Вы все еще считаете, что ваш бизнес — ваша проблема? Что все гранты, субсидии, льготные кредиты, обучение, собственный офис по низкой цене — это сказки?
А вот и нет. Особенно если только планируете встать на ноги и начать собственное дело.
В Бийске, как и по всей стране, действует множество форм поддержки предпринимателей, особенно начинающих, и кто ищет, тот всегда найдет.
Так, все знают, что в нашем городе есть Бийский бизнес-инкубатор, который в своих стенах помогает предпринимателям развить собственное дело. Но не все в курсе, что там совершенно бесплатно каждый может получить консультацию и узнать, какие формы поддержки существуют именно для него, а еще о конкурсах и грантах, о разных обучающих семинарах и образовательных программах.
В то же время управление по социальной защите населения выдает на собственное дело субсидию в размере до 350 тысяч (если официальный общий доход на семью не превышает прожиточный минимум в перерасчете на каждого человека), и ее не надо возвращать (а надо выполнить условия „социального контракта“).
Этот текст пишу на собственном опыте. Надеюсь, он окажется полезным и мотивирующим для вас.
Виктория Тарасенко
Первые шаги. Первые деньги
Итак, два года назад у меня появилась цель начать развиваться в социальных сетях, помогать предпринимателям „качать“ их аккаунты, получать новых подписчиков и клиентов.
Прежде всего, увлеклась тик-током, начала создавать там короткие вертикальные видео для экспертов. И быстро поняла, что для повышения уровня роликов мне необходим айфон, микрофон-петличка и качественная кольцевая лампа.
Осознав это, я подготовила пакет документов и написала первый в своей жизни бизнес-план, чтобы заключить с управлением по социальной защите населения „социальный контракт“.
Скажу честно, просто не было. Начиная от сферы деятельности („Тик-ток?“) и заканчивая сметой („Айфон?“). Пришлось доказывать, что да, именно „айфон“ и именно „Тик-ток“, потому что здесь идет самое мощное развитие и здесь можно заработать, а конкурентов просто нет.
В итоге соцконтракт мне одобрили на 100% в размере 120 тысяч рублей. С новым оборудованием уровень моих работ сразу вырос.
Соцконтракт помог мне осознать, что начинаю новый путь и назад дороги нет. До этого я всегда работала в найме (теперь понимаю, как легко жить и работать, когда кто‑то за тебя почти все решает и ежемесячно платит зарплату).
Пока писала бизнес-план, обрела четкое понимание своих финансовых целей и профессиональных задач, что тоже немаловажно и бодрит.
В данный момент мой соцконтракт уже закончился, я отчиталась перед соцзащитой и свободна от обязательств. Скажу честно, по неопытности сложности возникали. Без слез не обошлось, но это был опыт. Надо внимательнее читать условия соцконтракта и не бояться задавать вопросы специалисту, который с вами работает.
По сути, ваши задачи просты: приобрести оборудование четко по смете, оплачивать все строго с одной карты, на которую пришли деньги, сразу же отчитаться (принести чеки и т. д.), далее показывать через приложение „Мой налог“ (если вы пока самозанятый) доход.
При этом необязательно прописывать в бизнес-плане огромный доход (подстрахуйте себя). Главное, чтобы вы вышли из „черты бедности“, то есть начали зарабатывать больше прожиточного минимума. Ну, естественно, чем больше, тем лучше. Для вас же.
Еще один бизнес-план, и я в стенах госучреждения
Итак, поработав два года как самозанятая (спектр услуг расширился: соцсети, вертикальные видео, личный бренд), я поняла, что готова расти дальше.
Подала документы на конкурс резидентов Бийского бизнес-инкубатора. Участвовать в конкурсе может практически каждый, главное, чтобы вашей компании было не более трех лет. Ну и есть ряд направлений, которые не входят в перечень подходящих (например, торговля).
Снова подготовила бизнес-план по оказанию маркетинговых услуг. На этот раз бизнес-план получился весомее, солиднее. Забрезжила на горизонте цель дорасти до ИП и нанять собственных сотрудников. У проекта появилась миссия: продвигать бизнес бийских предпринимателей, улучшать имидж региона и его инвестиционную привлекательность.
Помочь молодежи остаться на Алтае, обеспечив работой и достойной зарплатой, а также Алтай (в том числе, горный) сделать привлекательным местом для проживания диджитал-специалистов.
Планы глобальные, да, но зато игра стоит свеч. В вашем случае необязательно все доводить до космического масштаба. Это просто особенности моего видения ситуации и личных компетенций (и отдаленных перспектив).
В итоге конкурс на резидента бизнес-инкубатора проходил в три этапа (это заняло примерно три недели).
И вот звонок:
— Виктория, добрый день! Поздравляю, вы прошли конкурсный отбор, приходите подписать договор.
В итоге 31 июля я подписала договор с госучреждением и получила ключи от своего первого в жизни кабинета. Кабинета, где я не наемный сотрудник, а руководитель. Если вдруг в это еще до конца не поверю, то всегда смогу выйти из кабинета и прочитать табличку на двери, где все так и написано. Да.
Какие же плюшки полагаются резидентам бизнес-инкубатора? Компаниям-победителям конкурса предоставляются в аренду на льготной основе (очень и очень привлекательной) офисные помещения, оснащенные мебелью и оргтехникой, телефонной связью и доступом в Интернет, а также комплексное сопровождение бизнес-проектов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, коммерческой деятельности, управления предприятием.
Также можно пользоваться конференц-залом и лабораториями, подобных которым в городе просто нет.
А дальше что?
Но и это не предел. Главное — освоиться на данном этапе, показать результат и идти дальше. Новые бизнес-планы, новые способы поддержки для бизнеса. Нужно иметь цель, а значит, будут и средства. Согласны?
Первая съемка коротких вертикальных видео в кабинете бизнес-инкубатора
Как стать резидентом бизнес-инкубатора
11 августа 2023 года завершается очередной конкурсный отбор малых компаний для размещения в Бийском бизнес-инкубаторе. Еще можно успеть подать заявку. Или записаться уже на следующий конкурс, так как они проходят регулярно.
Участниками могут выступать субъекты малого предпринимательства (в том числе и самозанятые), срок деятельности которых с момента государственной регистрации не превышает трех лет.
Заявки на участие принимаются по адресу: ул. Социалистическая, 98, каб. 103/1. (МБУ „Бийский бизнес-инкубатор“). С условиями проведения конкурса и конкурсной документацией можно ознакомиться на сайте учреждения. Телефоны для справок: 30-70-00, 30-70-01.
Успешный старт: реальные истории
„Прекрасно понимаю тех, кто только начал“
Оксана Соломатина, учредитель и собственник „Центра финансовых услуг «Альфа»“:
— Я профессиональный бухгалтер, в этом году уже 29 лет моего профессионального стажа. Три года назад, прямо в пик пандемии, приняла решение уйти из найма и начать собственное дело. Фирму зарегистрировала 11 июня 2020 года.
На первом этапе приобрела франшизу международной финансовой компании Global Finance. Вообще, рекомендую „свободное плавание“ начинать с франшизы. Это мой личный совет. Важно выбрать хорошего франчайзера, который поможет настроить бизнес. Наша сфера услуг — ведение бухгалтерского и налогового учета, налоговый консалтинг.
Одно дело, когда ты профессионал, и совсем другое, когда начинаешь свой бизнес. Непросто, например, не уходить с головой в рутину (и работать как фрилансер), а строить компанию. Мне удалось создать предприятие, в данный момент в нем 6 сотрудников. Уже отказались от франшизы и работаем самостоятельно.
Когда узнала, что есть возможность стать резидентом Бийского бизнес-инкубатора, сразу подала документы. Для начинающих предпринимателей это большое подспорье, так как предоставляется офис по льготной цене, а также конференц-зал и информационная поддержка на всех этапах.
Так как сама поздно начала заниматься бизнесом, всегда рада помочь начинающим. Прекрасно понимаю, насколько сложно сделать первый шаг.
В связи с этим мы разработали сервис „Бизнес с нуля“. Абсолютно бесплатно помогаем определиться с формой собственности (ИП или ООО), выбрать систему налогообложения, зарегистрировать бизнес, открыть расчетный счет, рассказываем, с какими службами наладить взаимодействие.
По совместительству являюсь председателем комитета по развитию женского предпринимательства общественной организации „Опора России“ в Алтайском крае. Помогаю женщинам-предпринимателям. В рамках этой деятельности проводим различные мероприятия. Так, например, готовим женский форум, который будет приходить в Белокурихе 29–30 сентября. Приглашаю всех бизнес-леди.
„Помогаем не только бизнесу, но и госорганам“
Юрий Решетов, руководитель бюро экспертиз „Решение“:
— Работал в полиции экспертом-почерковедом более 8 лет. Проводил экспертизы. А потом решил организовать собственное дело в этом направлении.
Создал свою компанию, появились эксперты-партнеры в разных областях: строительстве, лингвистике, бухучета, оценке бизнеса.
Занимаюсь судебными экспертизами, объектами выступают различного рода документы, исследуем их на предмет технической подделки, это могут быть дописка, подчистка, фальсификация подписей и оттисков печатей, устанавливаем абсолютную давность выполнения документов.
Бийчане на самом деле мало обращаются. Обращаются по почерковедческой экспертизе, но чаще юристы, причем из Барнаула и других городов. Выполняем экспертизы для арбитражного суда Алтайского края, в основном это споры между организациями.
Местных жителей обычно интересует узаконивание самовольных построек для того, чтобы продать недвижимость или провести газ. И здесь необходимы экспертизы.
Как стал резидентом Бийского бизнес-инкубатора? Увидел объявление о конкурсе и подал заявку. Удобно: хорошие офисы, лаборатория, которой мы пользуемся при необходимости (в ней теперь и наше оборудование).
Резиденты помогают друг другу, становятся партнерами и клиентами.
Перспективное для нас направление — страны средней Азии. Планирую осенью посетить Казахстан и Узбекистан, обговорить условия сотрудничества со следствием республик по установлению подделки документов „задним числом“. Это направление у них развито слабо.
На фоне социальной значимости работы компания также оказывает экспертную помощь местным следственным органам в виде оценочных (товароведческих) экспертиз, стараясь оказать поддержку гражданам в эффективном проведении расследований.
„В будущем видим себя крупным заводом“
Алексей Лекомцев, руководитель компании по разработке и производству оборудования для пищевой и фармацевтической промышленности „Развитие“:
— Проект начали 2 года назад. В нашей стране практически отсутствуют предприятия по производству оборудования для фармацевтической промышленности, косметики и БАДов.
До того как приняли решение заниматься разработкой и производством, у нас был опыт торговли китайским оборудованием. Занимались пуско-наладочными работами и его продажей.
В процессе увидел, что можем делать не хуже, а в каких‑то моментах даже лучше, чем китайцы. У меня есть большой опыт в этих сферах, а также понимание „неудобных мест, лишних узлов и прочего“, что мешает работе оператора.
Мы смотрим на оборудование сразу с нескольких сторон. Со стороны конечного пользования (оператора), насколько будет комфортно, удобно, каким образом можем помочь ему. Второе — смотрим с точки зрения производительности. Третье — с точки зрения ремонтной пригодности. И четвертое — со стороны руководителя.
Я прошел путь от простого рабочего до начальника производства в свое время. Вижу ситуацию со всех сторон. Стараемся сделать станок, на котором будет максимально удобно работать, он будет давать качественную продукцию, а также соответствовать системе менеджмента качества.
Можем обеспечить все этапы: от разработки технологий и до запуска производства. Плюс даем базовую рецептуру, из которой потом технологи и маркетологи создают хиты продаж.
По сути, мы сдаем проекты под ключ. Предоставляем не только оборудование, но и всестороннюю экспертизу. В будущем видим себя крупным заводом, который будет обеспечивать фармпромышленность разными видами оборудования.