Бизнес
Алтай, оживай! Часть II
Автор:

Алтай, оживай! Часть II

До 1 июня этого года как в Алтайском крае, так и в Республике Алтай изза пандемии коронавируса закрыты турбазы, гостиницы, санатории, другие коллективные средства размещения.

Все они ждут разрешения открыться, двухмесячный простой уже стал серьезным ударом по отрасли. Главный вопрос для Алтая сегодня: когда начнется туристический сезон?

Туроператоры: комуто проще обанкротиться

Организаторы туров по Горному Алтаю этой весной в незавидном положении: места в турах давно забронированы и оплачены, но возможностей организовать эти поездки у них нет. Приходится решать вопрос возврата денег клиентам. Как рассказал бийский предприниматель Павел Трофимов, руководитель фирмы „Мабикс-тур“, на май у него должно было быть 12 групп, порядка 80 человек. Естественно, все туры отменились.

„Сейчас мы должны вернуть людям предоплату, для этого взяли рассрочку, потому что у нас свободных денег нет: мы тоже бронируем отели, ремонтируем свою технику, оплачиваем рекламу и так далее. Туры на лето бронируем без предоплаты — и людям спокойнее, и нам, если все сорвется, меньше денег возвращать. Когда резко останавливается туристический рынок, то, естественно, все туроператоры находятся в так называемом финансовом разрыве. И все зависит от того, какая у кого есть подушка безопасности. Мы себя сейчас чувствуем достаточно уверенно, но если это продлится, например, до июля, то уверенности меньше останется, если до августа — тем более. Крупным туроператорам еще хуже, у них задолженности перед клиентами измеряются миллионами и больше. Понятно, что им проще вообще обанкротиться, если не будет никаких перспектив“.

По мнению Павла, трудно сказать, насколько поток людей внутрь страны компенсирует снижение покупательской способности. Но массовое банкротство туроператоров несет последствия для экономики страны, и власти это понимают, поэтому тенденции на ослабление режима ограничений уже видны. Ориентир здесь — крупные туристические территории: внутренний туризм уже разрешен в некоторых странах Европы (включая наиболее пострадавшую Италию), в России с 1 июня начнут работу многие организации туризма и санкура в Краснодарском крае.

„У меня есть надежда, что с 1 июня Республику Алтай постепенно начнут открывать, — говорит Павел Трофимов. — Пусть сначала будут жесткие ограничения со стороны Роспотребнадзора, но все равно это шаг в сторону развития туризма. Для наших туров лишь нужно, чтобы разрешили гостиницам работать и открыли границы. Немного непонятно, как работать с людьми, потому что они из разных регионов приезжают. Масочный режим, вероятно. Вот сейчас в Москве начинают тестировать на иммунитет к Covid-19, это уже хороший признак. Мы ждем, ситуация непонятна, но появились некие маркеры на рынке, по которым видно, что есть тенденция к положительным изменениям. Например, недавно стало известно, что авиакомпания „Победа“ возвращает с июня свои рейсы. Вообще, психологически и экономически мы готовились к тому, что с 1 июля только откроем сезон. Я думаю, что раньше. Между июлем и июнем, посерединке где‑то, в середине июня начнутся уже активные туры“.


Перенести весенние туры можно, но вау-эффекта уже не будет

Компания „Аккол-тур“ занимается турами по Горному Алтаю — не по всему региону, есть своя специализация: район Кош-Агача, где находится плато Укок. Также возят группы в Монголию.

„На майские праздники был запланирован очень интересный тур, который ожидали многие люди, бывает он раз в году с таким содержанием, именно в начале мая — и, разумеется, мы никого не повезли, — говорит руководитель „Аккол-тур“ Ирина Дмитриева. — Тур представляет собой обширную трехдневную экскурсию по Чуйскому тракту, плюс посещение интересных мест Кош-Агачского района. На Алтае очень большое значение имеет сезон, куда‑то надо ехать только весной, куда‑то только осенью, только летом, только зимой. И вот майский тур охватывал те места, которые нужно смотреть именно тогда, когда природа совершает переход из зимы в лето. Естественно, если мы захотим это повторить летом, по этим местам, конечно, проедем, но это будет совершенно не то! Такого вау-эффекта уже не состоится. Люди внесли предоплату, но, спасибо им за понимание, они просто перенесли эти авансы на те поездки, которые с нами совершат в будущем. Конечно, мы потеряли, мы могли на этом заработать и жить несколько месяцев. Собирались приобрести новое оборудование, вложиться в нашу технику. Теперь, конечно же, всего этого не будет“.

Как поделилась Ирина Дмитриева, сейчас главные препятствия для организации поездок — закрытые границы между регионами и отсутствие работающих гостиниц: точка старта находится в достаточно отдаленном месте, из Горно-Алтайска до нее ехать целый день и нужно где‑то переночевать перед выездом. Сказывается также общая паника по поводу вируса.

Следующий тур в „Аккол-тур“ надеются провести в июле: в это время „начинается“ Укок, уже сформированы группы, люди внесли предоплату, подорвать их доверие не хотелось бы. „Наши туры не подразумевают пребывание в людных местах, — говорит Ирина. — К нам едут люди, которые хотят уединения, тишины, и как раз именно это направление мы им предлагаем“.


Федеральные операторы готовят пакетные туры на Алтай

Международный туризм этим летом вряд ли будет доступен, поэтому внутрь страны обратились и те туроператоры, которые обычно работают с заграничными турами. Крупные игроки рынка, имеющие возможность формировать чартерные маршруты, готовят турпакеты по выгодным ценам. Алтай — в числе направлений, где уже представлены туры. Кроме этого, интерес крупных туроператоров привлекли курорты Краснодарского края, Калининград, Карелия, Байкал, Горная Шория, Сахалин.

Слова о востребованности внутреннего туризма звучат сегодня и на федеральном уровне. Президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития транспорта предложил разработать меры по развитию внутреннего туризма, учитывая, что вследствие пандемии коронавируса сложно прогнозировать, когда россиянам станут доступны зарубежные направления. Это зависит не только от России, но и от других стран. Путин отметил, что в проекте по развитию внутреннего туризма могли бы принимать участие транспортные компании, турагентства и гостиничный бизнес. В частности, руководство страны готово включить в общенациональный план по нормализации деловой жизни (перечень конкретных мер для восстановления занятости, доходов граждан, роста экономики) действия по созданию новых привлекательных маршрутов, открытию новых направлений для путешествий по России.

С 16 июня федеральный туроператор PEGAS Touristik готов продавать пакетные туры на Алтай. Это первая компания, решившаяся на чартерные рейсы в Республику Алтай. Что до Алтайского края — здесь вопрос организации чартеров тоже решается. Евгений Дешевых, начальник Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, рассказал на пресс-конференции в конце апреля, что администрация региона при содействии Федерального агентства по туризму ведет переговоры с ANEX Tour. „Этот туроператор заинтересован в организации чартерных рейсов в Барнаул с периодичностью один раз в неделю, и совместно с региональными туркомпаниями, в том числе членами Алтайской региональной ассоциации туризма, мы обсуждаем сегодня условия этого сотрудничества, ориентируясь все‑таки, наверное, с июля“, — прокомментировал он.

В настоящее время неделя отдыха на Алтае стоит 80–90 тысяч на человека, не считая расходов на авиаперелет. „Никто не поедет по России за большие деньги. Чтобы самолеты не летали пустыми, должны быть цены не более 50 тысяч рублей на человека за неделю, — такое мнение озвучила Яна Муромова, заместитель генерального директора ANEX Tour, на онлайн-выставке „Знай наше“, ее слова приводит „Комсомольская правда“. — Мы готовы первое время продавать турпакет по себестоимости. Но местным властям и отелям тоже придется пойти на уступки“.


Вероятно, многие туристы приедут на Алтай самостоятельно

Если посмотреть на предстоящий сезон глазами самих туристов, которые не хотят рисковать своими деньгами и планами, логично предположить, что на Алтае этим летом будет больше „дикарей“ — тех, кто приезжает в регион самостоятельно, арендуя в том числе частные дома. Вероятен рост интереса также и к классическому туризму с проживанием в палатках.

„У нас традиционно соседние регионы гостят, „диких“ туристов точно не станет меньше, — считает заслуженный путешественник России, спасатель 2‑го класса бийского ПСО Дмитрий Кардаев. — Даже если туроператоры будут работать в полную силу, спрос будет превышать предложение просто физически. Европейская часть страны традиционно больше едет на Кавказ, Западная Сибирь — на Алтай. Похоже, что по сложившейся ситуации внутренний туризм будет иметь некоторые преимущества. У всех на слуху возникшие трудности с вывозом наших туристов из‑за границы. Ну и Томск, Кузбасс, Новосибирск всегда к нам ехали, нет причин отказываться, когда снимут жесткие ограничения. Обстановка с невысоким количеством забронированных мест объяснима — непонятно, когда и как будут снимать ограничения, как будут работать базы. Кроме того, многим надо определиться с финансами после самоизоляции. В целом, думаю, турпоток будет в среднем сравним с прошлыми годами“.

Когда границы между регионами откроются, легальные турбазы все равно будут какое‑то время работать с ограничениями (как и в случае санаторно-курортной отрасли, условия работы после карантина турбаз еще обсуждаются с Роспотребнадзором, предприниматели просят смягчить разработанные меры). Не приведет ли это к тому, что „дикари“ будут пробираться на территорию Горного Алтая максимально скрытно, не оповещая МЧС? Чем это опасно?

„Так называемые „дикари“ и раньше не оповещали о своих поездках МЧС, — говорит Дмитрий Кардаев. — Делали это только спортивные группы на сложных маршрутах. Туроператоры, продающие активные туры, сами заинтересованы в наличии страховок у своих туристов и отметок в региональных спасотрядах. Кроме того, МЧС не обладает полномочиями что‑то запрещать и как‑то ограничивать передвижение людей. Они могут только предупреждать об опасностях и настоятельно не рекомендовать посещать какие‑то местности. Ограничивать в праве только силовые структуры и администрации районов. Если ограничительные меры не будут сняты полностью, то какая‑то часть людей попытается приехать на Алтай, максимально не афишируя поездку. Но на большей части края и республики действует сотовая связь, поэтому в случае ЧП всегда можно обратиться за помощью, в том числе и к спасателям. Понятно, что при наличии страховки и полной информации помощь будет оказать легче. Но отказывать никто не будет“.

„Получит ли развитие этим летом самостоятельный туризм? Да, — считает Ирина Дмитриева, „Аккол-тур“. — Это‑то и обидно! Получается, что те, кто хотели на Алтай, все равно поедут. Будут жить в палатках. Но при этом сама отрасль потеряет колоссальный доход. Люди приехали бы на базы, ездили бы на экскурсии, покупали бы сувениры, а так всего этого не будет. Но они все равно приедут! Парадокс в чем: ограничивать‑то ограничиваем, но поток все равно будет, только на этом все потеряют, а могли бы приобрести“.

Считанные дни остаются до лета. Как в Алтайском крае, так и в Республике Алтай санатории, турбазы, все коллективные места размещения к сезону готовы. Воспользовавшись вынужденной паузой, многие из них провели работы, связанные с ремонтом, благоустройством. Решение об открытии сезона — за руководителями регионов. Все ждут этих решающих слов. И все ждут туристов. Алтай, оживай!

 


Пока писалась статья

Стало известно, что санатории Алтайского края не откроются с 1 июня, об этом сообщил Роспотребнадзор.

„На сегодня санитарно-эпидемиологическая обстановка складывается так, что вопрос об открытии не стоит, — сказала замруководителя управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Ульяна Калинина. — Если в течение недели будет сохраняться динамика к снижению заболеваемости, санаторно-курортная отрасль приступит к работе на третьем этапе снятия ограничительных мероприятий“.

Фотографии Алексея Саламатова, Наталии Коробицыной, Андрея Шапрана

Поделиться новостью