Бизнес
 "Рай" для инвесторов
Автор:

"Рай" для инвесторов

Одиннадцать лет назад трассу Бийск — Барнаул украсили призывающие и оптимистичные баннеры „Золотые ворота Алтая — рай для инвесторов“.

Что такое „Золотые ворота“, тогда рядовой путешественник понимал слабо, а вот инвесторы задумались. Зовут, значит, перспективно и выгодно. Привлекательно выглядело и объявление о том, что туристический кластер „Золотые ворота“ по федеральной программе „Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ“ будет готов уже к 2018 году. На дворе 2022‑й.


Новые Васюки?

На строительство „рая“ под Бийском из федеральной и краевой казны собирались вложить почти четыре сотни миллионов рублей бюджетных средств. Инвесторам, которых предполагалось целых 25, было предложено вложить чуть более девятисот миллионов своих кровных средств. Не так уж, казалось бы, и много для целого „рая“, в котором бы начали трудиться больше пятисот бийчан. Число туристов при этом должно было расти более чем на тридцать тысяч человек в год. „Золотые ворота“ должны были встречать транзитников, следующих в Горный Алтай и Белокуриху, гостиницами, торгово-развлекательными центрами, кафе, ресторанами и даже логистическим центром. Словом, у Бийска появился шанс превратиться в Новые Васюки. Для чего было решено, что государство отвечает за инфраструктуру, а непосредственно бизнес, то есть инвесторы, — за строительство перечисленных туристических объектов. К 2022 году число туристов действительно сильно выросло. Но, к сожалению, не потому, что „рай“ для инвесторов состоялся, а потому что и пандемия случилась, и политическая обстановка в мире накалилась до градуса кипения, и заграница для многих стала недоступной. Что же касается „Золотых ворот“, так за одиннадцать лет размер частных инвестиций слегка превысил 42 миллиона рублей (по данным краевой Счетной палаты), чуть больше 4,5% от запланированного. Хотя, по мнению инвесторов и властей, эта цифра почти в два с половиной раза выше, сути дела это не меняет. До запланированных сумм еще ох как далеко! В туркластере официально и в срок открылись всего два объекта: кафе „Горная страна“, которое своим появлением в 2018 году, по сути, спасло город от возврата средств, вложенных из бюджета в федеральную казну, и газозаправочная станция.

На днях стало известно, что для развития инфраструктуры в туристических кластерах премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о выделении дополнительных средств регионам страны. Согласно документу Алтайскому краю за 2023‑й и 2024‑й перепадет почти полмиллиарда рублей. В перечне объектов значится и бийский „рай“ для инвесторов. И это при том, что проверка Счетной палаты выявила нарушения мэрии Бийска в организации работы „Золотых ворот“, а следственное управление по Алтайскому краю даже возбудило уголовное дело по части 3 статьи 286 Уголовного кодекса России за превышение должностных полномочий.


И где они?

Бийчанин, который последние десять лет работал на севере, вернулся в родной город. На вопрос „Как тебе наши «Золотые ворота?»“ встал в ступор.

— Какие ворота?

— Ну там, на въезде в город!

— Видел новое кафе „Горная страна“, остановился там кофе попить и перекусить. Симпатично, аккуратно, стильно, вкусно… А вот ворот никаких не видел… Может, это на Коммунарском, там сбоку вроде как кучка гор обозначена? На скорости не разглядел.

Это, казалось бы, субъективное мнение, тем не менее оно отражает впечатление о созданном туробъекте большинства приезжающих в Бийск гостей и туристов. Объяснять „что“ и „почему“ долго, и потому большинство так и остается в неведении. А ведь проскочить мимо активной застройки, где в 2013‑м даже управляющая компания была создана, вроде как нереально.

— Управляющая компания „Золотые ворота“ ликвидирована в 2019 году, — рассказывает депутат Думы Бийска Игорь Степанов, который ее возглавлял. — Она, по сути, ничем и не управляла, а была создана для пиара территории, которую надо было преподнести инвесторам как вариант выгодного и перспективного вложения средств. Когда я согласился курировать эту УК, попросил показать мне объекты, за которые я буду нести ответственность, мне показали подстанции, которые к тому времени были построены, но внутрь так ни разу и не пустили. Говорили, что там внутри законсервированное оборудование и потому доступ туда запрещен. Сказали также, что вся построенная инфраструктура передана на баланс города. Я изначально согласился на эту должность при условии, что к технической стороне и оборудованию не буду иметь никакого отношения. Вообще эту систему управляющих компаний на туробъектах края придумал Александр Карлин. По его задумке, они должны были рекламировать объекты, в моем случае „Золотые ворота“, чем я и занимался.


Обещания и реальность

Рекламировать, как известно, можно и дырку от бублика. Очень даже заманчивый товар получится. Что в бийском случае и произошло. К 2017‑му „Золотые ворота“ перестали интересовать первых заявившихся инвесторов из Кемерова, ринувшихся было в „рай“.

Тем временем, по официальным данным, там уже были построены: канализация — 3959 метров, водовод в две нитки — 3279 погонных метров, внутриквартальные сети водоснабжения — 5 419 метров, электроснабжение — 1562 метра, подстанция силовая, два силовых трансформатора и газовые сети протяженностью 6 105 метров с пропускной способностью 6 200 кубических метра в час. Завершает бодрый список модульная газовая котельная мощностью 10,5 МВт. Но и это еще не все! По информации официального сайта администрации Бийска, „рай“ для инвесторов должны обеспечить внутренние инженерные сети, в которые входят сети тепловые и 5 трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ и сетей электроснабжения, протяженностью 2280 м. Цена вопроса оказалась внушительной, хотя в рамках запланированного — почти четыре сотни миллионов рублей. Начался новый этап поиска инвесторов. Нашлись. Точнее, на тот момент — нашелся.

— Мы начали строить „Горную страну“ в 2015‑м и сразу же столкнулись с целым рядом организационных проблем. Потратить пришлось в два раза больше, чем планировалось. Но и с окончанием стройки, и открытием кафе проблемы не закончились. Вот уже три года мы ждем газ, — рассказывает инвестор „Золотых ворот“ Вера Саламатова. — Мы до сих пор не можем добиться его подключения, хотя труба в паре шагов от стен здания. Оказалось, что газопровод устарел и не соответствует современным техническим требованиям. Что‑то там заржавело, что‑то обветшало, и Ростехнадзор запретил его эксплуатировать. Власти и города, и края из месяца в месяц просят нас потерпеть. А мы несем убытки, так как и готовим на электричестве, и отапливаемся зимой тоже электричеством. Мы ведь не можем объяснить гостям заведения, что терпим и ждем исполнения обещаний от чиновников. Информация о том, когда уже эта желтая труба перестанет быть просто украшением ландшафта, самая противоречивая. В городе и крае в который раз обещают подключить газ уже к концу лета. Но кое‑кто из информированных господ говорит, что его не будет совсем. По этому вопросу мы постоянно на связи с начальником управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности Евгением Дешевых. Тем временем число наших посетителей уверенно растет. Бывают и приятные сюрпризы. В прошлом году, 2 марта, заглянул Михаил Мишустин. Премьер-министр заехал к нам неожиданно, без предупреждения. Он в курсе проблем кластера. Вообще, если честно, мы настроены оптимистично. Возникают, конечно, мысли о строительстве собственной котельной, но пока всерьез мы вопрос не рассматриваем, потому что считаем, что это не совсем правильно. Ведь подразумевается, что угольная котельная это и чад, и зола, а здесь все‑таки планировалась экологически чистая зона.

Сегодня в некогда масштабном проекте „Золотые ворота“ задействованы четыре инвестора из двадцати пяти некогда запланированных. Это два действующих объекта и два на стадии строительства.

— Это мой первый опыт инвестирования, и я была готова уже через три месяца после начала работ бросить все это и забыть, как страшный сон, — рассказывает инвестор Наталья Ануфриева. — Все началось с того, что на нашем участке строительства оказалось две лесополосы. Как такое было возможно, если сразу было видно, что по проекту наши объекты накладываются на них. Потом выяснилось, что расчистить землю не так‑то и просто. Нам пришлось проводить экспертизу для получения разрешения на вырубку. Причем ее результаты не устроили чиновников, они провели свою. В итоге цена вырубки выросла в два раза, и за пятнадцать старых тополей мы заплатили миллион семьсот. И это мы потратили на расчистку только половины арендованного участка. Как нам пояснили в администрации Бийска: изменилось законодательство. А мы при чем? Почему такие нюансы не оговариваются в процессе подписания инвестиционных договоров? В чем в таком случае заключается помощь властей? Из-за бюрократических проволочек мы не поставили фундамент под здание в срок и начали его строить только в декабре! А это опять же дополнительные расходы с нашей стороны.

По словам Натальи Ануфриевой, только за подключение коммуникаций ей как инвестору пришлось заплатить пятнадцать миллионов рублей. И, похоже, что это не предел. Десять миллионов ей насчитали за подведение пустой газовой трубы к участку от магистрального газопровода по ценам прошлого года. Значит, стоит ждать перерасчета.

— Все коммуникации подводили сами: и водопровод, и электричество, — продолжает Наталья Витальевна. — Как нам пояснили в мэрии, все вопросы по подключениям мы должны решать с энергоснабжающими предприятиями, которым принадлежат и колодцы, и подстанции. На все это необходимы время и деньги.

А вот в этом месте хотелось бы остановиться и сделать ссылку на начало статьи, в то самое место, где бывший руководитель бывшей управляющей компании „Золотые ворота“ Игорь Степанов рассказывал о том, что указанные инвестором объекты переданы на баланс города. Неувязочка, господа, получается. Так переданы или нет? Видимо, это тоже сейчас выясняет Следственный комитет.

Строительство нового объекта инвестора Натальи Ануфриевой


Золотой купол

В 2019 году неожиданно для бийчан выяснилось, что „Золотые ворота“ расширились за пределы ранее выделенной для них территории на въезде в Бийск, превратившись таким образом из ворот в купол, который накрыл переулок Коммунарский и улицу Шишкова. В число объектов туркластера были включены уже действующие торговые центры „Воскресенье“ и „Старый город“ и даже экоотель в противоположной точке — на выезде из Бийска. Тогда городские чиновники пояснили, что это вполне логично. Хотя логика включения в проект уже построенных на территории города объектов, подключенных к городским коммуникациям, выглядит довольно сомнительно, так как их стоимость тут же была включена в общий объем освоенных к тому времени средств. Вероятно, так городские власти пытались придать нескладному проекту определенную масштабность. А если говорить просто — пустить пыль в глаза. Кому? Связано это было с ожидаемым визитом депутатов Государственной Думы: не понравились народным избранникам цифры отчетов, поступающих из Бийска. Речь тогда шла ни много ни мало о лишении Алтайского края финансирования по федеральной программе въездного и внутреннего туризма. Приехали. Посмотрели. Открытая уже тогда „Горная страна“ с ее эффектными фотографиями красот Горного Алтай в интерьерах и вкусной едой понравилась. Погрозили пальчиком мэрии: мол, плохо работаете с инвесторами и… уехали в полной уверенности, что хоть и с трудом, но кластер строится и развивается. Ну еще обещали с газом разобраться. Пока не разобрались.

В это же время появилась информация о том, что в число игроков в проекте „Золотые ворота“ вошел торговый дом „Аникс“, крупная бийская компания. Речь даже шла о торгово-логистическом центре, который дочерняя фирма предприятия якобы будет строить на участке за уже действующей на тот момент „Горной страной“.

— Мы изначально брали эту землю под теплицы и организацию открытой площадки для торговли саженцами и никогда не хотели становиться инвесторами этого проекта, — отрицает сегодня слухи руководитель ТД „Аникс“ Юрий Никитин. — Участок, который мы взяли в аренду, имеет статус сельскохозяйственного назначения и не пересекает границу межевания „Золотых ворот“. Согласитесь, что тепличное хозяйство к туризму не имеет никакого отношения и пограничная площадка позволяет нам заниматься своим делом без каких‑либо ограничений в ее использовании. Да, пока мы не начали строительство. Но еще раз подчеркну, к „Золотым воротам“ мы не имеем никакого отношения.


Вдруг проверили

После проведенной Счетной палатой Алтайского края проверки вокруг „Золотых ворот“ разразился настоящий скандал. Публикация данных проверки шокировала. Из казны на создание инфраструктуры потрачено без малого в девять раз больше, чем планировалось, при этом она не задействована и мало того — тает на глазах. Правда, при этом возникает целый ряд резонных вопросов. Почему за одиннадцать лет существования туркластера это первая ревизия? Как случилось, что никому и никогда не приходило в голову, что незадействованный объект попадает в зону внимания любителей того, что плохо лежит? Ведь слухи о том, что на те же электроподстанции периодически наведываются обитатели городской свалки, бродят по Бийску уже несколько лет. А ведь, как заверяли руководство все той же управляющей компании „Золотые ворота“, все оборудование было подключено и готово к работе. Замечательные бомжи, оказывается, живут в Бийске, как минимум с техническим образованием, раз никого не убило напряжением. Однако вернемся к установленным проверкой фактам. Проверяющие не досчитались трансформаторов и прочего электрооборудования, систем видеонаблюдения, источника резервного питания… Список можно было бы продолжать, но от этого пропажи не вернутся. Достаточно сказать, что в общей сложности, городского имущества не досчитались ни много ни мало почти на двадцать миллионов рублей. С 2015 по 2020 годы только на охрану „Золотых ворот“ мэрией было потрачено около девяти миллионов рублей. Что и от кого охраняли?

На благоустройство территории израсходовано около двух миллионов. Наверное, речь идет о сплошной полосе — дорожной разметке, которую как‑то умудрились нарисовать сразу после открытия объекта, как раз напротив „Горной страны“: мол, в Горный едете — добро пожаловать, а из Бийска — вход закрыт. Но вовремя одумались, и сейчас разметка прерывистая, доступ в кафе открыт с двух сторон.

Далее следует целый перечень необоснованной оплаты работ подрядчикам на общую сумму почти в десять миллионов рублей. Среди них: поставка оборудования канализационной насосной станции, пусконалодочные работы на подстанции. И уж вовсе из разряда „было бы смешно, если б не было так грустно“ — прополка и стрижка газона в декабре!

И после всего этого мы говорим о дополнительных вложениях из федерального бюджета? Понятно, что из обещанного на два года полумиллиарда бийским „Золотым воротам“ перепадет в самом оптимистичном случае равного деления на всех порядка восьмидесяти миллионов. На что они будут потрачены? На восстановление инфраструктуры? Надеемся, что так. Или на новую завлекающую рекламу с красивыми слоганами для инвесторов?

Депутаты Государственной Думы с представителями городских властей на открытии комплекса „Горная страна"


Тактика ошибок

— Я не могу сказать, что проект „Золотые ворота“ провалился, — говорит сегодня депутат Думы Игорь Степанов. — Все‑таки сделано и построено очень много. С одной стороны, вроде все хорошо, с другой — не совсем правильно. Теперь очевидно, что изначально тактика создания туркластеров в Алтайском крае была выстроена неверно. Нельзя было сначала инфраструктуру строить, а потом инвесторов искать — это мое мнение.

А ведь как все хорошо начиналось… И как много планировалось: объекты бытовой и развлекательной инфраструктур, многофункциональный деловой туристский центр, комплекс придорожного сервиса, гостиницы, общественное питание, торговля, автосервис… Пока на себя большинство из перечисленного взяла „Горная страна“. И туристов накормит, и сориентирует в горных дорогах и тропах, и для бийчан банкет на высшем уровне проведет.

— Вопрос к разработчикам концепции бийского автотуркластера, — размышляет Алексей Саламатов. — На мой взгляд, гостиница „Золотым воротам“ не нужна, и дело не в том, что до Горного Алтая 100 км, как говорят некоторые критики проекта. Это расстояние до Горно-Алтайска, а люди в основном едут хотя бы в Чемал, а некоторые в Усть-Коксу или Кош-Агач, до которых по 500 км. Но в Бийске уже есть гостиницы, и не думаю, что они сильно загружены. А вот тот факт, что на деле часть коммуникаций оказалась недееспособной и обещания остаются обещаниями, действительно вызывает неприятный осадок. Инвестор не должен чувствовать себя обманутым, о каком партнерском доверии в данном случае можно говорить?

— Мое мнение, что сам инвестиционный договор изначально составлен неправильно, — говорит инвестор Наталья Ануфриева. — Если бы в нем было отражено, что инвестор самостоятельно подводит к своему участку коммуникации от разводящих колодцев и подстанций, расчищает его от зарослей кустов и так далее, мы бы сразу могли просчитать свои расходы и понять, выгоден нам этот проект или нет. Или еще вариант: обсудить, как говорят, на берегу все возможные статьи расходов, которые возникают по вине бюрократических проволочек, и отметить в договоре, что они по факту исполнения работ будут возмещаться. А так мы попали и на время, и на деньги, и на нервы. Например, мы к своему объекту вынуждены были построить малую котельную, хотя и не планировали. Надо запускаться, а будет ли газ неизвестно. Как‑то уже не верится обещаниям.

— Разумно было бы сначала сформировать круг заинтересованных лиц, а уж затем вкладываться в инфраструктуру, — высказывает мнение Юрий Никитин. — Получилось так, что администрация проявила инициативу, а конструктивного диалога и согласованности с представителями бизнеса не получилось и все вложения остались невостребованными.

Таково мнение о проекте инвесторов и представителей бизнес-общества. Увы, может быть, не самое приятное для властей. Но ошибки, особенно столь дорогостоящие, необходимо исправлять. В ситуации с „Золотыми воротами“ выходом из положения действительно может стать подписанное премьер-министром постановление о выделении средств региональным туркластерам. Видимо, чтобы помощь „выстрелила“, надо грамотно и четко расставить акценты, чтобы у инвесторов было понимание, во что им предлагают вкладывать свои средства, кто будет заниматься операционно-координирующей деятельностью, разработать четкую договорную детализацию. Пока же очевидно, что проекту не хватило конкретики, а отсюда и организационные неприятности, и финансово-имущественные скандалы.

Фото Алексея Саламатова, Елены Коржевой и Владимира Бедарева

Поделиться новостью