Про Алтай
Легенды Церковки
Автор:

Легенды Церковки

Вид на Белокуриху с горы Церковка. Фото Владимира Меркулова


О том, что в Белокурихе можно хорошо отдохнуть и укрепить здоровье, знают многие. Но мало кто догадывается, что там есть возможность загадать желание, которое обязательно исполнится. Правда, чтобы чудо случилось, нужно приложить усилия. Волшебное место расположилось почти в километре над уровнем моря — на вершине горы Церковка. Туда мы и отправимся.

Героиня легенд

Гору Церковка алтайцы называли „Каача“, что в переводе значит „святая“ или „господствующая“. Шаманы приходили сюда общаться с духами, а воины набирались сил перед сражениями. Она относительно невысокая, всего 815 метров. Подниматься лучше на подъемнике. Это летний вариант канатной дороги, зимой ощущения не очень комфортные, все‑таки прохладно. Максимальная скорость движения до 3 метров в секунду. Время в пути составляет 25 минут в одну сторону. Многие гости города делятся, что подъем на Церковку может вызвать некий дискомфорт у тех, кто боится высоты. Однако чувство это быстро проходит, когда смотришь на окрестные красоты. Когда под ногами проплывают многовековые сосны и скалы — это завораживает. Хорошо, что сейчас есть современные средства передвижения, а ведь еще совсем недавно люди проделывали весь этот путь пешком. Хотя смельчаки есть и сегодня — многие отваживаются подниматься на своих двоих.

— Красивые виды компенсируют тяжесть подъема, — делится впечатлениями житель Барнаула Денис Дорофеев. — Не составит труда пройти эту дорогу тем, кто имеет хоть небольшой опыт восхождений. Мы с семьей приезжаем в Белокуриху одним днем. Любим часто здесь бывать. Так здорово раздышаться свежим воздухом и размяться. Подниматься в гору минут сорок — это как хорошая утренняя зарядка.

Вдоволь налюбовавшись красивейшими зимними пейзажами, а на Алтае они и в правду сказочные, направляемся к цели нашего путешествия. Это еще минут пятнадцать прогулочным шагом, но лучше не торопиться, ведь есть что посмотреть по дороге.

Меньше получаса в пути - и вы на вершине Церковки. Фото Евгения Санина.


В самом начале пути на горе Церковка стоит памятник духу Алтая — Алтай-ээзи. Он не совсем обычный. Нужно загадать желание и подтвердить его копеечкой, бросив монетку в отверстие. Если не промахнулись, значит, маршрут пройдет удачно.

Почему же Церковка получила такое название? Ответ на этот вопрос приходит сам собой, как только взглянешь на ее вершину. Своей формой она очень похожа на церковный купол, который венчает крест. Эта скала создана самой природой, как говорят, нерукотворна. Поэтому Церковку признают настоящим чудом. Еще задолго до открытия курорта местные жители, алтайцы, приезжали сюда, чтобы избавиться от многих болезней, особенно от бесплодия. Если женщина долго не могла родить сына, то в ночь на новолуние она поднималась на эту гору, молилась духу горы о ниспослании ребенка, а через девять месяцев становилась мамой. И так на протяжении нескольких столетий скала выправляла демографическую ситуацию в долине, даря Белокурихе сыновей.

— В XIX веке прибыли в эту местность первые русские поселенцы, — рассказывает директор Белокурихинского музея имени Степана Гуляева Тамара Батуева. — У одной молодой пары — Тараса и Насти — долго не было детей. Девушка отпросилась у супруга сходить на гору с верой в алтайского бога. В ночь на новолуние она добралась до места, но молитв алтайских не знала. Пришлось Насте молиться Иисусу, чтоб он подарил семье малыша. Когда через определенное время родился сынок, крепко задумались переселенцы о том, кто же все‑таки помог: алтайский бог или православный. Тарас решил „подарить всем сестрам по серьгам“ и поставил на вершине церковь.

Тогда алтайцы покинули культовое место и ушли дальше в горы. А здесь обосновались русские и знаменитую скалу стали называть Церковкой, с ударением на первый слог, то есть горой с маленькой церковью.

— Позже, как рассказывала моя бабушка, не вершине поселился монах, — продолжает экскурсию Тамара Батуева. — В 30‑е годы прошлого века он прятался от гонений советской власти. Местные мужики стали замечать, что женщины, которые продолжали похаживать на гору, стали рожать сыновей, похожих на монаха. Чаша мужского терпения переполнилась, они поднялись к сопернику разобраться, виноват ли он? Старец не стал отвечать, а просто осенил всех крестом, как бы прощая за несправедливое отношение к себе, и вернулся в часовню. В это время чья‑то дурья голова догадалась обмотать комок тряпок маслом, поджечь его и забросить в церковь. Злоумышленники надеялись выкурить монаха, а он не вышел. Парни бросились бежать, гонимые страхом. Утром, поднявшись на вершину, люди увидели нетронутый огнем деревянный крест. Как бы прося прощение за содеянное, крест возвели на вершину горы. Он и сегодня встречает гостей, напоминая о том, что друг к другу надо быть добрее.

Тамара Батуева, директор музея имени С. Гуляева г.Белокурихи. Фото автора


— Я хорошо помню, как в начале 90‑х годов в наш город приезжали первые экстрасенсы, вышедшие тогда из подполья, — делится экскурсовод. — Группа из пятнадцати человек жила в палатке на горе. Горожане их боялись, потому что думали, что они там колдуют. Но тем не менее, когда они уехали, мы пожалели, что с ними не познакомились. А они в память о своем визите оставили прекрасную статью для нашей газеты — „Тайны священной горы“. В ней необычные гости рассказали, что обошли всю гору на несколько раз со свечами и виноградной лозой. Они отметили, что свеча с восточной стороны горела ровно, без копоти, а чувствительные люди ощущали вибрацию и покалывание в теле, когда прикасались к камням. То, что эта скала чудная, сомнений нет. Она 40 миллионов лет назад магмой вышла из‑под земли, дожди и ветра за нее взялись, обтесали как надо. Все эти годы Церковка смотрит на восток, питаясь энергией восходящего солнца. Вот, к примеру, кедр 500 лет растет, обращенный к солнцу, и становится звенящим. Теперь представьте, насколько сильна эта скала! И сегодня она отдает энергию людям, приходящим сюда. Если прикоснуться к камням и подумать о чем‑то важном, то это обязательно сбудется. Я Белокуриху люблю, мне кажется, что здесь самое лучшее место на земле. Вот только внуков не хватало, а теперь у меня их четверо! Думаю, пора уже просить у скалы, мол, хватит, еле справляюсь (смеется.  —  Прим. автора).

Дети Алтая

Движемся дальше и продолжаем удивляться. Если обойти вершину, то выясняется, что она многолика. В профиль, если смотреть с восточной стороны, Церковка принимает вид человека монголоидной расы. Местные жители дали ему имя Хозяин горы или Алтай. У него было шестеро детей, сегодня их называют „4 сестры и 2 брата“.

— Легенда гласит, что жил здесь злой дух Дельбегень. Кто‑то из оракулов поведал ему, что он погибнет от рук детей Алтая. И он решил предотвратить страшные события и уничтожить ребят. Но Хозяин горы поэтому так и назван, чтобы знать все шаги врагов заранее. Он решил спасти своих детей, превратив их в камни. Дочерей он поставил к западу от себя. Считается, что западная сторона света опасна, там умирает солнце. Поэтому с того направления покой отца должны охранять самые сильные существа. Мальчиков Хозяин поставил на восток, а сам полетел на небо, посмотреть, что же будет делать Дербегень, когда увидит, что дети Алтая превратились в камни. Когда злой дух прибыл уничтожить своих потенциальных убийц и увидел, что они стали камнями, то от гнева сам превратился в скалу. Сегодня он охраняет покой туристов.

Скалы "4 сестры". Фото Евгения Санина


У каждого из детей Алтая тоже есть своя легенда. Дочерей звали Теле-уут, Теле-сой, Кума-най и Теле-неет. Теле-уут — самая высокая и стройная скала, символизирует Алтайскую народность — телеутов. Если девушка к ней прикоснется, то может немного подрасти. От Теле-сой произошли народы телесы. Они более приземистые, невысокого роста и плотного телосложения. Кому нужно поправиться — пожалуйста, потрогайте ее. Третья сестра — Кума-най, тоже тонкая и изящная. А Теле-неет в переводе означает „сладкая женщина“, „с изюминкой“. Она дала начало народности — теленгиты. Кстати, говорят, среди теленгитов нет мужских измен. Видимо что‑то особенное есть в этих женщинах. Самая большая и широкая тропа как раз к этой скале. Сыновья тоже символизируют Алтайские народы. Тот, который справа, — Тадош, он как бы врастает в почву, надежный, основательный, никогда не уйдет с родной земли. Кыпчак — гора из слоистых камушков, как лист гонимый ветром, романтик и авантюрист. Если к нему прикоснешься, то насобираешь приключений на свою голову, зато весело будешь жить. А вот Тадош символизирует карьерный рост, надежность. Тут каждый волен выбирать сам, к какому камню он хочет подойти.

Таинственные исчезновения

Еще говорят, что в этих местах нужно быть очень осторожным. Существуют легенды, что Хозяин горы весьма жесток, особенно к тем, кто вероломно вторгается на его территорию. Жители маленького городка рассказывают истории про мистическое исчезновение людей. Есть и реальные документально засвидетельствованные случаи. Например, в 2009 году здесь бесследно пропала молодая врач из Новосибирска. Яна Федорова приехала в Белокуриху отдохнуть. Ее следов не найдено и спустя 11 лет. На Церковке девушку видели в последний раз, и именно здесь родители решили установить памятную доску. На ней только дата рождения: 29 сентября 1979 года. Таинственное исчезновение 30‑летней девушки вошло в список самых загадочных пропаж людей в России. К поискам даже подключали экстрасенсов, но все тщетно.

Памятник благодетелю алтайских народов Алтай-ээзи. Фото автора


— Я принимал участие в поисковой операции, — делится воспоминаниями житель Белокурихи Владимир Левыкин. — Встретил одного человека из команды спасателей, который направлялся вдоль реки. Мы с ним прошли до горы Синюхи. И тогда было много версий, и сегодня никто не знает, куда она пропала. Говорят, что девушка была достаточно подготовленной, чтобы выжить в лесу. Хотя и заморозки уже были в то время, но невозможно, чтобы она погибла. Тогда не нашли никаких следов.

Живая водица

Прямо у подножия Церковки расположены святые источники. Один из них местные называют Дунюшкиным ключом. Вода его богата содержанием серебра и благотворно влияет на организм.

— Дунюшкин источник издавна считался самым популярным, — говорит Тамара Батуева. — Вода очень приятна, пьешь ее и удовольствие испытываешь. Зимой она не ледяная, летом — приятно прохладная. Знающие люди предупреждают, что хранится эта вода всего 3 дня. Люди часто приезжают с канистрами, бутылками и другими емкостями, чтобы ненадолго пополнить свои запасы и насладиться этой чистейшей водой.

Рядом расположен „глазной источник“, он известен с XVIII века. В хрониках того времени написано, как Томский воевода Михаил Ржицкий, остановившись здесь, вылечил глазную болезнь и кожную заразу. А когда тут образовалось село, местные жители стали обращать внимание на свойства этой воды. Кстати, умываясь ею, можно и омолодиться. Экскурсоводы предупреждают гостей, если ополаскиваетесь этой водой — не переусердствуйте. В городе работают 2 детских санатория, ненароком можно и туда угодить.

Старожилы Белокурихи вспоминают, как они детьми бегали на „глазной“ родник напиться воды — мамы рекомендовали, чтобы глазки не болели. Сюда и сейчас люди идут за водой.

— Прохожу постоянно, водичку даю детям, — говорит жительница Белокурихи Марина Негруль. — Она чистейшая. Хотя бы полстакана в день — от воды можно получить положительную энергию самой природы.

Марина Негруль каждый день пьет воду из источников. Фото автора


Хорошего настроения добавят и животные, обитающие здесь. Птицы и белки с радостью возьмут лакомство у вас прямо с ладоней. Не забудьте только захватить с собой семечки или орешки. Неизвестно, кто при этом испытает больший восторг — они или вы.

Многочисленные легенды повествуют о том, что здесь давным-давно проживали белокурые люди, отсюда и название Белокуриха. Они обладали особыми мистическими способностями и знаниями. Некоторые считают, что их потомки живут и сейчас только в другом измерении. В любом случае Церковка поражает своей таинственностью и не все ее загадки еще раскрыты. А приехать и посмотреть на эти места стоит непременно, ведь неспроста гору называют одним из чудес Белокурихи и для каждого она открывается по‑своему.

Поделиться новостью