Про Алтай
Горный Алтай против
Автор:

Горный Алтай против

Жители, власти, бизнес, экологи не могут договориться, как должно идти развитие туризма в соседнем регионе.

Горный Алтай этой весной буквально кипит: потратив почти 50 млн рублей на разработку мастер-плана развития туристских территорий, руководство республики неожиданно для себя столкнулось с сопротивлением местного населения. Люди вовсе не хотят масштабных изменений и больших строек. Все громче звучит мнение: Алтай должен оставаться первозданным, а не „удобным“ кому‑то.


Инвесторы поделились планами

В начале марта этого года в Республике Алтай побывал премьер-министр Михаил Мишустин. Он встретился с представителями крупного бизнеса Горного Алтая и Алтайского края и обсудил с ними развитие туризма как одной из наиболее перспективных отраслей экономики для данной территории.

— Всем известны совершенно замечательные места — Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Телецкое озеро, Каракольские озера, Денисова пещера и многие другие достопримечательности, — сказал на встрече Михаил Мишустин (полная стенограмма встречи опубликована на сайте Правительства РФ). — Конечно, здесь есть очень много возможностей для туризма, который нужно развивать. Есть возможности для прогулок, спорта, любого, наверное, из видов туризма, причем и в крае, и в республике. К сожалению, туристическая инфраструктура недостаточно развита. Об этом мы часто говорим. Именно поэтому мы сегодня готовим новый национальный проект по поручению президента — национальный проект в сфере туризма. Уже до начала апреля мы должны все его основные параметры рассмотреть, и я очень надеюсь на сегодняшний разговор. Мы внимательно прислушаемся ко всем предложениям, которые есть у вас в регионе.

Далее на встрече выступили крупнейшие инвесторы и представители турбизнеса Алтая. Уточним сразу, что позже, в апреле, представленные ниже планы были скорректированы, в том числе под влиянием общественности: в частности, на Каракольских озерах уже не планируется строить горнолыжные трассы. Тем не менее приводим их так, как они были представлены Михаилу Мишустину.

Объект кластера „Каракольские Озера“


Генеральный директор ООО „Всесезонный курорт „Манжерок“ Владимир Щербинин рассказал о планах по развитию курорта, включающих расширение его территории с 400 га до почти 1500 га, строительстве нового гостиничного комплекса. На площади более 50 тыс. кв. м планируется разместить 300 номеров, несколько конференц-залов и ресторанов, SPA-зону с бассейном и другие объекты. Протяженность горнолыжных трасс на сегодня уже выросла с 1500 до 8500 м, а в будущем должна увеличиться еще в четыре раза, кроме того, здесь должны появиться четыре новых современных подъемника. Для VIP-гостей планируется строительство вилл с большим термальным и банным комплексами, рестораном на вершине горы Синюха. Как уточнил Владимир Щербинин, на реализацию первого этапа уже выделено более 4,5 млрд рублей.

Президент Cosmos Hotel Group (управляющая компания туристического кластера „Каракольские озера“) Александр Швейн представил вниманию участников встречи проект-концепцию развития курорта „Каракольские озера“. Компания входит в АФК „Система“ — это один из крупнейших гостиничных операторов в России с номерным фондом более 6,5 тыс. номеров — и уже реализовала в Горном Алтае пятизвездочный проект „Алтай Резорт“.

Общий объем инвестиций, которые к 2027 году планируется привлечь в проект развития Каракольских озер, составляет 14 млрд рублей. Из них порядка 10 млрд — это средства инвесторов, порядка 3 млрд с небольшим — это обеспечение инфраструктурой со стороны федерального и, возможно, местного бюджета.

— Преимущество локации Каракольских озер заключается в туристической привлекательности одновременно и в зимний, и в летний сезон, — говорит Александр Швейн. — Мы планируем создать инфраструктуру для круглогодичного отдыха, таким образом фактор сезонности будет максимально нивелирован.

По его словам, проектом будет предусмотрена интеграция гостиничной инфраструктуры в природный ландшафт зоны „Каракольские озера“. Летом туристам будут предлагать экскурсии, зимой — катание на горных лыжах, для чего планируется построить 8 км горнолыжных трасс. В качестве примера Александр Швейн привел проект „Роза Хутор“, его возьмут за основу, в качестве антипримера — хаотично застраиваемый Шерегеш. К 2027 году на Каракольских озерах, согласно планам Cosmos Hotel Group, должно появиться не менее 320 номеров для размещения гостей, в качестве соинвесторов ждут международные отельные сети.

Михаил Мишустин прокомментировал планы представителей турбизнеса, отметив, что строительство и развитие с целью увеличения туристического потока должно учитывать риски для природы.

Объект кластера „Майминский“


Итог — шесть кластеров

В апреле 2021 года компания Strategy Partners разработала мастер-план по развитию туризма на Алтае. На территории региона выделено шесть кластеров:

  • Каракольские озера. Долина реки Катунь в районе Чемальского тракта (в т. ч. с. Чемал) — ключевой район притяжения туристов в республику;
  • Майминский. Манжерок — всесезонный курорт у подножия священной горы Малая Синюха, а также Горно-Алтайск;
  • Телецкое озеро. Само озеро и ущелье на юге, включающее реку для экстремальных сплавов и высокогорные озера;
  • Белуха. Наивысшая точка Сибири — гора Белуха, а также прилегающие Уймонская степь и Мультинские озера;
  • Тюрк-Кабай. „Центральный Алтай“, богатый этно-культурными и археологическими объектами;
  • Актру. „Верхний Алтай“, включающий район горы Актру, а также территории Чуйской и Курайской степей.

Согласно мастер-плану на этих территориях будут построены отели, информационные центры, музеи, бассейны, набережные, смотровые площадки, точки питания, туалеты, модернизированы аэровокзалы, проложены новые дороги. Финансирование — частично за счет государства, остальное — из карманов инвесторов.

Жители республики приняли идею застройки Горного Алтая в основном негативно. Причин этому несколько. Предприниматели опасаются, что крупные инвесторы, пришедшие в регион извне, не оставят шанса заработать местным. Экоактивисты бьют в набат, привлекая внимание к тому, что застройка может коснуться природоохранных зон, заповедников — охранный статус у некоторых территорий действительно снимается. Для многих жителей республики большое значение имеют сакральные места, в которых они не хотели бы видеть массового туриста. Тем более, учитывая опыт прошлого сезона, когда в республику хлынули толпы отдыхающих, многие из которых словно с цепи сорвались…

Объект кластера „Телецкое озеро“


Проект критикуют также за оторванность от жизни — нет никаких гарантий, что многомиллионные инвестиции окупятся, когда границы откроют и российские туристы потеряют интерес к Алтаю. Нет гарантий, что удастся уйти от сезонности, которая всегда была характерна для Горного Алтая. Сама возможность строительства в некоторых местах туристических объектов под сомнением — не везде есть электричество и другие коммуникации. Удастся ли в течение всего года наполнять огромные бассейны водой? Это тоже вопрос.


Петиция в защиту

Почти 3300 подписей набрала петиция с требованием открытого обсуждения развития Горного Алтая на сайте change.org. Ее авторы считают, что в настоящее время идет лоббирование интересов крупного бизнеса, при этом развитие туризма в последние годы не привело к положительным экономическим результатам и не сделало алтайцев богаче, итогом его стали лишь экологические проблемы и сокращение сельхозугодий.

„Строительство первого туристического кластера на озере Манжерок, в частности распахивание земель у берегов озера, загрязнение ручьев, питающих водоем, привело к тому, что сейчас озеро фактически уничтожено, — говорится в петиции. — Строительство дороги „Урлу-Аспак — Каракол“ как части инфраструктуры второго туристического кластера на территории Республики Алтай „Каракольские озера“ ведется вообще без проекта, как следует из ответа Прокуратуры Республики Алтай. Тогда на каком основании вырубается кедр и разрывается земля?

В обоих случаях не было проведено достаточных экологических исследований, был нанесен серьезный ущерб природе. И это при том, что и озеро Манжерок, и Каракольские озера являются памятниками природы. Если на начальном этапе реализации планов крупного турбизнеса идут нарушения и уже начались экологические проблемы, что будет, когда проекты по развитию кластеров заработают в полную силу? А ведь это наша земля, мы здесь живем и растим детей!“

Авторы петиции выразили беспокойство, что такой серьезный проект, включающий не только территории целых районов, но также охранные зоны и заповедники, никак не обсуждался с местным населением. Открытых публичных обсуждений, слушаний в ходе разработки мастер-плана не проводилось. В числе требований — организация общественного обсуждения программы развития региона, создание рабочих групп в каждом районе для разработки индивидуального плана развития с учетом нужд местного населения (сохранение сельхозугодий, мест, необходимых для нормального жизнеобеспечения, священных мест и пр.), бережного отношения к природе, а также создание Республиканского координационного совета по утверждению эколого-экономической программы развития Республики Алтай и шагов по ее воплощению.


Давление на активистов

„Из года в год в Республике Алтай растет поток туристов. Скажите, пожалуйста, у нас что, качество жизни повысилось? — спрашивает Мария Демина, депутат Госсобрания республики Алтай, также высказавшаяся на тему предлагаемого кластерного развития региона: по ее мнению, вред для экологии в связи с реализацией данного архитектурного решения значительно превысит экономическую пользу. — У нас что, появилось много новых рабочих мест? У нас что, заработная плата на территории Республики Алтай выросла? Ничего подобного! У нас в связи с тем, что нарастает поток туристов, все больше и больше нарастает негативная тенденция: это проблемы с мусором, это засорение ранее нетронутых мест, или, как говорит местное население, „загаживание“, что вызывает, конечно, у населения тревогу. И сразу встает вопрос: а вот этот мастер-план развития туристических территорий решит проблему сохранения природы Республики Алтай, его животного мира? Я полагаю, что нет“.

„Представьте, половину всей территории Республики Алтай, самые красивые, чистые, заповедные места, пытаются захватить эффективные менеджеры, — пишет на своей страничке в „Фейсбуке“ бывший инспектор Алтайского государственного заповедника Сергей Усик. — Прихватизацию — помним. Оптимизацию — проходили. Теперь у нас очередная напасть — кластеризация замаячила… Сразу поправлюсь, я не против развития; хороших дорог, обустройства смотровых площадок, доступных и уютных гостиниц. Но то, что надвигается на Алтай, явно другого порядка явление…“

Как делится Сергей Усик, больше всего его задело участие администрации Алтайского заповедника — выделение под застройку земель в поселке Яйлю, на кордоне Челюш и, по всей видимости, в долине реки Чулышман. Согласно мастер-плану в поселке Яйлю (Телецкое озеро) предполагается разместить визит-центр, кафе, причалы для маломерных судов и речного транспорта, дайв-центр, вертолетную площадку, парковку, автодорогу. Жители высказались против.

28 мая в поселке Яйлю прошли аресты и обыски правоохранительными органами республики. По единогласному мнению жителей, это акт устрашения непокорных со стороны власти. „Работали 40 сотрудников, прибыли на 15 машинах, и все это на 120 местных жителей, — рассказывает Сергей Усик. — Причина арестов и обысков — пресечение незаконного хранения и сбыта оружия. А в реальности вынесли музей оружия местного умельца. Все экспонаты музея выхолощены, т. е. даже теоретически стрелять не могут“.

Объект кластера "Кату-Ярык"


Попытка диалога

В конце прошлой недели глава Республики Алтай Олег Хорохордин обратился к жителям через соцсети.

„В последнее время активно обсуждается проект мастер-плана по развитию туризма в нашем регионе. Звучат разные мнения и порой совершенно полярные точки зрения, строятся предположения и выводы о том, как дальше развиваться туризму в Республике Алтай, — сказал он. — Я искренне благодарен каждому неравнодушному жителю за внимание к этой теме. Долгое время было не принято советоваться с людьми и слушать мнение общественности. Но мы переломили это, сделали обсуждения открытыми, а информацию доступной. Вместе с тем вокруг мастер-плана и создания так называемых туристических кластеров складывается несколько мифов. Считаю своим долгом развенчать их и рассказать, как проходит и будет проходить эта работа.

Сегодня у нас действительно разработаны стратегия и мастер-план по развитию туризма в Республике Алтай, которые носят рекомендательный характер. Что дают эти документы? Во-первых, они содержат предложения по развитию наших уже существующих туробъектов и инфраструктуры, это подразумевает повышение качества сервиса, определяет дополнительные механизмы привлечения туристов. И самое главное для нашего дотационного региона — конкретные предложения по привлечению новых инвестиций. А что такое инвестиции? Это средства, которые мы можем направить на новые дороги, на гранты местным — я подчеркиваю, нашим местным — предпринимателям. На субсидии для авиарейсов, на благоустройство наших территорий. Помимо этого, мы упорядочиваем существующий турпоток. В регионе всегда были доступны разные формы гостеприимства, от простого домика или даже палатки до пятизвездочных отелей. Эту доступность, как и все существующие, работающие и принимающие гостей объекты, мы обязательно сохраним. Ни о какой продаже земель, изъятии земельных участков у фермеров, у коренного населения, у наших жителей речи быть не может“.

Олег Хорохордин уточнил также, что основная часть территории республики — это земли сельхозназначения, и сельское хозяйство — главный приоритет. Туризм же в структуре индивидуальной программы развития региона занимает лишь 10%, уступая социальной сфере, строительству дорог и социально значимых объектов, поддержке сельского и лесного хозяйства.

„Я не устану повторять, что в развитии туризма серьезный акцент мы делаем на сохранении природы и культуры наших жителей, на экологическое воспитание туристов, сохранение природы, наших лесов, берегов рек и озер в чистоте и порядке, — сказал глава республики. — Это безусловный приоритет развития… Хочу ответственно заявить — никто не распродает землю Республики Алтай, никто не ставит под угрозу культуру и традиции проживающих здесь людей, никто не отдает сакральные места под застройку пятизвездочными отелями и не планирует строить железную дорогу в Китай… Прошу вас, дорогие друзья, не делать преждевременных выводов, верить только подтвержденной информации, а самое главное, руководствоваться фактами, а не слухами и интерпретациями“.

Судя по комментариям под видео в „Инстаграме“, попытка диалога не удалась. Возможно, она просто запоздала. „Не верим!“ — пишут люди.

„Все началось с того, что Республика Алтай стоит чуть ли не на последнем месте в России по уровню жизни, и нас решили пожалеть, поднять нам уровень жизни за счет кластеров, то есть инвестиций, — высказывается Марина Соколихина. — Так вот лучше бы сделали дороги, нормальную электроэнергию, воду, построили мусороперерабатывающий завод, а потом и поговорить было бы можно, что нам делать дальше для поднятия туризма…“.

„Когда строили дорогу к Каракольским озерам, вырубили огромное количество векового кедра, кто за это ответит? — спрашивает Татьяна Бушанова. — Никого не спросили… О каком сохранении может идти речь. Это просто тотальное уничтожение природы Алтая в угоду богатым дядям“.

Что дальше? В ближайшее время проекты развития кластеров будут презентованы жителям конкретных территорий, эта работа уже началась. Возможно, всем сторонам удастся найти какой‑то компромиссный вариант — время покажет.

Фото Игоря Степанова

Поделиться новостью