Авто
Что принесет 2021 год автомобилистам
Автор:

Что принесет 2021 год автомобилистам

В этом году законодательных изменений, связанных с автомобильной тематикой, будет очень много.

Новые штрафы и новые правила, смена формата экзамена на получение прав: что‑то обсуждалось давно, что‑то станет для водителей сюрпризом. „Деловой Бийск“ рассказывает о самых важных нововведениях.


За что грозит штраф 50 тысяч рублей?

В 2021 году может вступить в силу обновленный федеральный Кодекс об административных правонарушениях (точной даты пока нет). Автомобилистов ждет довольно много перемен. Например, нарушения правил дорожного движения теперь будут обнуляться. Оплатил штраф — и следующее такое же нарушение повторным считаться не будет (пример: проезд на запрещающий сигнал светофора наказывается штрафом 1000 рублей за первое нарушение и 5000 за повторное — есть смысл оплатить штраф вовремя).

В КоАП теперь прописаны некоторые такие нормы, которые ранее не регулировались, в частности парковка на газонах. Если ранее за это штрафовали только в Москве, то сейчас будут делать это по всей стране, причем в каждом конкретном регионе сумму штрафа определят местные власти, минимум 1500 рублей, максимум — 4000 рублей. Парковка на детских и спортивных площадках будет наказываться штрафом от 2000 до 5000 рублей. Еще одно нововведение — штраф до 3000 рублей за так называемый автохлам, брошенные разукомплектованные и разбитые машины. Мойка машины вне оборудованного места наказывается в размере от 1000 до 2000 рублей.

Изначально планировалось также повысить (по отдельным пунктам очень значительно) действующие штрафы за нарушение ПДД. Например, за превышение скорости на 20–40 километров в час с 500 рублей до 3000 рублей, на 40–60 километров в час — с 1500 до 4000 рублей. Обсуждение вызвало большой общественный резонанс, в итоге от повышения данных штрафов отказались.

А вот наказание для нетрезвых водителей ощутимо ужесточили. В случае если в салоне автомобиля вместе с пьяным водителем находился несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, автомобилисту выпишут штраф в размере 50 тысяч рублей, плюс лишат прав на период 2–3 года. 30 тысяч рублей штрафа и лишение прав на 1,5–2 года, как и сейчас, грозит водителю за отказ от медицинского освидетельствования.

Еще раз уточним, что в настоящее время обновленный КоАП еще не вступил в силу, это должно произойти в 2021 году, однако дата пока неизвестна. С проектом можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.


Новые правила техосмотра

Процедура получения диагностической карты с марта 2021 года будет проводиться по‑новому. Главная цель изменений — подтвердить факт, что автомобиль действительно был на ПТО и государственный технический осмотр проводился без нарушений. Для этого на аккредитованных пунктах техосмотра будет проводиться фотофиксация автомобиля (до осмотра сфотографируют переднюю часть машины с номерными знаками, после его окончания — заднюю), фотографии с привязанными GPS-координатами и электронный протокол процесса осмотра сотрудники станции обязаны будут отправить в единую информационную систему ЕАИСТО, разработанную МВД. Сами диагностические карты тоже станут электронными, к их базе будет открыт доступ самим водителям, страховщикам и ГИБДД.

Все эти предосторожности призваны исключить фиктивное дистанционное получение карты. За выдачу диагностической карты без реального осмотра автомобиля оператор заплатит штраф до 300 тысяч рублей. Если же поддельная или не внесенная в систему карта будет обнаружена у водителя (либо он решит вообще не проходить техосмотр), ему грозит штраф в размере 2000 рублей.

Новые правила техосмотра сделают его и сложнее, и, вероятнее всего, дороже. Учитывая, что не все пункты техосмотра получат аккредитацию для выдачи диагностических карт, эксперты считают, что техосмотр может стать дефицитной услугой. Проходить его водителям придется, при этом сама база ЕАИСТО ограничивает пропускную способность пунктов техосмотра — соответственно, могут возникнуть очереди. В феврале 2021 года еще можно успеть сделать это по старым правилам.

Предполагается, что с более строгими правилами прохождения техосмотра автолюбителям придется устранять все неисправности, даже небольшие. Что это за мелочи? Например, установка разных шин на одну ось, неисправности световых приборов, неработающие стеклоочистители, самовольные изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Теперь, если что‑то из перечня неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, будет обнаружено на техосмотре, автомобилисту дадут 72 часа на устранение. Не успел — эксплуатация машины запрещена. Без диагностической карты не действует и ОСАГО.

Как прокомментировали ОГИБДД МУ МВД России „Бийское“, наиболее важным нововведением является то, что проведение технического осмотра транспортных средств категорий М2 (имеющие более 8 мест для сидения, допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн) и М3 (имеющие более 8 мест для сидения, допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн) будет производиться с непосредственным участием сотрудников ГИБДД.

Со списком пунктов технического осмотра можно ознакомиться на официальном сайте „Российского союза автостраховщиков“ (http://oto-register.autoins.ru/pto/)


Экзамен на права — в „боевых“ условиях

Сдача экзамена на водительские права с 1 апреля 2021 года будет проходить по обновленным правилам. Изменения планировались очень давно, сроки реформы не раз сдвигались, однако этой весной все вступает в силу. Что до теоретической части экзамена — она не изменится. Все те же 20 минут и 20 вопросов, разделенные на четыре блока. А вот практический экзамен станет сложнее.

Главное изменение состоит в отказе от экзамена на „площадке“ — все упражнения, которые курсанты отрабатывают на автодроме, войдут в основной экзамен, который проводится на улицах города. Закрытые площадки как самой автошколы, так и ГИБДД, в экзаменах на категорию „В“ использоваться не будут (однако там по‑прежнему будут проходить экзамены для водителей мотоциклов, мопедов, квадрициклов и трициклов). Предполагается, что исключение „площадки“ для легковых автомобилей сэкономит время тех, кто принимает экзамены и покажет реальные навыки кандидатов в водители. Помимо умения припарковаться, разворачиваться и маневрировать различными способами на улицах города, кандидат в водители должен будет продемонстрировать движение с максимальной разрешенной скоростью. Сам маршрут будет произвольным, его будет каждый раз выстраивать инспектор ГИБДД, принимающий экзамен.

Мы позвонили в несколько бийских автошкол, однако ни в одной из них нам пока не дали информации по новым маршрутам, они пока только разрабатываются. „На экзамене в ГИБДД больше не будет использоваться „площадка“, однако в процессе обучения она, конечно, останется. — рассказали в автошколе „За рулем“. — Обучающихся вождению без первоначальных навыков управления автомобилем на городские улицы выпускать рано“. В автошколе „Академия“ пояснили еще один важный момент: с апреля 2021 года сдавать экзамен по‑новому будут все кандидаты в водители, включая тех, что готовились к нему в автошколе еще по старым правилам. Группы, начавшие обучение сейчас, уже изначально ориентируются на то, что их экзамен будет проходить в „боевых“, городских условиях.

Как уточняют в ОГИБДД МУ МВД России „Бийское“, при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий „B“, „C“, „D“, „BE“, „CE“ и „DE“ и подкатегорий „C1“, „D1“, „C1E“ и „D1E“ у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения следующих маневров:

а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;

б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;

в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий „C“ и „CE“ и подкатегорий „C1“ и „C1E“);

г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;

д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске;

е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);

ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);

з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

и) левые и правые повороты;

к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий „BE“, „CE“ и „DE“ и подкатегорий „C1E“ и „D1E“ при наличии возможности осуществления разворота);

л) проезд железнодорожного переезда (при наличии);

м) перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);

н) обгон или опережение;

о) движение с максимальной разрешенной скоростью;

п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;

р) торможение и остановка при движении на различных скоростях;

с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;

т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий „D“ и „DE“ и подкатегорий „D1“ и „D1E“);

у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий „BE“, „CE“ и „DE“ и подкатегорий „C1E“ и „D1E“, за исключением сочлененных автобусов).

К сдаче экзаменов допускаются предусмотренные статьей 26 Федерального закона „О безопасности дорожного движения“ лица, достигшие установленного этой статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.


Коротко о том, что еще меняется

Осмотр автомобиля после ДТП экспертом страховой компании скоро перестанет быть нужен — для расчета выплаты будут использоваться фотографии, отправленные участниками ДТП через приложение „Помощник ОСАГО“. В настоящее время законопроект принят Госдумой в первом чтении. Оформить аварию онлайн с помощью специальных приложений можно и сейчас, однако пока бумажные оригиналы документов остаются нужны, в будущем их можно будет отправить через сайт „Госуслуги“ в электронной форме. При этом закон предусматривает переходный период, на протяжении которого можно оформлять документы и по‑старому. Продлится он в течение двух лет.

В проблесковых маячках на крышах патрульных автомобилей ГИБДД разместят камеры видеофиксации. Это позволит производить контроль обстановки со всех сторон, причем независимо от того, стоит автомобиль или находится в движении. Информация о нарушениях автоматически отправится в специальные центры фиксации, где и будут оформляться штрафы. В привычном формате, на месте, выписать нарушителю штраф будет невозможно.

Порядок получения медицинской справки не изменится кардинально — обсуждалось, что всем водителям без исключения придется сдавать анализы на наличие психоактивных веществ, что подняло бы стоимость медицинской справки с 700 рублей до 9000 рублей. К счастью, пока требования были смягчены и такие анализы станут обязательными только для тех, кто получит назначение нарколога при обнаружении врачом признаков наркомании и алкоголизма.

Автомобильная аптечка с января 2021 года может быть собрана водителями самостоятельно, не обязательно приобретать ее в готовом виде. Состав остается почти тем же, его дополнили только медицинскими масками и перчатками. По-прежнему в аптечке должны быть устройство для проведения искусственного дыхания, жгут, марлевые бинты, стерильные салфетки, лейкопластыри. Никаких лекарств быть не должно. Старые аптечки при условии, что срок годности в порядке, можно возить до конца 2024 года.

Фото из архива редакции и открытых источников

Поделиться новостью