Авто
Рынок авто: бешеные цены и ожидание перемен
Автор:

Рынок авто: бешеные цены и ожидание перемен

Цены на новые машины этой весной улетели куда‑то в космос. Европейские бренды уходят из России, в апреле 2022 года рынок замер, продаж почти нет. Что будет дальше, снизятся ли цены, какие бренды придут на замену ушедшим? На вопросы „Делового Бийска“ ответил Александр Михельсон, известный автомобильный блогер из Барнаула.


— Александр, здравствуйте! Предлагаю начать разговор с последних новостей по автомобильной тематике — в частности, по концерну „АвтоВАЗ“.

— Из свежих новостей: похоже, Renault с российского рынка все‑таки уходит. Это не политические какие‑то моменты, а действительно уход бренда, который играет ключевую роль для российского автопрома в отличие от многих других. Renault — отраслеобразующий, системный игрок на рынке, он владеет 68% „АвтоВАЗа“. Практически все технологии, которые есть на „АвтоВАЗе“, — это, по сути, Renault. От „АвтоВАЗа“ как такового остались „Нива“, Lada Priora, а все основные мощности работают при участии Renault. Более того, зависимость „АвтоВАЗа“ от импортных комплектующих составляет примерно 70%. Собрать Lada Vesta, еще какой‑то автомобиль из последних моделей без этих комплектующих будет невозможно. Это двигатели, коробки передач, другие ключевые детали. Известно, что долю Renault была готова выкупить компания „Ростех“, владеющая остальными 32% акций. В числе интересантов были также китайские бренды (официально не называлось, какие именно). Сейчас идут переговоры о том, чтобы передать долю Renault российскому госпредприятию НАМИ, условие — „сделка за рубль“, с возможностью выкупа акций обратно в течение 5–6 лет. Это глобальное изменение на рынке, потому что „АвтоВАЗ“, по сути, без Renault встает и работать полноценно не может. Вот это главное на сегодня, я бы сказал.


— В России легализовали параллельный импорт, в том числе на новые автомобили и запчасти. Насколько это значимо?

— Параллельный импорт — это „серые“ поставки фирменных европейских запчастей при отсутствии фирменного сервиса, и вот как раз с ним могут возникнуть большие проблемы.

Второй путь поставки запчастей — это какие‑то сторонние производители из Китая, Кореи. Я знаю людей, которые с большими сложностями пытаются найти выход на китайских поставщиков, чтобы иметь возможность сервисного обслуживания автомобилей — европейских, в первую очередь. Пока не получается. Какого качества будут эти детали, тоже непонятно. Я думаю, что пройдет месяца два, пока начнет появляться какое‑то понимание по альтернативным поставщикам. Так что рынок запчастей сейчас тоже в подвешенном состоянии.


— Что сейчас происходит с ценами? Можете привести пример?

— Они начинают понемногу снижаться, но пока еще очень высоки. Приведу пример без упоминания бренда: есть так называемая РРЦ (рекомендованная розничная цена), которая до спецоперации была не больше 5 млн рублей. И вот вместо 5 млн дилер ставит, скажем, 7 млн рублей, аргументируя это тем, что он вообще не понимает, будут ли у него еще эти машины.

Концептуальные отличия этого кризиса от практически всех предыдущих в том, что нет никакого покупательского ажиотажа. Раньше в 2014, 2018 годах, как только шел рост доллара, всегда начинался ажиотаж, люди бежали и пытались купить новые машины.


— С целью инвестиции?

— Да, хотя автомобиль — не самая лучшая инвестиция, потому что он дешевеет с каждым годом, кроме каких‑то коллекционных автомобилей. Но, по сути, да, люди как‑то пытались скинуть деньги. Сейчас, что удивительно, этого нет, как нет и дефицита. Объехал все наши автосалоны — никакой проблемы купить сейчас любой практически бренд. Зайдите в автосалон — все автомобили представлены (может быть, конечно, не все комплектации). Но цены настолько заградительные, что покупателей нет. И вот подождали где‑то месяц с запредельно высокими ценами и сейчас их начинают приводить к РРЦ.

Но и сами РРЦ сейчас тоже очень высоки: например, есть кроссовер, который до повышения цен стоил 2,5 млн рублей, сейчас он стоит по РРЦ 4,5 млн рублей. Цена выросла почти в два раза. И вот сейчас снижение цен: его продавали по 7 млн, потом по 6 млн, теперь вроде как за 5 млн. Но это все равно цена заградительная, это обвал рынка. Не будут люди покупать за 5 млн то, что стоило буквально год назад в два раза меньше. Люди не стали богаче в два раза за этот период. Плюс опасения по развитию ситуации, они ведь тоже влияют на покупательский спрос. Очевидно, что люди, у которых есть деньги и даже те, кто планировали покупать машину, все равно эти деньги придерживают, смотрят, выжидают. Кто‑то думает (и правильно делает), что цены будут снижаться, или вообще деньги придерживает, оставляет на черный день.

Я не хочу бросаться громкими словами — говорить, что авторынок ждет крах, например. Но он действительно близко. Мой прогноз по рынку: продажи обвалятся. У нас и так в России небольшой автомобильный рынок по мировым меркам. Если учитывать количество населения, то немецкий рынок больше в 2–3 раза. Сколько автомобилей в России продастся в этом году? Думаю, не больше 500 тысяч против 1,5 млн проданных в прошлом году.

Еще один тренд — это логистика, она сейчас сломана полностью. Пример одного из китайских брендов: они банально не могут привезти в Россию свои машины. То порт какой‑то отказывается принимать, то сложности с таможней. До этого практически вся автомобильная логистика была через Финляндию: там в портах машины разгружали, потом везли на российскую таможню и уже по дилерам ехали по территории России. Финляндия отказалась, а новых логистических решений еще нет. Мне рассказывали, как океанский грузовой корабль, который вез из Китая тысячи автомобилей, пришел в Финляндию — паром этот завернули, он поехал в Турцию, оттуда в российский какой‑то порт. По пути выяснилось, что ни один российский порт не может принять такого размера судно. Они приплыли в Турцию, где оказалось, что там тоже какая‑то логистическая проблема: машины оттуда отправить нельзя, либо это очень дорого. В итоге этот грузовой корабль развернули, и он уплыл опять в Китай. Вот так логистика выглядит на сегодня.


— Какие вообще ожидания от Китая? Сейчас многие рассчитывают на бюджетные предложения, заход новых брендов на российский рынок…

— Я считаю, что процентов на 80 рынок захватит Китай в самое ближайшее время. Сейчас они работали по самым сладким и вкусным сегментам, заходили только с кроссоверами. Я могу назвать две-три модели легковых автомобилей, которые в России официально продавались. После ухода с российского автомобильного рынка Renault китайцы, скорее всего, смогут закрыть все сегменты. Думаю, что у нас в ближайшее время рынок поделится между корейцами и китайцами. Корейцы займут премиум-сегмент за счет того, что ушли практически сейчас, доторгуются и все, Volkswagen, BMW и Mercedes.

Китайцы подготовят массовое предложение в бюджетном сегменте. Хотя сейчас китайские модели новой волны уже нельзя назвать ширпотребом. Качество очень выросло за последние годы, особенно за последние два. И китайские автомобили сейчас стали такими же конструкторами, как другие машины. Если раньше китайцы сами что‑то городили, то сейчас нет, у них узлы и агрегаты те же, что ставятся на многие европейские модели. Коробки ZF, электроника Bosch и так далее, такая же автомобильная солянка. Так что сказать, что китайцы — это плохо, уже нельзя. Я считаю, что еще года два — и они точно уже будут близки корейцам по надежности и качеству.


— Стоит ожидать люксовые китайские автомобили?

— Я думаю, что Китай будет сначала захватывать бюджетные сегменты. У них есть шикарные машины, пусть они не дотягивают, конечно, до „Мерседесов“, они в этом сегменте еще не настолько продвинутые, но суть логики экономической в том, что их просто не будут покупать. Тут еще психология включается: дяденька с понтами, который привык ездить на BMW, на Land Cruiser, — и вдруг он садится на китайца, пусть даже суперского, великолепного, дорогого, но на китайца. Да и дяденек этих количество, судя по всему, резко сократится. Так что зачем это китайцам? Они из премиум-сегмента продадут 5 машин, а из бюджета 105 машин. Деньги зарабатывают в основном на сервисе, ТО, ремонте — маржа, в сущности, не такая большая. И соответственно, то ли обслуживать сто машин, а то ли обслуживать пять машин. Поэтому я думаю, что премиальных китайцев ждать не надо.


— А что с ценами на китайские авто?

— Они тоже высокие, но китайцы более аккуратно подходит к поднятию цен. В то время как европейцы подняли цены в два-три раза, у китайцев цена на какую‑то модель — например, кроссовер — выросла с 2,2 млн до 2,7–2,9 млн. Китайские автомобили сейчас стоят плюс-минус 3 млн, самые дорогие модели — до 4,5 млн. Я думаю, что эти цены тоже будут расти — по мере ухода европейских брендов, допродажи машин, которые еще есть у дилеров.


— Что вы можете сказать по вторичному автомобильному рынку в России, там есть сейчас какое‑то движение?

— Вторичный рынок ведет себя с некоторой отсрочкой от ситуации на рынке первичном. Выглядит так: цены значительно выросли, хороших предложений при этом очень мало. Люди ставят завышенную цену по принципу „продастся — хорошо, нет — ну и ладно“. Вторичка очень сильно подорожала. Конечно, к ней сейчас интереса будет больше, потому что пока держатся эти гиперзавышенные цены на новые машины, люди, которым нужно авто, будут рассматривать в первую очередь вторичный рынок.


— Получается, сейчас автомобили в принципе не в приоритете у людей в связи с этой ситуацией?

— Да, безусловно.


— Что вы можете посоветовать людям, которые планируют купить автомобиль? Когда лучше это сделать, на какие события можно ориентироваться?

— Я считаю, что сейчас лучше всего сделать потребительскую паузу, она в хорошем смысле могла бы всех встряхнуть. Покупать машину посоветовал бы только тем, кому это жизненно необходимо: например, для работы. Вероятно, дилеры не обрадуются такому мнению, но считаю, что сейчас каждому конкретному человеку, у которого есть машина (такая, сякая, какая бы она ни была), надо ездить на ней ближайшие полгода. Тогда дилеры будут вынуждены убрать эти допы и рынок начнет приходить в какое‑то равновесие. Один из вариантов — с новыми китайскими поставщиками. Сейчас хаос, просто хаос. Одна и та же модель может стоить в Барнауле 7 млн рублей, а в Новосибирске — 5 млн рублей. Почему так? Дилер отвечает: ну вот я так решил, так оценил ситуацию. Вы представляете, такая дельта в цене фактически за 200 км — и это по всей стране так. Наверное, это все‑таки ненормально. Поэтому считаю, что сейчас стоит, наверное, заняться таким потребительским нигилизмом на автомобильном рынке. И просто ждать.

Фото из личного архива Александра Михельсона

Поделиться новостью