Хорошее бревно, как колокол, звенит
Старообрядцы появились на Алтае, в Уймонской долине, в начале XVIII века. Они не знали тогда слов „экология“, „защита окружающей среды“, но люди жили одним миром с природой и понимали, что их благополучие зависит от того, какой будет эта природа. На постройку дома выбирали старые лесины — „серные“. Крестьяне умели определять качество древесины по звуку, ударяя топором о ствол. Подвергались проверке и уже заготовленные бревна: если при ударе был звук, похожий на колокол, значит, срубленная лесина была кондовой — отличающейся большой прочностью!
Наши предки жили в тесном единстве с природой, любили и хранили ее, воспевали ее красоту. Вот, например, Катунь они называли матушкой, красавицей, слагали о ней песни:
С высокой горы из Алтая
Красива река пролилась.
Краса у ней очень большая,
Катунью она назвалась!
(У. М. Аргокова)
А вот что сказал Николай Рерих о природе края в своей книге „Алтай — Гималаи“: „Приветлива Катунь. Бела Белуха. Звонки синие горы. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай, чье сердце убоялось мощи и первозданной красоты!“
По славянским поверьям, воздух — один из четырех первоэлементов космоса. В народных традициях старообрядцев воздух и ветер неразделимы, они его связывают с одним и тем же жизненным началом. По христианским верованиям души умерших людей поднимаются в воздух и пребывают там в течение сорока дней, после чего летят в воздушные сферы, на суд к Богу.

Когда надо лечить от „уроков“
В старину считалось, что болезни действуют на людей через воздух, во время полного затишья и затмения луны. Так, якобы, распространяются не только эпидемии, но и порча. В народе существовало такое представление: „по ветру пускают болезни“. О неизвестно откуда пришедшем человеке говорили, что он „с ветру“, и верили, что появление гостя вызывает болезни. В народе их называли „уроки“. Говорили о человеке или животном: „лечить его от уроков надо“, окуривали тлеющим мхом вместе с ладаном с четырех углов дома и приговаривали: „Уроки, уроки, пойдите в чисто поле, в зеленые луга. Со двора‑то с дымом, а с поля‑то с ветром!“
А сейчас старожилы говорят: „Воздух‑то давно легкий был, хворали меньше, бабанька‑то у нас в сто двадцать годков померла, а деданька до ста дожил. Душат этими ракетами нас и лес заразили, гнилье кругом, и трава жухнет, и лес не по времю желтеет. Где тут здоровью‑то быть, вот и хиреем, дети каки слабы стали“.
Чувство глубокой сопричастности человека к жизни дерева, какая‑то особая внутренняя близость между ними приводит подчас к полному их отождествлению. Разрушать, губить природу староверы не смели, их действия сдерживали такие понятия: грех, боженька накажет. Ломать зазря деревья и ветки греховно.
Не садите у дома боярку да ель…
Палисадников возле дома староверов не было. Деревья не сажали, а те, что были даны природой, тоже не трогали. Сажать у дома черемуху, березу, калину, боярку было нельзя — беду навлечешь. Хвойные породы не высаживали никогда: ни кедр, ни лиственницу, ни елку — существовало поверье, что дом с такими деревьями останется без хозяина.
С вербой люди связывали много примет. Дождь, ветер, снег в Вербное воскресенье предвещают продолжение такой же погоды вплоть до Пасхи. Вербу ставили на божничку, около икон, и круглый год она оберегала крестьянскую семью от напастей. На Егорьев день, 4 мая, впервые после зимы выгоняли скот на пастбище, подхлестывая животных вениками вербы. По народным поверьям она обладает магической животворящей силой. У вербы первой набухают весной почки.

Чудодейственные свойства трав Алтая
Ученые, которые исследуют флору Уймонской долины, отмечают, что „травы здешние обладают чудодейственными свойствами“. Докторов в деревне раньше не было, и лечили людей „знатки“, люди, которые знали, какая трава от какой болезни, в какое время ее надо сорвать, как высушить, как принимать. Никогда эти травы не рвали охапками и корни „беремем“ не носили. Да и заготавливали травы не все, обычно этим занимались пожилые женщины, которые знали, как это делать.
В селе Верх-Уймон жил Вахромей Атаманов — тот, у которого квартировал Николай Константинович Рерих. Знаменитому путешественнику, художнику, мыслителю очень нравилось умение Вахромея разбираться в травах и знать их силу. А о сестре Атаманова Н. К. Рерих писал в своей книге: „А вот и Вахромеева сестра, тетка Елена, тоже знает травки и цветы“.
В чистом доме счастье живет
Дома старообрядцев были разных типов: дом — связь, пятистенок, крестовый дом. Деревья валили топором, а не пилой, так как пиленая древесина „махрится и быстро гниет“. Дома делали, обыкновенно, невысокими; потолки низкие, пороги высокие, двери узкие и небольшие, окошки маленькие, чтобы расходовать поменьше дров и лучше тепло в доме держалось.
„Внутренность жилища старообрядцев на Алтае отличалась замечательной чистотой“, — писал путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский, а лекарь Шавров отмечал: „Даже полы содержали в изумительной чистоте. Похвальный порядок в доме создавался стараниями крестьянок, избу они мели несколько раз в день. Печь подбеливали на шестке и около него ежедневно. Некрашеные полы, лавки, полки с посудой шаркали песком, скоблили ножом“.
Грязь считалась стыдом для хозяйки. „Дом вести не подолом трясти“, — говорили в деревне. Крестьяне любили свой очаг и с большим старанием заботились о нем.

Тревоги старожилов Уймона
Старожилы Уймонской долины не могут не видеть тех негативных изменений, которые происходят в их деревне: обмелели реки, исчезли родники, ручьи, лес гнилой, эрозия почвы, загрязнение воздуха. Особенно бурно эти процессы стали происходить после 1950‑х годов. Связывают старообрядцы это с тем, что „вываливали деревья в тех местах, где не стоило их валить. Лениногорск (ныне это территория Казахстана) повывез деревья‑то через Коксинский перевал. Обмелели или исчезли небольшие ручьи, речки. Немыслимо огромные стада скота в 1970–1980‑е годы вытравили травы, цветы, вытоптали плодородный слой почвы до основания. Грибов стало меньше — люди с корнем их выдирают. Трактора и машины бродят прямо по рекам и гробят все живое, что в них есть. Неорганические удобрения на полях привели к гибели насекомых, исчезли птицы, люди болеют. Не берегут природу — повсюду кучи мусора“.
Хочется верить, что люди поймут: природа и человек неразделимы. Поэт В. Сидоров писал об этом так:
Исполнены великого доверья,
Шли к человеку птицы, гады, звери,
Чтоб он их должным именем нарек.
Природа человека возлюбила,
И человеку был неведом страх,
И он природу возлюбил — так было.
И говорят, что снова будет так!
По материалам музея села Верх-Уймон.
Фото Алексея Саламатова