Город
"Золотые ворота": Вчера, сегодня, завтра
Автор:

"Золотые ворота": Вчера, сегодня, завтра

«Золотые ворота» — один из самых амбициозных, масштабных и многообещающих проектов современного Бийска.

Автотуркластер возводится на въезде в город и входит в федеральную программу по развитию туризма. Наш город, который позиционируется как ворота в Горный Алтай, при успешной реализации проекта получит новую жизнь. Появятся дополнительные рабочие места, новые возможности для местного бизнеса, увеличатся налоговые отчисления в городской бюджет.

«Деловой Бийск» отслеживал, как зарождался и развивался проект. Не все было гладко. Схема частно-государственного партнерства давала сбои. Инвесторы то появлялись, громко анонсируясь в СМИ, то исчезали. Проект корректировался, сроки сдвигались. Но работа продолжалась. Итак, предлагаем вспомнить, как это было.

2009—2011

Сначала появилась мечта, потом деньги

Помощник главы города Руслан Емельянов вспоминает:

— Идея создания автотуркластера «Золотые ворота» появилась еще в 2009 году, но тогда не было понятно, как ее можно претворить в жизнь. Не существовало ни краевой, ни федеральной программ. Очевидно, что инвестор не придет на голое поле без коммуникаций. Время шло, идея трансформировалась. И в 2011 году, когда стартовала профильная федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», стало ясно, что это тот самый инструмент, который поможет создать инвестиционную площадку.

Примечательно, что проект Бийска сразу выбился в фавориты. Всего от регионов на участие в федеральной программе было подано 272 заявки, и «Золотые ворота» попали в 6 проектов, которые были включены в программу сразу на первом этапе конкурсного отбора. А после бийский проект попал и в краевую профильную программу.

Почему «Золотые ворота» решено было возводить именно на въезде в город?

— Во-первых, у стелы «Бийск» всегда останавливаются люди, независимо от турсезона, — отмечает Руслан Емельянов. — Во-вторых, здесь начинается земля города, и мы можем распоряжаться ею, как хотим. Это абсолютно свободная земля, нет никаких ограничений на ее использование, охранных требований, как, в старой части города. Максимальный простор для фантазии инвестора. В-третьих, это перспективное место для развития города. На въезде в город от стелы в сторону поселка Нефтебазы расположено около 270 гектаров пустой городской земли. Можно строить жилье: и коттеджные поселки, и многоэтажки.

Туристический рай

По задумке, «Золотые ворота» должны стать витриной города, своеобразной рекламой экскурсионных возможностей Бийска. Задача — задержать в городе турпоток, ведь раньше туристы торопились в Горный Алтай и проезжали мимо.

Для этого будет оказываться целый комплекс услуг: реклама туристических объектов Бийска, бронирование мест и продажа путевок, прокат автомобилей, сувениры и продукция «Алтайского биофармкластера», появятся офис-центр, конференц-зал, рестораны, гостиницы, автосервис, товары в дорогу. Все для того, чтобы туристы, экономя время и деньги, могли удовлетворить свои потребности в одном месте. Общая территория кластера — около 60 гектар.

То, что проект будет успешным, не вызывало у его инициаторов сомнений. Проведенные маркетинговые исследования подтвердили потребность в создании на трассе Новосибирск-Чемал таких оазисов, где можно пообедать, заправить автомобиль, снять деньги в банкомате, купить в дорогу лекарства, зарядить телефон и т.д.

К тому же клиенты «Золотых ворот» — это не только туристы, но и дальнобойщики, водители автобусов, транзитные пассажиры, все, кто едет по трассе.

И государство, и бизнес — вложатся все

Итак, проект стартовал. На первом этапе делались весьма оптимистичные прогнозы, казалось, что кластер будет сдан в короткий срок. Из бюджетов различного уровня на «Золотые ворота» поэтапно планировалось направить 370 млн рублей.

Достаточно быстро нашелся и генеральный инвестор. Компания из Кемеровской области готова была вложить еще 1 млрд 80 млн рублей.
— Торгово-производственный дом «Авангард» — уникальное предприятие, которое взяло на себя ответственность за этот проект и перед инвесторами, и перед государством, — комментировала «Деловому Бийску» представитель компании «АТК «Золотые ворота» Ирина Комарова. —

Процесс идет достаточно сложно, проект особенный, основан на сотрудничестве бизнеса и власти. А это ответственно и связано с большой бумажной волокитой. Но перспективы представляются оптимистичными.

2012

«Золотые ворота» теряют млрд инвестиций

Но не прошло и года, как проект остался без главного и единственного инвестора.

— Все работы, связанные с обеспечением площадки инфраструктурой, близки к завершению: подведены канализация, вода, электричество и газ, — отчитался перед журналистами глава администрации Бийска Николай Нонко. — Настало время начинать возводить объекты: торговый центр, гостиницу, СТО. Но инвестор не проявил серьезных действий. Ему было предложено активизировать темпы или отказаться от площадки. Он выбрал второе. В связи с этим город в срочном порядке начал искать ему замену.

Кемеровская компания попыталась обвинить в срыве сделки бийских участников проекта, на это в городской администрации ответили, что «компания на весьма льготных условиях получила порядка 40 гектар земли и, видимо, решила, что сможет ею торговать. Этого не получилось».

— Изначально все было очень позитивно, но к практическому исполнению так и не пришли, — резюмировал помощник главы города Руслан Емельянов. — Инвесторы хотели найти заказчика, кому они построят объект и отдадут, а городу был нужен инвестор, который строит объект для себя. Это было основное противоречие.

В итоге городская администрация пришла к выводу, что не стоит отдавать такой важный и серьезный проект на откуп третьим лицам. Главным заказчиком всех работ стал муниципалитет. Решено было искать застройщиков под отдельные объекты.

Сомнения: а будут ли ворота?

Губернатор Александр Карлин озвучил, что взамен «не проявившего себя должным образом» ООО «АТК «Золотые ворота» найдены новые инвесторы. Но пока их имена держат в секрете.

Такое замалчивание «козырей» дало повод слухам, будто этот масштабный проект и вовсе приостановлен. Но в городской администрации заверили, что работа ведется в штатном режиме, а новыми инвесторами выступают три бийские организации.

Строительство первых объектов «Золотых ворот» инвесторы по плану должны были начать уже весной 2013-го, а завершить строительство кластера — в 2016 году.

2013

У «Золотых ворот» появилась управляющая компания

Озвучены имена двух инвесторов: ИП Гасанян Т. М. взял на себя зону автосервиса, ИП Малышев В. И. будет строить гостиничный комплекс.

Но “Золотым воротам” инвесторов по-прежнему не хватает. В связи с этим на заседании рабочей группы принято решение создать управляющую компании АТК «Золотые ворота». Ее руководителем стал предприниматель Игорь Степанов, директор холдинговой компании «Царь-Терем», депутат Думы Бийска.

— Управляющая компания возьмет на себя много задач, — рассказывал «Деловому Бийску» Игорь Степанов. — Первая и самая основная — поиск новых инвесторов, а также повышение степени лояльности и доверительности у потенциальных партнеров проекта, формирование положительного имиджа «Золотых ворот», усиление прозрачности деятельности на всех этапах. Для всего этого при поддержке городской и краевой администрации она и создается.  

2014

И опять двадцать пять: кластер остался без инвесторов

На заседании Думы Бийска принимается решение, что недобросовестные резиденты туркластера будут платить за аренду муниципальной земли в 1000 раз больше. С 63 рублей за гектар цена возрастет до 63 тысяч для тех, кто заключит договор аренды земли, но в течение года так и не приступит к строительству выбранного объекта.

При этом депутаты не повысили, а вернули первоначальную стоимость аренды земли, убрав льготы.  

В число недобросовестных арендаторов попали оба инвестора «Золотых ворот» ИП Малышев и ИП Гасанян, которые, по словам депутатов, землю оформили, но строить на ней так ничего и не начали. Так во второй раз «Золотые ворота» лишились своих инвесторов.

— Проект жизнеспособный. Поверьте, через год-два от инвесторов отбоя не будет! — сохранил оптимистичный настрой руководитель управляющей компании Игорь Степанов. — На участке рядом с кластером откроются несколько автосалонов. С другой стороны дороги появится региональный гипермаркет по продаже строительных материалов. Но самое главное, за «Золотыми воротами» начнется строительство жилищного комплекса. Это говорит о том, что город будет развиваться именно здесь, на горе!

К тому же, появился перспективный местный инвестор, и у Игоря Степанова есть уверенность, что в число недобросовестных он точно не попадет.

2015—2017

Кризис. Консервация. Простой

Эти годы стали самым тяжелым периодом для бийского амбициозного проекта. За плечами — несколько фальш-стартов. Федеральные средства освоены, а инвесторы где? Зарытые в землю миллионы и пиар на международном уровне окажутся бессмысленными, если на землю не придет крепкий хозяин.

Руслан Емельянов вспоминает:

— Казалось, дело тронулось. Но в 2014 году начались кризисные явления в экономике. По телевизору говорили, что кризиса нет, но мы видели, что ситуация ухудшается. Это повлияло и на строительство «Золотых ворот» — на пару лет проект встал. Мы бегали, искали инвесторов, инвесторы искали деньги. Появился инвестор ИП Саламатова В.А. Дело пошло на позитив. Но финансовая ситуация в стране не улучшилась. Пришлось заморозить стройку. То же произошло с желающими возвести торгово-развлекательный комплекс. Сомневаться в серьезности их намерений не приходилось, но санкции затронули и эту сферу бизнеса. В итоге ТРЦ пока не строится, но аренда за землю исправно платится.

2018

Дождались! Скоро появится «Горная страна»

По начальному плану “Золотые ворота” должны были сдаться в 2016 году, но наступил 2017 год, а ничего построено не было.

В конце 2017 года подул ветер перемен. В городе произошла смена руководства. Новому мэру Александру Студеникину удалось достигнуть договоренности с инвестором ИП Саламатова В. А.

Стройка началась. Это первый и пока единственный инвестор на площадке, который от слов перешел к делу.

На данный момент строительство комплекса придорожного сервиса «Горная страна» идет полным ходом. В него войдут информационный центр, ресторан быстрого питания, детская комната, а также магазин сувениров и товаров, произведенных на Алтае. В перспективе появятся парк, мини-зоопарк, мотель, автомойка и шиномонтажная мастерская.

Как сообщила «Деловому Бийску» руководитель проекта Вера Саламатова, первоначальный вариант застройки был несколько изменен, однако не стал от этого менее интересным. Новые решения появились и в интерьере, в том числе — идея использовать большие качественные фотографии алтайской природы. В холле мотеля гостей будет встречать фотоснимок размером 7 на 4 метра.

ТРЦ «Воскресенье» — это тоже «Золотые ворота»

Как пояснил глава города Александр Студеникин, кластер может объединять объекты, находящиеся на разных территориях.

— ТРЦ “Воскресенье” также расположен на туристическом маршруте и выполняет функцию привлечения туристов. То, что он находится не на площадке у въезда в Бийск, не значит, что он не может быть частью кластера, — прокомментировал мэр.

Напомним, ТРЦ введен в эксплуатацию в 2014 году, в проекте туркластера он не значился вплоть до 2017 года.

Еще администрация Бийска планирует передать земли по соседству с автотуркластером под жилищное строительство. В перспективе здесь должны появиться два поселка, часть земли отдадут под индивидуальную застройку, а часть — многодетным семьям. Для этого необходимо будет обустроить инфраструктуру. Работа уже началась.

От стилизованной Бийской крепости пока отказались

Не все, что изначально задумывалось, удалось воплотить. Так, проходил конкурс дизайнерских проектов «Золотые ворота». Победителем стал художник Павел Коробейников. Его работа в виде распахнутых золотых ворот получила самую высокую оценку жюри.

Предполагалось, что ворота будут светиться в темноте. Но проект останется на бумаге, ведь конкурс организовывал первый инвестор.
Отказались пока от идеи воссоздания стилизованной Бийской крепости.

Видимо, не приедут в Бийск и чиновники-байкеры. Экс-губернатор Александр Карлин обещал лично привезти известных байкеров, в том числе из высокопоставленных чиновников, если на территории кластера появится прокат автомобилей и мотоциклов.

Вывод:

Когда кластер распахнет двери для первых посетителей, это будет праздник со слезами на глазах. Настолько непросто оказалось осуществить на практике принцип частно-государственного партнерства.

Несмотря на тяжелые времена, инициаторы кластера до последнего верили в его жизнеспособность. А владелец “Горной страны”, по сути, спас проект. Как рассчитывает горадминистрация, после первого успешно запущенного объекта привлечь новых инвесторов будет гораздо проще.  

Жизнь у стелы Бийск теперь кипит. Ведется работа над созданием торгово-логистического терминала, который разместится на второй линии “Золотых ворот”. Также планируется отремонтировать площадку у стелы. Поставили столбы, проведут освещение. Обещают, будет красиво.

Поделиться новостью