Культура
Оксфордские заметки
Автор:

Оксфордские заметки

Корреспондент «Делового Бийска» неделю просвещалась в Оксфорде, а еще ходила по пабам и вдыхала запах благородной старины.

В Оксфорде прошел семинар «СМИ и общество», организованный для русскоговорящих журналистов. Темы семинара были самые разнообразные, вели ведущие журналисты, а также эксперты в политике и экономике из России, Англии, Франции, Норвегии.

Побывать на таком семинаре мне, как журналисту, было интересно. Поэтому, отправив заявку, была безгранично рада, когда получила приглашение.
Из Оксфорда я вернулась с фотографиями, исписанными блокнотиками и, конечно же, с особым настроем, которым хочу поделиться.
 

Welcome to London, или
Самое интересное впереди

Один ночной поезд, два самолета, три пропущенные ночи — и мы приземляемся в Хитроу, аэропорту Лондона.

Огромный, светлый, известный. Всех прилетевших встречают фотографии лондонцев с подписью «Welcome». Далее идут фото из серии «Ты можешь больше», где демонстрируются безграничные способности человека. Среди них — две женщины в свадебных платьях и между ними девочка… «Ты можешь больше». Секунда, чтобы сообразить. Вон оно как! Окей… Горизонтальный эскалатор, на котором проезжаю мимо плакатов, уносит меня дальше. К выходу из Хитроу. Прямо в Лондон.

Я не была здесь шесть лет и теперь точно могу сказать, не показалось, Лондон действительно пахнет. По-особенному. А точнее, цветет и пахнет в любое время года.

Подходим к нашему автобусу, который за полтора часа доставит нас в Оксфорд. И тут осознаю, как соскучилась. Здравствуй, левостороннее движение, здравствуйте, красные автобусы. А самое интересное — впереди!

Культивированная неухоженность

Заселяемся в отель, знакомимся, бросаем сумки и буквально бежим смотреть Оксфорд, дышать Оксфордом, проникаться этим городом.

Это уникальное место, которое веками сохраняет облик и бережно хранит свою историю. Здесь Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес», можно посидеть под деревом, где реальный Кэррол общался с реальной Алисой.

Здесь в пабе «The Eagle and Child» Джон Толкин читал друзьям отрывки из «Властелина колец» и, если верить легендам, кричал владельцу паба: «Увидишь, я стану знаменитым!». Один из старейших оксфордских пабов, открытый с XVII века, работает до сих пор.

Все это предстояло узнать, увидеть, потрогать, посидеть в тесных душных пабах, выпить эль и, конечно, поговорить обо всем на свете.

А пока мы идем по улицам Оксфорда. Мимо пробегают студенты, проезжают велосипедисты, а на Темзе даже в это время года тренируются в гребле. Жизнь кипит, но при этом нет толкучки и суеты мегаполиса.

На окраине Оксфорда царствует «культивированная неухоженность»: опавшие листья, заросшие деревья, мох — все это придает дворикам особое очарование.

Уже в сумерках посещаем старейший паб Оксфорда «Bear», дата открытия — 1292 год. Здесь, кстати, хранятся кусочки галстуков известных выпускников университета, можно попробовать найти кусочек галстука Билла Клинтона. Заходим и попадаем в атмосферу панибратского дружелюбия.

— Эй, дружище, а расскажи-ка нам историю, как у вас появилось столько галстуков, — обращаемся к бармену.

— Без проблем, — говорит тот и начинает рассказывать.

Такое ощущение, можно подойти к любому человеку, познакомиться и пропустить с ним по кружечке.

Далее направляемся в кафедральный собор самого знакового колледжа Оксфорда Christ Church College, успеваем на вечернюю воскресную мессу, которая проходит в сопровождении детского хора и органной музыки. Непередаваемое чувство: собор XVI века, орган, молитвенники и песнопения на чужеземном языке.

А на улице при свете фонарей любуюсь архитектурой здания и узнаю, что здесь тоже проходили съемки Гарри Поттера. В Christ Church «размещалась» столовая Хогвардса. Хотя для этой роли подошел бы весь Оксфорд — столько в нем готичной загадочности и волшебства.

После возвращаемся в отель, и разговоры продолжаются далеко за полночь. Темы обсуждений — от политических реалий до глубинных вопросов бытия. Атмосферой просвещенности понемногу проникается каждый. И вот уже беседы напоминают шахматную партию, где фраза — как удачный ход, в речи мелькают слова «отнюдь» и «позвольте возразить». И я вспоминаю, что беседа, как произведение искусства, может быть прекрасной, и ее можно создавать.  

В каждом колледже — своя церковь и библиотека

Атмосфера просвещенности с нами все неделю. Она царит на сессиях семинара, на кофе-брейках, на экскурсиях, на прогулках и в вечерних разговорах в пабах. Спать категорически некогда. Да и сама реальность как сон.

Каждый день дарит новые встречи. Наша группа знакомится со студенткой Олой из Чикаго, которая интересуется Россией и уже успела несколько раз в ней побывать.

С Олой общаемся несколько дней, за это время узнаем много интересных особенностей об учебе в Оксфорде. Оказывается, в одном из старейших университетов Европы не стараются угнаться за прогрессом. Студенты до сих пор ходят в библиотеки, где даже нет электронного каталога, а только книги, много пишут от руки и даже сдают рукописные эссе и сочинения.

— По некоторым предметам можно принести печатный текст, но есть и такие, где необходимо все писать, — рассказывает девушка. — Даже на статистике и экономике. В конце года эссе по трем-четырем экзаменам мы обязательно пишем от руки.

В Оксфорде множество библиотек. В них тихо. В них атмосферно. У каждого колледжа своя библиотека и церковь.

Такое ощущение, что Оксфорд не гонится за гаджетами, а с чувством собственного достоинства использует девайсы по мере необходимости.  

Здесь современность и прошлое переплетаются причудливым образом и создают притягательную неповторимость Старого Света. На улицах — вековая брусчатка, в зданиях — деревянные, истертые полы и перегородки. Европейцы умеют показать эстетичность вещей с историей.

Глядя на этот мир, задаю себе вопрос: почему мы так боимся показаться несовременными, почему легко выкидываем старые вещи и ведёмся на призыв продавцов: «Покупай, выбрасывай и снова покупай».

Принцип «хочешь новое, избавься от старого» работает, но не всегда. Есть и такие понятия, как «бережное хранение» и «разумное потребление». Ведь со временем хорошие вещи превращаются в винтажные или становятся антиквариатом.

Нас встречают в «Русском центре»

Удалось побывать в библиотеке колледжа св. Антония, где есть центр изучения России. Это то место, куда идут все студенты Оксфорда за русскоязычными материалами.

На встречу с русскими журналистами охотно соглашаются. Нас ждет небольшая делегация: немногочисленные сотрудники библиотеки и студенты, изучающие русский язык. Говорим о многом, в том числе и о ситуации, сложившейся между нашими странами, точнее, между Россией и Западом (Европой и США).

Джулия свободно говорит на русском, она отвечает: «Для меня все это большой шок. Я представитель более старшего поколения, и у нас была надежда, что после завершения холодной войны у России и Запада появилась возможность стать ближе. А теперь боюсь ее потерять: Россия нуждается в Европе, а Европа нуждается в России. Ухудшение отношений — не вина России или Запада, это обоюдная ошибка. Я всегда была против расширения НАТО, для меня было очевидно, что это станет поводом для скандала. Обе стороны должны изменить подход и услышать друг друга. На Западе не хватает экспертов по вашей стране, чтобы лучше ее понимать. Мы работаем в этом направлении, но мы — это лишь несколько человек...

После общения обмениваемся визитками, контактами и расстаемся друзьями.

Снова Лондон — и домой

Последние два дня проводим в Лондоне. Здесь проходит сессия семинара, есть время погулять по одному из крупнейших мегаполисов мира.

Все разбегаются. Программа минимум — посетить знаковые места: окрестности Биг Бена, Вестминстерского аббатства, Букингемского Дворца, полюбоваться Темзой с моста, посмотреть на колесо обозрения Лондон Ай. Все в центре в рамках пешей прогулки.

Далее программа уже более индивидуальная, кому-то шоппинг, а кому-то галерея современного искусства Тейт Модерн или квартира Шерлока Холмса на Бейкер стрит.

Можно пройти по «следам Гарри Поттера», побывать на платформе 9 ? на вокзале Кинг Кросс, посетить магазин магов, прикупить там волшебную палочку или Bertie Botts, конфеты с весьма неожиданными вкусами, которые так любили юные волшебники.

Скоро в аэропорт. На блошином рынке наше внимание привлекает сырная лавка, глаза пестрят от разнообразия на витрине сырных деликатесов. Такое трудно пропустить.

Оказывается, в этом месте есть и свой винный погребок. Посетители могут не только продегустировать сыры, но и заказать к ним бокал вина и кусочек ароматного хлеба.

Когда официантки узнают, что мы журналисты из России, следует исключительно дружелюбная реакция, неожиданно приносят в презент какой-то мясной деликатес их собственного приготовления.

Спрашиваем, что они думают про нашу страну и про последние события.

— Это не моя вина и я не отвечаю за поступки моего правительства, — неожиданно отвечает девушка. — Я простой человек и я люблю Россию.

Честно говоря, здесь любят всех. В Лондоне царит атмосфера дружелюбия и принятия тебя, каким бы ты ни был.

Эта встреча завершает мое путешествие. Далее вокзал Паддингтон, метро, прямо в Хитроу — и домой!

Поделиться новостью