Бизнес
Свое зерно
Автор:

Свое зерно

Как только земля будет готова, на бескрайних полях Алтая начнется новая посевная кампания. Аграрии запасают дизельное топливо, ведут подготовительные ремонтные работы и надеются, что урожай будет не хуже, чем в прошлом году. Это пока единственная стабильность нового времени, в турбулентность которого попали все.

Руководитель ООО „Курай Агро Плюс“ Игорь Пляко, с которым мы обсудили сложившуюся ситуацию с учетом мнений участников „Зимней зерновой конференции“, прошедшей накануне в Белокурихе, уверен, что сегодня надо прилагать все усилия к тому, чтобы стать самодостаточной страной и это единственный выход.

Предприятие Игоря Валентиновича — это 10 тысяч гектаров посевной площади в границах Бийского района: 60% гречки, 20% овса, 12% озимых культур, остальное — кормовые культуры для молочного производства.

„Как у любого русского человека, есть напряжение, есть некоторое недопонимание насчет будущих происходящих событий, но на сегодняшний день все спокойно. Предприятие трудится, готовится к посевной. Наблюдается небольшой ажиотаж по поводу спроса, небольшое повышение цены. Надеюсь, что это будет краткосрочно и в дальнейшем все успокоится“, — говорит Пляко.


Земля надежды

В 2022 году в марте на форум в Белокуриху съехались представители более 120 компаний Сибири, Урала, Казахстана и центральной России. Ведущие эксперты в области сельского хозяйства и представители предприятий зерновой отрасли России подвели итоги года, сделали анализ текущего состояния зернового рынка, обсудили макроэкономику и составили прогнозы цен на зерно в этом сезоне.

„Ели брать производителей Алтайского края, то ежегодно у нас есть переходящие остатки, т. е. какой‑то резерв, — комментирует Игорь Пляко. — В связи с тем, что спрос на нашу сельхозпродукцию будет высоким, а курс доллара способствует этому, скорее всего, резервов не будет. То, что мы раньше оставляли в этих остатках, будет продано. Для сельхозпроизводителя это наиболее выгодный вариант. В ситуации, когда экспортные поставки в страны ближнего зарубежья будут несколько увеличены, интерес к нашей продукции и её прибыльность будут расти“.


Урожайность 2021 года

„На структуру посевов этого года будут влиять текущие цены на зерно и приоритеты государственной поддержки“, — отметил вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов на „Зимней зерновой конференции“ в Белокурихе сразу после того, как были озвучены цифры прошлогодних показателей.

Для алтайских аграриев 2021 год сложился более чем удачно. Производство круп удалось нарастить с 485 до 507 тысяч тонн, что позволило краю остаться на позиции лидера в стране. Урожайность зерновых выросла до рекордных 17,2 ц/га.

Из-за роста цен на сырье и сокращения традиционных рынков сбыта небольшое падение было отмечено у мукомолов. При этом экспорт продуктов перемола вырос вдвое, что объяснятся финансовой поддержкой государства.

В 2021 году отмечались удорожание минеральных удобрений, средств защиты растений, рост цен на горюче-смазочные материалы. На 30% увеличились затраты в растениеводстве, что, правда, было компенсировано хорошей урожайностью и еще большим ростом цен на продукцию.


Новая реальность

С 24 февраля ситуация оказалась малопрогнозируемой. Всего лишь за одну неделю закупочный ценник на пшеницу для трейдеров вырос с 17 тыс. до 20 тыс. рублей за тонну. Если до начала специальной военной операции цена российской пшеницы в порту Новороссийска была 315 долларов за тонну, то теперь она подскочила до 395 долларов.

„Но это расчетные котировки, — отметил гендиректор аналитического центра „ПроЗерно“ Владимир Петриченко, — так как реальные продажи остановились“.

В новом сезоне экспортеры планировали вывезти из страны 33 млн тонн пшеницы, на деле получится только 27 млн тонн, плюс закрытые порты в Причерноморье на неопределенный срок — всё это может привести к росту запасов.

Подорожали и семена. 92% семян зерновых выращивают на территории России, чего не скажешь про масличные культуры. С ними возникли сложности, традиционные каналы завоза нарушены, поэтому в Минсельхозе РФ ищут другие маршруты доставки. Российский рынок семян оценивается в 150 млрд рублей, и его давно пора занять местным селекционным компаниям, считают в аграрном ведомстве, об этом пишет „Комсомольская правда“.

По данным Минсельхоза края, нынче на Алтае посеют 5,3 млн га, что на 42 тыс. га больше прошлогоднего. Почти все дополнительные площади планируют занять яровой пшеницей, на 6 тыс. га собираются увеличить клин сои, на 1 тыс. га — картофеля. Остальные культуры оставят на уровне 2021 года, пишет „Алтайская правда“.

«Безусловно, санкции повлияют, однако у нас та самая отрасль, которая должна продолжать работать вне зависимости от обстоятельств. Надо жить, надо работать и нужно думать», — говорит независимый эксперт зернового рынка Алексей Дюмулен.


Горизонт планирования

„С точки зрения хлеба и хлебопродуктов, как показывает многолетняя практика, все эти потрясения приводят только к тому, что потребление хлебопродуктов только увеличивается, как и спрос на них, — отмечает участник „Зимней зерновой конференции“, президент ассоциации „Союза зернопереработчиков Казахстана“ Евгений Ган. — Понятно, что разговор не идет о глобальных позициях, а о процентах, но он будет“.

Казахстан и Сибирский федеральный округ — основные поставщики зерна и продуктов переработки в центральную Азию и Афганистан. Там традиционно потребляются хлебопродукты в норме до 500 г в сутки.

„Эти рынки очень динамично растут в населении, и мы будем их единственными поставщиками. Нужно ориентироваться на то, что уровень спроса на хлебопродукты будет высоким, и наша главная задача — обеспечить его бесперебойное поступление на прилавки“, — резюмировал Евгений Ган.

„Насчет увеличения посевных площадей на Алтае, то у нас пустующих пригодных для земледелия почти нет, если есть, то они незначительные. Нам нужно будет внимательно изучить новый рынок, скорее всего, нашим ориентиром в экспорте будет Китай и покупатели внутри страны. В прошлом году маржинальной культурой были соя, рапс и гречиха. В любом случае, до посевной еще есть время на маневры и возможности их совершить“, — говорит Игорь Пляко.


Продовольственный тыл

Аграрно-промышленный комплекс — отрасль долгих горизонтов планирования. Сегодня речь идет не о завтра, а сразу о 5 и больше годах вперед. Одним из ключевых элементов влияния на планы является стабильность и объем государственной поддержи. Пока в Алтайском крае она утверждена на уровне прошлого года в размере 3,4 млрд рублей. 2,5 млрд обещали выделить из федерального бюджета, остальное — из краевого.

„Деньги пойдут на поддержку доходности аграриев (1,25 млрд), на стимулирование приоритетных отраслей (674 млн). К таковым относятся производство льна-долгунца, овощей, животноводческой продукции и поддержка малых форм хозяйствования. 215 млн рублей выделят на производство и реализацию зерновых культур из средств, вырученных федеральным бюджетом от введения таможенных пошлин на экспорт зерна. Обещают дать 318 млн рублей тем, кто выращивает сою и рапс“, — уточняет „Алтайская правда“.

„Господдержка для нас в основном заключается в льготном кредитовании. Если раньше нам давали кредиты под 3% при процентной ставке в 12%, то при новых 20%, чтобы сохранить для нас выгоду, государству придется компенсировать значительную разницу“, —говорит Игорь Пляко.

В условиях кратного роста международного давления на Россию власти хорошо понимают, что бросать в „открытое море“ отрасль, отвечающую за продовольственную безопасность страны, нельзя, поэтому, скорее всего, размер федеральных субсидий аграриям будет увеличен. В начале марта в правительстве РФ одобрили выделение дополнительных 5 млрд рублей на льготное кредитование весенних полевых работ.


Дело техники

„Если в отношении санкций не будет изменений, будем ориентироваться на технику отечественного и китайского производства. Может, будем более бережно относиться к тому, что имеем, — говорит Игорь Пляко. — На текущий момент у нас есть и немецкая, и китайская, и отечественная техника. По баллам в сравнении „немцы“ и „китайцы от серьезных производителей“ примерно 5 к 4. Может быть, не тот комфорт, но производительность практически таже. Комбайны „Акрос“ — российская неплохая техника, но половина важных запчастей не нашего производства, что может создать проблему“.

А ведь известно, что даже в минимальном простое во время полевой страды, когда, как известно, „один день год кормит“, потеря единицы техники может обернуться значительными убытками.

„В отношение техники и запчастей я бы перевернул вопрос, — говорит президент ассоциации „Союза зернопереработчиков Казахстана“ Евгений Ган. — А что делать тем производителям, которые производят эти машины? Они теряют громадный рынок. И этот рынок пока до конца не понимает, насколько это серьезно. Потом эти все санкции будут, наверняка, скорректированы с учетом объективных реалий“.


Всем хватит

У Игоря Пляко взгляд на жизнь и обстоятельства более оптимистичный. Он продолжает развивать свое предприятие, вкладывая в него средства. Помимо зерновых культур параллельно содержит молочное поголовье, строит собственную бойню и новый мясной цех. Уже в этом году планирует открыть магазин продуктов собственного производства и других производителей, поддерживающих это направление. Хорошо платит своим сотрудникам. Игорь Валентинович — заботливый хозяин земли, на которой живет, во всех смыслах этого слова. Поэтому независимо от обстоятельств каждую весну он сеет в пашню свое зерно в надежде на новые еще более сильные всходы.

„Профессионалов, которые смогли бы дать прогноз сегодня о том, что будет на рынке продуктов дальше со стопроцентной уверенностью, я думаю, нет. Этот год однозначно будет сложным. Многие позиции пропадут на полках в магазинах, поднимется цена. Но это не приведет нас к голоду. А вот уже на следующий год, когда мы окончательно примем условия обстоятельств, бизнес осмотрится, и я уверен, что желающих занять опустевшие позиции будет хоть отбавляй“, — с такой установкой живет, верит, надеется и ведет свои дела руководитель ООО „Курай Агро Плюс“ Игорь Пляко.

Фото Владимира Черкасова

Поделиться новостью