Город
Административные отделы в скором времени могут покинуть пассаж Второва
Автор:

Административные отделы в скором времени могут покинуть пассаж Второва

Уже к лету этого года здание пассажа Второва, известное многим бийчанам как старый универмаг, может опустеть.

Известие о возможной скорой консервации особняка разнеслось по городу в середине апреля. Так ли это на самом деле и что же ждет памятник истории в ближайшем будущем?

Судьба печально известного Фирсовского пассажа, составляющего с пассажем Второва единый архитектурный ансамбль вдоль улицы Толстого, коснулась своего не менее старинного брата. Обветшалые стены внутреннего двора, аварийная крыша… Пассаж Второва давно требовал ремонта.

В апреле сего года работников культуры города взволновала информация, что совсем скоро величественный особняк покинут оба учреждения, „населяющие“ второй этаж здания два последних десятилетия: управление культуры, спорта и молодежной политики и управление образования администрации Бийска.

Некогда самое большое здание города может постигнуть рок запустения, поразивший не один объект культурного наследия нашего города. А ведь сто лет назад в передовом для тех лет пассаже гудела торговля, рассматривал товар честной люд и стучали по длинным залам каблуки приказчиков…


Стиль дома с фонарем

Известный российский предприниматель Александр Второв начал строительство внушительного пассажа в Бийске в 1904 году. Возводился торговый дом на болотистой местности, а посему перед началом строительства на выкупленной у города территории было вбито немало лиственничных свай. Большое торговое сооружение замкнуло собой перспективу улицы Торговой, которая спустя несколько лет будет переименована в честь умершего в 1910 году графа Льва Толстого.

Дом стал первой постройкой Бийска такого масштаба. Магазин открыли и освятили в ноябре 1905 года. Тогда местная ребятня выстраивалась напротив широких витрин, освещенных газовым светом, и с открытыми ртами смотрела на товары.

— На первом этаже находилась розничная торговля, на втором — оптовая и комнаты приказчиков. Контора Бийского отделения „Товарищество А. Ф. Второв и сыновья“ размещалась в соседнем доме с гипсовой головой мифического чудища над балконом. Сейчас в этом здании, разделенным с пассажем подворотней, располагается следственный отдел. Тогда же на втором этаже жил управляющий Второва — Василий Семенович Гуськов, — рассказывает Константин Ярославцев, старший научный сотрудник БКМ им. Бианки.

— По тем временам ничего подобного не было ни в Бийске, ни далеко окрест. Прекрасный образец эклектики с общими формами сибирского классицизма и элементами модерна. Архитектура пассажа богата волютообразными деталями аттиков, эффектными полуколоннами, обрамляющими входы в здание, и слуховыми окнами, декорированными по бокам редкой лепниной в стиле модерна. Но самыми выразительными формами пассажа, бесспорно, являются сложный клетчатый купол с замысловатым шпилем и кованая консоль с поддерживающими ее тремя цепями, на которой некогда висел большой фонарь. Долгие десятилетия он освещал угол здания на перекрестке между улицей Льва Толстого и проспектом Кирова (бывшая улица Барнаульская). За эту простую и полезную для прохожих функцию в народе пассаж и прозвали „домом с фонарем“.

До наших дней здание пассажа Второва сохранилось практически в первозданном виде, если не считать нескольких заложенных окон, выходящих на задний двор, и утерянного в 90‑е годы знаменитого фонаря.


Не пожар, не наводнение, а… время

После революции на втором этаже Второвского пассажа были открыты биржа и гостиница „Деловой Двор“. Позже гостиница сменила название на „Бию“. Во время Великой Отечественной войны весь комплекс пассажа был превращен в эвакогоспиталь, а в мирное время в здание вновь вернулась торговля. Многие бийчане до сих пор помнят старый универмаг, заполненный товарами и оживленный гулом покупателей с самого утра и до позднего вечера.

Последние два десятилетия помещения второго этажа бывшего пассажа занимали две административные организации, а вот первый этаж навылет сквозил забытьем и разрухой. Лишь гордые колонны и пилоны да огрызки лепнины по периметру потолка напоминали о прежнем величии огромного зала.

Совсем недавно все окна первого этажа закупорили листами профиля. И пусть сотрудникам управления культуры и управления образования после консервации нижних помещений перестал дуть холод по ногам, особняк молчаливо замер в ожидании грядущих перемен.

На официальный запрос редакции в управление муниципальным имуществом пришел деловой ответ: „Согласно заключению специализированной организации требуется капитальный ремонт здания (ОКН) с усилением фундаментов, стен и лестниц, заменой перекрытий и крыши“.

В ответе также сообщили о рекомендации управлению культуры, спорта и молодежной политики и управлению образования администрации Бийска освободить занимаемые нежилые помещения, расположенные в указанном здании. О дальнейших планах на пассаж — ни слова.

Однако тремя годами ранее при действующем тогда главе города Александре Студеникине уже поднимался вопрос о капитальном ремонте памятника. По заказу города архитектурная мастерская „Ренессанс“ разработала проект реставрации. Администрация наукограда в тот момент выделила более 6 миллионов рублей на подготовку проектно-сметной документации и объявила конкурс на поиск подрядчиков для первого этапа ремонта — замены кровли. Сумма контракта на момент конкурса составляла чуть больше 26,5 миллиона рублей. По оценкам мэрии на тот период, полная реконструкция пассажа потребовала бы 230 миллионов рублей, но из‑за резкого подорожания стройматериалов стоимость возросла до 313 миллионов. От этого ни один подрядчик и не взялся за убыточную работу.


Наполеоновские планы

В общий перечень работ по реставрации, прописанном в техзадании, входит ремонт первого этажа, исторических фасадов, кровли, интерьеров и благоустройство прилегающей территории с новым освещением, включая архитектурную подсветку. В результате внешний и внутренний вид пассажа должны быть воссозданы в соответствии с историческим обликом, а поздние советские пристройки в дворовой части комплекса подлежат демонтажу.

Кроме реставрации есть еще ряд проблем, требующих устранения. Так, инженерное обследование здания установило, что конструкции окон и кровли не соответствуют современным требованиям энергоэффективности. Посему предстоит утеплить полы и чердачные перекрытия, установить окна из пятикамерных профилей. Также планируется устройство тамбуров и двойных дверей на входах, утепленной отмостки вокруг здания, размещение отопительных приборов.

В техзадании для исполнителя сообщается, что подрядчики обязаны воссоздать лепной декор, штукатурку и цветовое решение фасадов, а также кованые ворота между пассажем и домом управляющего (на пр. Кирова, 7), кроме того, отремонтировать мемориальные доски на здании. При этом старую штукатурку стен надлежит удалить, а в местах поврежденной кладки заменить отдельные кирпичи. Планируется также гидроизоляция стен, устройство крылец, ремонт карнизов.

Внутренняя отделка помещений требует не меньших вложений и сил: в плане реставрации указано, что потолки и стены необходимо оштукатурить, покрасить в светло-бежевые и белые цвета, предстоит отреставрировать старинную гипсовую лепнину, а полы покрыть антискользящим керамогранитом, паркетной доской, наливными материалами, линолеумом.

Из всего вышеперечисленного возникает резонный вопрос: „За чей счет этот банкет?“. За счет городского бюджета. Осилить такую масштабную реставрацию администрация планирует в несколько этапов.

Казалось бы, все складывается наилучшим образом, но…

Реставрацию памятника архитектуры преследует кипа разрешений и пошлин. Это весомое звено, препятствующее работе, в прямом смысле отпугивает подрядчиков, отчего тендеры на реставрацию пассажа раз за разом признаются проигрышными.

Сегодня спешка отъезда двух управлений из пассажа Второва, взволновавшая работников сферы культуры, отсрочена до полного обследования компетентными организациями состояния здания и анализа его ветхости.

Теперь остается ждать экспертного заключения. Но даже если здание не признают аварийным и оставят „квартирующие“ в нем организации на прежнем месте, особняку по‑прежнему останется уповать на долгожданный ремонт. Так что же ждет уникальный памятник в ближайшее время: будет он дальше служить культуре и образованию под гнетом ветхости, подлежит консервации на долгие десятилетия или найдет долгожданного подрядчика, готового отреставрировать легендарный пассаж? Вопрос остается открытым.

Фоторепортаж Елены Коржевой

Поделиться новостью