Бизнес
Не считая «короны»
Автор:

Не считая «короны»

В любые времена, какие бы ни происходили потрясения, промышленность продолжает оставаться главным драйвером жизни нашего города.

Падение и взлет каждого отдельно взятого производства — общая боль и радость бийчан, ведь именно эти показатели формируют вектор социально-экономического благополучия. О наиболее заметных событиях года в этой сфере читайте в нашем специальном обзоре.


Сам себе не хозяин

О том, что „Бийский олеумный завод“, флагман регионального оборонно-промышленного комплекса, станет филиалом нижегородского „Завода им. Я.М. Свердлова“, жители наукограда узнали еще осенью 2019 года. Поэтому 1 июля 2020‑го, когда в СМИ было официально объявлено о завершении процесса слияния, новость не вызвала большого резонанса, хотя и стала очередным поводом к дискуссии о перспективах Бийска в социальных сетях. Некоторые горожане уверены, что статус филиала не даст бийскому заводу полноценно развиваться и в будущем приведет к сокращению производства, лишив рабочих мест сотни людей.

Напомним, Федеральное казенное предприятие „Бийский олеумный завод“ (ФКП „БОЗ“) было образовано на базе местного химкомбината и с 1965 года существовало как самостоятельное юридическое лицо. На федеральном уровне речь о его возможном объединении с аналогичным предприятием в г. Дзержинске Нижегородской области впервые зашла в 2013–2014 годах. Тогда краевые власти объяснили это негативными тенденциями на заводе, а именно снижением конкурентоспособности продукции, низкой загрузкой производства, дефицитом кадров. Предполагалось, что слияние позволит провести модернизацию производственных мощностей и усилить конкурентные преимущества. Однако на тот момент окончательное решение так и не было принято, и БОЗ продолжал работу в прежнем статусе еще 6 лет. Указ о слиянии заводов президент Владимир Путин подписал только в октябре 2019 года. Согласно документу в течение года Бийский олеумный завод предстояло преобразовать в филиал „Завода им. Я.М. Свердлова“ и исключить из перечня стратегических предприятий и акционерных обществ. Причина решения обозначена в указе так: „В целях повышения эффективности управления имуществом федеральных казенных предприятий“. На самом „Заводе имени Я.М. Свердлова“ пояснили: „Реорганизация позволит укрепить позиции обоих предприятий, устранить внутриотраслевую конкуренцию, сократить издержки производства за счет перераспределения объемов производимой продукции и снизить стоимость отдельных номенклатур закупаемого сырья и материалов за счет более крупного объема заказов“ (сообщение пресс-службы завода от 7 июля 2020 года).

Добавим, власти наукограда также смотрят на слияние заводов с оптимизмом, считая решение правительства рациональным. Комментируя ситуацию в 2019 году, глава города Александр Студеникин отметил, что это дает бийскому заводу больше возможностей для развития производства и повода думать о его возможном закрытии нет.


Справка:

На сегодняшний день олеумный завод — самое крупное научно-производственное предприятие Бийска. Выпускает промышленные взрывчатые вещества, олеум, серную кислоту, сернокислотный электролит, присадки к дизельному топливу, модификатор бетонов, водный раствор бисульфита натрия.


Нет госзаказа — нет работы

Под занавес года в лентах новостей отметилось еще одно градообразующее предприятие — ФНПЦ „Алтай“. Поводом стало сокращение работников, вызванное очередным экономическим спадом. И хотя на фоне пандемии коронавируса этим уже вряд ли кого‑то удивишь, в случае с военно-промышленным комплексом ситуация все же имеет свою специфику.

Напомним, 95% продукции, выпускаемой научно-производственным центром, составляет гособоронзаказ, из‑за чего рассчитывать на постоянную загрузку производства не приходится. Так, в 2016 году объем военных заказов снизился вдвое, в итоге руководству предприятия пришлось более 350 сотрудников перевести на неполный рабочий день, а 400 человек — уволить.

В дальнейшем объем производства удалось нарастить: в 2018 году показатель составил на 20% больше, чем в 2017‑м, а в 2019‑м прибавил еще 35% к объему предыдущего года. Однако это спасло ненадолго: выполнив в 2020 году последний оборонный заказ, нового ФНПЦ „Алтай“ не получил.

В конце сентября текущего года в Сети появилась информация о том, что на предприятии готовится приказ о сокращении порядка 30 человек. Позже это подтвердил и председатель профкома научно-производственного центра Андрей Докучаев. Также он сообщил краевым СМИ, что по факту число уволенных может оказаться менее десяти, так как потенциально попадающим под сокращение предлагают другие должности, в том числе на Барнаульском станкостроительном заводе, где бийчане могут работать вахтовым методом. По данным же Центра занятости населения, в июле-сентябре 2020 года ФНПЦ „Алтай“ направило сведения о планируемом высвобождении 13 человек.

Добавим, о пессимистичных прогнозах на ближайшую перспективу гендиректор предприятия Борис Певченко высказался еще в октябре 2019 года на конференции Союза промышленников Алтая.

„Редкий оборонзаказ перелетает через Уральские горы. Их распределение больше напоминает принцип Попандопуло (героя фильма „свадьба в Малиновке“. — Прим. ред.), который делил так: это тебе, это снова тебе и это тебе. В нашей, мягко говоря, резервации, далекой от центра, заказов не сильно много <…> Что будет с контрактами по оборонзаказу на 2020 и 2021 годы, сейчас совершенно не ясно. Имеющиеся данные создают пессимистические настроения в коллективе. Зато нам обещают огромные горы заказов на 2022 год. Сразу вспоминается Некрасов: „Жаль только — жить в эту пору прекрасную уже не придется ни мне, ни тебе“, — цитировал тогда Бориса Певченко Amic.ru.

Однако справедливости ради отметим, что не все предприятия ВПК сегодня в столь затруднительном положении. К примеру, АО „БПО „Сибприбормаш“ обеспечен заказами под завязку, причем настолько, что в июне текущего года на предприятии сообщали о дополнительном приеме рабочих на основное производство.


От переработки — к функции хранилища

В текущий момент не менее туманны и перспективы Бийского маслоэкстракционного завода. Напомним, он входит в состав обанкроченного агрохолдинга „Юг Сибири“, активы которого в ближайшее время будут выставлены на торги. Имущество БМЗ независимый оценщик оценил в 654,3 млн рублей. Это более тысячи единиц различного оборудования, железнодорожный и автотранспорт, производственные здания (элеваторы, склады, цеха).

Однако настораживает тот факт, что с декабря завод встал на паузу, прекратив переработку сырья.

Арендатор в лице питерской группы компаний „Благо“ объяснил это тем, что на предприятии необходимо провести модернизацию устаревшего оборудования. Кроме того, компания ссылается на длительный сырьевой дефицит в регионе, хотя в управлении Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности с этим не согласны. По информации ведомства, урожай подсолнечника все последние годы позволяет полностью загрузить и Барнаульский, и Бийский МЭЗ. Кроме того, последний может также работать на сое: ранее его мощности на 30–40% были загружены переработкой именно этой культуры. Что касается массового экспорта сырья, то здесь вопрос в умении договариваться с крестьянами о покупке: решение продавать урожай внутри региона или за его пределами зависит от цены, предложенной покупателем, считают в управлении.

Как бы там ни было, теперь Бийский маслоэкстракционный завод используется исключительно как элеватор, в силу чего и работать на нем остались только те сотрудники из 265, которые отвечают за элеваторный комплекс. Остальные рабочие остались не у дел.

„Мы не рассматриваем вариант простоя, так как возобновление работы завода предполагается только после выкупа площадки и ее модернизации, что займет достаточно длительное время. Сокращение сотрудников будет осуществляться согласно Трудовому кодексу РФ. Тем не менее объем переработки масличных в регионе сохранится — будут дозагружены Барнаульский и Омский МЭЗы“, — приводит „Коммерсант“ пояснения компании.

К слову, по прогнозам аналитиков, основным претендентом на покупку активов холдинга „Юг Сибири“ может стать именно ГК „Благо“, которая сейчас арендует мощности бийского, барнаульского и омского заводов по производству растительного масла. „Работа на площадках в качестве арендатора показала их сильные и слабые стороны: мы серьезно оценили технический уровень заводов. В случае успешного выкупа мы планируем провести модернизацию всех трех площадок“, — рассказали в компании. Между тем интерес к торгам проявляют и другие профильные игроки российского рынка, а также инвестор из КНР.


Справка:

Компания ООО „Юг Сибири“ признана банкротом в апреле 2019 года. Основной залоговый кредитор — „Промсвязьбанк“. В 2018 году в рамках процедуры внешнего управления мощности маслоэкстракционных заводов Барнаула и Бийска, входящих в состав агрохолдинга, были сданы в аренду санкт-петербургской ГК „Благо“ (торговые марки „Дары Кубани“, „Благо“ и др.). ГК „Благо“ также производит продукцию на Армавирском маслопрессовом заводе, Верхнехавском и Эртильском МЭЗ.


„Бийский сахар“: новый отсчет

Если кто и заканчивает уходящий год на позитивной ноте, так это бывший „Бийский сахарный завод“ — „островок надежды“, оставшийся от печально известного агрохолдинга-банкрота „Изумрудная страна“. Пока это единственное предприятие, имеющее перспективы по восстановлению производства: некогда входившие в „Изумрудную страну“ мясомолочный комбинат „Угринич“, Бийский элеватор, хлебокомбинат и спиртзавод так и не нашли себе применения.

В середине октября текущего года мэрия выдала предприятию с новым названием „Бийский сахар“ разрешение на строительство дополнительного помещения, где разместится продуктовый цех. Это станет последним шагом к перезапуску производства, которое было законсервировано в 2012 году.

Напомним, новый собственник — новосибирская компания „Санинвест“ — приобрел завод, а точнее то, что от него осталось, в 2017 году. К тому моменту из главного производственного здания мародерами было вынесено все, что только можно было унести, а состояние помещений можно было приравнять к аварийному.

На сегодняшний день в корпусе отремонтирована крыша, модернизирована система отопления, полностью готов к эксплуатации прессожомовый цех, отремонтированы помещения будущих лабораторий, объект подключен к центральным сетям электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения. На очереди — работы по вводу ТЭЦ. Собственнику предстоит оформить документы на газ, который был заведен на предприятие еще в бытность „Изумрудной страны“, чтобы с весны 2021 года завод мог потреблять голубое топливо на законных основаниях.

Что касается непосредственно возобновления производства, то его планируется осуществить в три этапа. Сначала собственник намерен довести производство сахара до показателей, достигнутых на момент банкротства, а это переработка до 1800 тонн сахарной свеклы в сутки. Затем поставлена цель довести мощность завода до 3000, а после и до 5000 тонн в сутки.

По словам генерального директора компании „Бийский сахар“ Романа Игнатова, сейчас складской комплекс полностью обеспечивает потребности первого этапа проекта, а вот для второго и третьего необходимы новые площади для хранения. Уже в ближайшее время собственник намерен построить новый продуктовый цех, на который и было получено разрешение в октябре. Сметная стоимость объекта — 1,2 млрд рублей. В целом же объем инвестиций составит порядка 6 млрд рублей, отмечают в компании. При этом сроки запуска завода будут зависеть от обеспеченности сырьевой базой, а выращивать сахарную свеклу новый владелец завода намерен собственными силами. По его словам, нерационально вкладывать в производство миллиарды, а потом зависеть от поставщиков сырья. Так что еще один вопрос на ближайшую перспективу — покупка земли. Для начала — около 15 га и по возможности недалеко от города, чтобы минимизировать расходы на транспортировку. Первый урожай для запуска завода планируется получить к осени 2022 года.


Ушел с молотка

Новый поворот обозначился и в судьбе „Бийского комбината хлебопродуктов“, также входившего в агрохолдинг „Изумрудная страна“. В начале ноября стало известно, что его купила компания ООО „Край солнца“ из Ростова-на-Дону. Результаты торгов были опубликованы в Федеральном реестре сведений о банкротстве. Новые владельцы приобрели элеватор, мельницу, крупный комбикормовый завод с силосным корпусом, право аренды участка (42,2 тыс. кв. м),

склады, трансформаторную подстанцию и большое количество технологического оборудования комбината за 142,5 млн рублей при начальной цене лота в 366 млн.

Напомним, впервые имущество „Бийского комбината хлебопродуктов“, признанного банкротом, было выставлено на торги в 2019 году с начальной ценой более 400 млн рублей, но тогда потенциальных покупателей не нашлось. В 2020 году перед очередным аукционом было решено изначально снизить стартовую стоимость лота, при этом пошагово снижать ее в процессе торгов.

По данным „СПАРК-Интер-факс“, фирма „Край солнца“ принадлежит ООО „Развитие“, также зарегистрированному в Ростовской области. Его возглавляет Ирина Карпова, которая руководит еще рядом других ростовских компаний, однако по факту их владельцем является глава группы компаний „Юг Руси“. Последняя занимается продажей и переработкой зерна, а также является крупным производителем бутилированного растительного масла (торговые марки „Золотая семечка“, „Аведовъ“, „Злато“, „Милора“).

Между тем пока неизвестно, есть ли связь между ней и фирмой „Край Солнца“, купившей бийское обанкроченное предприятие. Как сообщает „Алтапресс“, основным видом деятельности ООО „Край Солнца“ значится оптовая торговля зерном, семенами и кормами для животных, при этом, по данным ФНС, в прошлом году предприятие не получало доходов и не заплатило ни рубля налогов, хотя зарегистрировано еще в 2013 году. „Деловому Бийску“ на момент подготовки материала связаться с представителями компании не удалось. Таким образом, дальнейшая судьба „Бийского КХП“ пока остается загадкой.

Напомним, до процедуры банкротства агрохолдинга „Изумрудная страна“ на предприятии работало 250 человек.


Накормим и Китай

В планах развития бийской птицефабрики „Алтайский бройлер“, наоборот, все предельно четко и по графику. Правда, пандемия и тут наложила свой отпечаток: из‑за изменений ценовой политики в отрасли от строительства двух новых птичников пока пришлось отказаться. А вот поставка продукции в Китай и страны СНГ уже началась. Официальным экспортером птицы Главного таможенного управления КНР собственник „Алтайского бройлера“ — группа компаний „Черкизово“ — стала в январе, а в апреле поставила первые партии мяса птицы в Китай и страны ближнего зарубежья, сообщает пресс-служба предприятия.

В долгосрочной перспективе ГК „Черкизово“ планирует выйти на двукратное увеличение объемов производства мяса птицы — с 55 до 116 тысяч тонн. Объем инвестиций, по предварительным расчетам, составит порядка 3 млрд рублей. Параллельно в ассортимент для жителей края и соседних регионов будут вводиться новые виды продукции с дополнительной переработкой, такие как котлеты и наггетсы.

Сейчас компания на стадии проектирования первого этапа своей грандиозной программы. Предполагается, что по итогам его реализации в 2021 году предприятие увеличит объем производства на 15%.


Справка:

ГК „Черкизово“ занимается производством мяса птицы, свинины, полуфабрикатов, колбас и другой продукции, при этом одно из основных направлений деятельности — экспорт продукции в Китай, Вьетнам и мусульманские страны.

Бийскую птицефабрику, где сегодня трудится более 1,5 тысячи человек, группа компаний приобрела в собственность в 2018 году. В 2019 году новый собственник провел первый этап модернизации производства, в рамках которого была усовершенствована логистика и установлено современное оборудование на головном предприятии в Бийске. Инвестиции в производство составили 71 млн рублей.


Фото из архива редакции

Поделиться новостью