Про Алтай
Объять необъятное
Автор:

Объять необъятное

Часть I: Чуйский тракт

Что нужно для успеха любого начинания? Правильная постановка целей и координация их с возможностями. К автомобильным путешествиям по Горному Алтаю это относится на все двести процентов.

Отправившись в путь „на авось“, можно потратить массу времени зря, устать как после тяжелой работы и не получить и десятой части тех эмоций, что готова подарить великолепная горная страна.

— Да ну, какие проблемы?! По Чуйскому тракту до Акташа доехать, а там вокруг и Пазырыкские курганы, и Чулышман, и Алтайский Марс, и альплагерь на Актру, да и плато Укок недалеко!

Слышали такое? Я — не раз (а чаще читала на сайтах туристических компаний, расположенных отнюдь не на Алтае, но иногда случалось — и местных) и искренне сочувствовала тем, кто поверит, что за пару-тройку дней можно увидеть все перечисленное.

— Да ну, куда вы собрались?! Только до Акташа четыре сотни километров, а там такие дороги, что ни к одной достопримечательности толком не проедешь; смысл забираться в несусветную даль на три-четыре дня?

И такое слышала. И тоже становилось обидно: вполне можно за выходные прокатиться до самых снежных гор и насмотреться красот вдоволь. А уж если у вас в запасе четыре-пять дней… праздник! Ездили, знаем.

Все дело в верном планировании путешествия — опираясь на количество дней, которые вы готовы посвятить отдыху, а также выбранное направление.

Я думаю, вы уже поняли: сегодня мы говорим о Чуйском тракте. А еще о Чуйских Альпах и Восточном Алтае.

Слияние Чуи и Катуни


Три дня радости

Итак, мы имеем стандартные выходные с довеском в виде пятницы или понедельника — ну или любую трехдневную группу майских праздников — помноженные на желание съездить в Горный Алтай. Уточню: в дальний Горный, о ближних и более знакомых местах мы поговорим позже.

Внимание! Маршрут доставит удовольствие, если вы любите дорогу, не устаете за рулем, умеете наблюдать окружающий мир из окна машины и не имеете ничего против динамичного отдыха.

Первым делом выбираем место ночевки: Акташ, точнее, турбазы и гостиницы в этом селе или близ него — разумеется, домик или номер следует бронировать заранее. От Бийска до Акташа 434 км по асфальтированному Чуйскому тракту; светового дня в период с мая по август с лихвой хватит, чтобы доехать со всеми остановками.

Выезжать из Бийска лучше рано утром и следовать напрямую до Семинского перевала (всего 229 км), а то и до перевала Чике-Таман (304 км). Но на Чикете притормозите обязательно, хотя бы на 15–20 минут! Вид отсюда — первая действительно горная панорама, открывающаяся прямо с тракта. Крошечная долина внизу, снежники на далеких вершинах. На перевале устроена автостоянка и смотровая площадка; чтобы получить полную порцию впечатлений, надо подняться к старой дороге и через рукотворный разлом в горе пройти на другую сторону Чикета.

Головокружительными Катунскими бомами вы полюбуетесь на ходу: дорога идет по скальному карнизу, каменные стены заслоняют небо, на поворотах внизу мелькают зеленоватые воды Катуни. Впечатляют песчаные бомы: огромные складки песка, стоящие вертикально. А на другом берегу, за Катунью, высятся великанские ступенчатые террасы, сложенные из песка и мелкой гальки, высотой от нескольких десятков до сотни метров: следы древнейших катастрофических селей. Если честно, зрелище слегка инопланетное.

Катунские бомы


Следующая остановка — на слиянии Чуи и Катуни. Можно пройти на высокий берег по тропе, начало которой отмечает деревянная беседка, или, что проще и быстрее, проехать на обзорную площадку по отсыпанной гравием дороге.

Дальше — на ваше усмотрение и на ваш вкус. От слияния Чуи и Катуни до Акташа всего 75 км, на этом участке расположены два древних святилища с наскальными рисунками Калбак-Таш и Адыркан, грандиозный утес Белый Бом, водопад Ширлак на ручье Текту. Выбирайте, что больше интересует: археология, природа или то и другое? Все достопримечательности — в 100–200 метрах от дороги.

Но вот он Акташ, ваша турбаза, комфортный номер, обед или ужин (в зависимости от скорости передвижения) … и что дальше? Сегодня — отдых, завтра — изучение окрестностей.

Обязательная поездка наутро — немного вперед по Чуйскому тракту, 32 км до крохотного Курайского перевала, обычно водители его даже не замечают. Отсюда открывается потрясающий вид на Северо-Чуйский хребет, во всем сияющем великолепии вознесенных в поднебесье снежных вершин. Честное слово, только ради этой картины стоит проделать долгий путь!

Не устали кататься? Тогда едем дальше по той же трассе Р-256, восхищаемся пейзажами Курайской и Чуйской степи, видом на Южно-Чуйский хребет. Можно добраться до села Кош-Агач (100 км от Акташа), пообедать и на обратном пути заглянуть в ущелье Кызыл-Чин близ села Чаган-Узун: иначе как „марсианскими пейзажами“ эти цветные горы с фантастическо-космической радугой красок и не называют. Расстояние от трассы порядка 8 км, но дорога так себе, в основном грунтовка, а на месте придется походить пешком; отведите визиту на Алтайский Марс минимум пару часов.

Еще одно маленькое чудо — но уже давно и глобально разрекламированное — Гейзерное озеро в 6 км от Акташа, у речки Мёнки. Озерцо всего тридцать метров в диаметре, но вода чрезвычайно прозрачна, а со дна бьют родники, вынося к поверхности смешанную с песком голубую глину — так, что по озеру расходятся вращающиеся круги сине-бирюзовых оттенков. Идти до водоема от парковки чуть больше полукилометра.

Вторая поездка короче, ее вполне можно предпринять после ужина, летние вечера длинные: до Красных ворот на трассе в село Улаган, 8 км от въезда в Акташ. Дорога втягивается в узкое сумрачное ущелье над бешеной речкой и выводит к разлому в скалах красного цвета. Удивительное место. Атмосферное. Дорога здесь похуже, чем на тракте, но расстояние невелико: реально управиться за час.

Совет: обязательно учитывайте прогноз погоды! Если Красные ворота хороши даже в пасмурный день, то панорама Чуйских Альп открыта только при ясном небе, дождевая хмарь укутает белоснежные вершины серым непроницаемым покрывалом.

Достаточно для дневного плана? Более чем. Последний день отводим на обратный путь; кстати, почему бы не посетить часть достопримечательностей Чуйского тракта по дороге домой, чтобы поездка не казалась однообразной?

Чуйский тракт. Белый Бом


Три плюс один

Есть время для четырехдневного путешествия? Добавляются всего 24 часа, а как распахиваются границы доступного! Итак, выполняем программу „Три дня радости“ из предыдущего раздела (кроме поездки на Красные ворота), а в дополнительный день едем по Улаганскому тракту в сторону села Улаган и дальше, до фантастического ущелья реки Чулышман.

Расстояние — 100 км в одну сторону от Акташа, но дороги — самые разные, от асфальта и „похоже на асфальт“ до разбитых гравиек, да еще и перевал высотой 2080 м на пути. Так что путешествуем на машине с высоким клиренсом и выезжаем рано, чтобы вернуться по свету.

Сфотографироваться у Красных ворот лучше сразу: открою маленький секрет, на обратном пути сумеречные брутальные скалы могут просто не впечатлить. Дорога идет между рассыпанных по горному плато озер, поднимается на Улаганский перевал… стоп! Остановка необходима: не полюбоваться озером Киделю, голубой чашей на фоне Курайского хребта — просто преступление.

Села Улаган (райцентр!), Балыктуюль… В 4 км за последним — еще одна короткая остановка. На берегу речушки Большой Пазырык расположены знаменитые Пазырыкские курганы. Мимо никак не проехать: огромные каменные круги вскрытых древних захоронений чернеют рядом с дорогой. Долго здесь прохлаждаться нечего: сделать пару снимков да постоять на ветру, приносящем обрывки незримой памяти о прошлом.

Еще полчаса езды, вокруг сгущается лес, широкий обзор сменяется мельканием лиственничных стволов — и вдруг дорога выбегает на край высокого обрыва. Свет, простор и пронзительно-синее озеро Уч-Кёль далеко внизу, как драгоценный камень в складках зеленого бархата.

О долине Чулышмана и перевале Кату-Ярык я упоминала, наверное, уже десятки раз — каждый раз понимая, что любые слова бесполезны. Это надо видеть и чувствовать, надо смотреть своими глазами с километровой высоты на зеленую нитку Чулышмана, на белый прочерк водопада, на невероятный — вырезанный, выгрызенный в стене каньона — ломаный спуск. Могу лишь повторить: словно стоишь на краю мира.

Имея в распоряжении только день, видом со смотровой площадки над Кату-Ярыком стоит и ограничиться. Да, ущелье Чулышмана полнится чудесами, но для знакомства с ними нужны еще хотя бы сутки.

Красные ворота


Три плюс два

Ура, у нас целых пять дней! Базовая трехдневная программа остается в силе, но на поездку к Чулышману отводим не один, а два дня: забронировав места на турбазе непосредственно в долине (их тут немного, надо позаботиться о брони заранее) или прихватив с собой палатку для „дикой“ ночевки. Цель — проехать 80 км вдоль реки до южного берега Телецкого озера и вернуться обратно.

Внимание! Длина перевала Кату-Ярык, ведущего в долину Чулышмана, — 3,5 км, потеря или набор высоты — чуть более 800 м. Мнения автомобилистов насчет сложности разнятся от „больше пугали“ до „больше никогда“, но факт остается фактом: чтобы не застрять, ехать нужно на надежном автомобиле с полным приводом. Перевал коварен: при подъеме многие переднеприводные и маломощные авто не в состоянии преодолеть затяжные крутые участки, особенно в дождь. Летом услуги буксировки оказывают местные водители (за плату, и не копеечную), но гарантии ежедневного дежурства никто не дает.


После спуска с перевала дорога идет по левому берегу реки, то прижимаясь к самой воде, то петляя между небольшими рощицами и полянами. Долина феерически красива — алтайский Гранд-каньон, без преувеличений — и богата водопадами: падением с высоты заканчивается каждая речка, которой не хватает сил пробить пологое русло в камне.

Обязательная остановка — напротив устья реки Чульча в 20 км от Кату-Ярыка. На той стороне по склону „растут“ каменные грибы: необычные формы рельефа, возникшие в результате разрушения горных пород. Тонкие ножки высотой до восьми метров с лежащими на них огромными камнями-„шляпками“ отлично видны с левого берега Чулышмана, а при желании можно переправиться на правый берег и подняться прямо к грибам по тропе. Заодно и глянуть на долину сверху — еще одна панорама, запоминающаяся навсегда.

На южном берегу Телецкого озера, одной из крупнейших во всех смыслах достопримечательностей Алтая, дорога заканчивается. С этой стороны Алтын-Кёль выглядит совсем не так, как с севера, здесь выше и горы, и волны. Желтеет песчаная коса мыса Кырсай, отвесами вздымаются склоны „золотой“ Алтын-Туу… есть на что посмотреть.

Алтайский Марс. Ущелье Кызыл-Чин


Три плюс три

Планируется путешествие на шесть дней? О, такой расклад предполагает уже несколько вариантов.

Первый — устроить не одну, а две ночевки в долине Чулышмана (оптимально — на турбазе в устье Чульчи), и день между ними посвятить походу на Чульчинский водопад. Его второе имя Учар, „неприступный“: каскад ступеней, по которому в брызгах и грохоте рушится полноводная река, общей высотой 160 метров. К слову сказать, большинство прославленных водопадов мира уступают Чульчинскому по расходу воды, а Ниагарский вообще втрое ниже.

Внимание! До водопада Учар — 12 км пешком по горной тропе; придется пересечь каменные осыпи, преодолеть броды через ручьи и сложный участок пути по высокому скальному карнизу с веревочной страховкой. Ничего запредельного, но физическую форму надо иметь неплохую.

Второй вариант — удлинить поездку в сторону Кош-Агача: с расчетом, чтобы один день просто покататься по Чуйской степи между озер и невысоких обзорных горок, посетить Алтайский Стоунхендж, заглянуть в музеи сел Кокоря и Жана-Аул. Или забронировать номер на сутки на турбазе в селе Курай, оставить машину на стоянке и заказать экскурсию на плато Ештыкель, в альплагерь Актру на высоте 2000 метров, к грандиозным ледникам Чуйских Альп; такие услуги сейчас предоставляют практически все приличные турпредприятия.

Перевал Кату-Ярык


Три плюс четыре

Неделя — настоящий подарок. Семь дней позволят совместить два полноценных путешествия: съездить к югу Телецкого озера с ночевкой в долине Чулышмана и через Кош-Агач в село Джазатор, уже с парой ночевок. Зачем? Чтобы в свободный день добраться до слияния рек Аргут и Карагем — за панорамой, какой нет больше нигде. Справа лежат Северо-Чуйские белки, за спиной подпирает долину Южно-Чуйский хребет, а слева, за плавным изгибом Аргута, поднимается восточная оконечность „крыши Алтая“, Катунского хребта, с расчерченным белыми штрихами пирамидальным силуэтом горы Шенелю. Горный перекресток, место свидания каменных великанов, образовывающих высотную часть Алтайской горной системы. Но учтите: для такой поездки понадобится проверенный мощный автомобиль с полным приводом и опытный на горных дорогах водитель.

Как найти и заказать места размещения? Через любой туристический сайт. Можно ли уложить путешествие по Чуйскому тракту со всеми основными его прелестями, включая вид на Северо-Чуйский хребет, в пару дней? Можно. В свое время я сопровождала автомобильные экскурсии, отправляющиеся с турбазы на нижней Катуни; мы выезжали в семь утра, возвращались в одиннадцать вечера, успевая за один день доехать до Курайского перевала, завернуть на Красные ворота и посмотреть все основные достопримечательности по пути следования. За день! Так что пара дней из Бийска — вполне реально.

А если в запасе десять дней? Тогда включайте в „программу тура“ плато Укок — или совмещайте два направления: например, Чуйский тракт и Уймонскую долину.

Кстати: о путешествиях в Уймонской долине — в следующей статье в одном из ближайших номеров газеты.

Фото Алексея Саламатова, Владимира Меркулова, Натальи Кайзер

Поделиться новостью