017, и каждый год составляется отдельный топ лучших.
В 2015 году оценку прошло 752 учреждения из 21 района и Барнаула. По итогам оценки в ТОП-100 вошли 25 школ и 50 детсадов краевой столицы.
В 2016 году комиссия оценила 630 образовательных заведений. Всего было охвачено 24 муниципалитета, в том числе — города региона. Оценку прошли 246 детсадов, 323 школы, 30 ссузов и 31 учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отметила начальник отдела образования Елена Андреева, по итогам оценки Бийск вполне достойно выглядит на общем фоне.
В десятку лучших вошли 12 школ Бийска, включая школу-интернат № 2 и № 3. Гимназия №11 и школа №3 стали лучшими в крае и занимают первую строчку рейтинга. Среди дошкольных учреждений лучшим стал детский сад № 27, который занимает третье место в списке.
Всего независимую оценку в 2016 году прошли 26 школ и 40 детских садов из Бийска. В ТОП-100 образовательных организаций края вошли 13 школ (50%) и 10 детских садов (25%) наукограда.
По данным Минобразования региона, в 2017 году независимая оценка охватит оставшиеся 802 организации. В их число также войдут 159 учреждений дополнительного образования и 282 негосударственных организации.
К началу 2018 года на основании информации, полученной за 3 года, будет составлен итоговый общекраевой рейтинг.
Что и как оценивается
Полное название процедуры, которую проходят школы и детские сады, — независимая оценка качества оказания услуг. Здесь не берутся во внимание результаты ЕГЭ и уровень знаний в целом. Это оценка с точки зрения «потребления» услуг: насколько комфортны классы, каково отношение педагогов, насколько детям доступна техника и подобное.
В основе оценки лежит 4 критерия: информационная открытость, комфортность условий, вежливость, доброжелательность и компетентность педагогов, удовлетворенность родителей и детей качеством образовательной деятельности.
Оценка проводится в два этапа. Сначала краевые специалисты оценивают информационную открытость (доступность) организаций, анализируя их сайты. Здесь учитывается полнота и актуальность информации об учреждении, наличие сведений о педагогах, доступность взаимодействия с детьми и родителями по телефону, электронной почте и с помощью электронных сервисов.
Один из важных моментов, который учитывает комиссия, — это возможность внести свои предложения по улучшению работы школы или детсада и возможность отслеживать, как продвигается рассмотрение обращений, поступивших от граждан.
На втором этапе, осенью, оцениваются остальные три показателя. При этом степень комфортности изучают 15 независимых экспертов (представители городской общественности, бийского отделения «Всероссийского общества глухих», Общественного Совета по развитию образования, Общественной палаты, Думы города и другие).
Под «комфортностью» в данном случае понимается не только материально-техническое обеспечение, соблюдение норм здравоохранения, питание и охрана. Сюда также входит наличие условий для индивидуальной работы с ребенком и для обучения детей с ограниченными возможностями, наличие кружков и секций, психолога, медработника. Также комиссия отмечает, предоставляются ли возможности для участия школьников в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Иными словами, полностью оценивается инфраструктура учреждения.
Доброжелательность и компетентность педагогов оценивают уже родители. Для этого проводится анкетирование, причем не только в бумажном, но и в электронном варианте.
В Бийске во время независимой оценки бумажные анкеты использовали 15 образовательных организаций, а электронные заполняли в 51 учреждении.
Всего свое мнение высказали 2303 родителя. В среднем это по 35 родителей от одной организации.
Выводы
В целом итоги независимой оценки 2016 года положительные.
По данным Минобразования региона, 63% учреждений получили оценку "отлично", 35% — "хорошо" и 2% — "удовлетворительно". Самые низкие показатели продемонстрировали профессиональные образовательные организации, где «отличниками» являются лишь 29%, а «хорошистами» — 66%.
Лидерство же принадлежит учреждениям для детей с ограниченными возможностями здоровья: 97% — "отлично" и 3% — "хорошо".
Безусловно, говорить о всесторонней объективности в данном случае нельзя. Ведь для оценки используется методика, когда при среднем арифметическом за все пункты более 50 школа получает 10 баллов. В итоге, если в школе доступность детей к технике оценивается на 29 баллов, а общее состояние и оформлением классов на 100, среднее арифметическое все равно получается больше 50, поэтому, несмотря на благоприятный внешний фон, многим учреждениям еще есть над чем работать.
Так, руководитель комиссии Общественного совета по проведению независимой оценки Светлана Чуракова отметила, что у детских садов серьезные проблемы с "информационной открытостью". По ее словам, сейчас практически все родители пользуются Интернетом, и игнорировать развитие своих сайтов детсадам просто непозволительно.
Если верить результатам проведенной оценки, многие детские сады Бийска тоже испытывают ряд проблем. Не случайно в десятке лучших оказались лишь 4 наших детских сада из 40, а ведь в ТОП-10 вошли и 4 детсада из Заринска, но там их оценивалось всего 10.
Пока же у каждого учреждения есть время «подтянуть» слабые места до очередной независимой оценки. А что покажет текущая, узнаем в конце года.