Указом губернатора, в целях защиты от коронавирусной инфекции, в регионе на неопределенный срок введен режим самоизоляции. В Бийске, как и по всей стране, предприниматели оказались перед новой реальностью.
Полную версию материала читайте в свежем номере газеты «Деловой Бийск», который уже в продаже.
Продавцы надевают перчатки
В оставшихся работать продуктовых магазинах усиливаются меры профилактики, корзинки дезинфицируются, посетителям предлагают надевать перчатки, обрабатывать руки. Перед кассами появились пластиковые щиты, а на полу – разметка, помогающая покупателям держать дистанцию в очереди.
Торговый двор «Аникс», к примеру, обеспечил сотрудников магазинов и обслуживающих подразделений сшитыми на заказ многоразовыми масками и латексными перчатками. Сотрудникам каждое утро замеряют температуру тела, в помещениях с периодичностью 2-3 часа производится уборка, дезинфицируются поверхности, ручки дверей, корзин и тележек.
Товаром ажиотажного спроса в начале марта стали макароны и крупы. Символ тревожных времен, гречку, выращивают в Алтайском крае – значит, пока одни терпят убытки, у наших аграриев появился шанс реализовать продукцию в повышенных объемах.
Производитель из Бийского района Игорь Пляко, руководитель предприятия ООО «Курай-Агро», в комментарии видеоагентству Ruptly также сообщает и об увеличении цены на сырье, что привлекло фермеров:
– Ситуация была стабильная, наблюдался небольшой спад спроса и цены на гречневую крупу, но из-за событий, связанных с коронавирусом, необъяснимо для меня и многих появился ажиотаж, благодаря которому стали незначительно (15%) повышаться цены на сырье. Многие фермеры – те, которые ожидали, что это наступит, – воспользовались моментом.
Производство антисептика, пошив масок — востребованные ниши
Антисептические средства сейчас востребованы как никогда. Так, ЗАО «Эвалар», переоборудовав производственные линии под выпуск антисептиков, сейчас может выпускать до 500 тысяч упаковок в месяц, а при полном развертывании мощностей обеспечит до 1,2 млн упаковок ежемесячно. Первые отгрузки запланированы на начало апреля. На сайте компании сообщается, что спиртосодержащие антисептики выпускаются в трех формах: антисептические спреи, гели-санитайзеры и растворы. Двухнедельный запас средств «Эвалар» передал в бийские поликлиники и Комплексный центр социального обслуживания населения.
ООО «ПКФ «Две линии» также оперативно наладило выпуск антисептического геля в разных объемах и флаконах для поставок в различные учреждения.
– Запросы приходят разные: и канистрами просят, и маленькими флаконами для своих сотрудников, и бутылками для обеспечения санитарной обработки рук большого потока людей, – рассказывает «Деловому Бийску» Вера Медведева, начальник отдела маркетинга ООО «ПКФ «Две линии». – Стоит отметить, что данный вид продукции для нас не является новым – выпуск антисептического геля «Алоэ-Вера» мы ведем с 2010 года. Безусловно, сложившаяся ситуация имеет прямое влияние на спрос. Особый ажиотаж сейчас вокруг любых средств с пометкой «антисептик», а также антибактериальных средств.
Еще одним востребованным товаром стали одноразовые медицинские маски. Дефицит их в аптеках города подтолкнул ряд предпринимателей начать выпуск масок собственными силами: шьют как одноразовые из специального материала, так и тканевые многоразовые изделия. Одним из таких предприятий стало ООО «Бийское многопрофильное предприятие «Росток» Всероссийского общества слепых, которое занимается пошивом одежды и аксессуаров к ней уже около 75 лет.
Как рассказал генеральный директор предприятия Никита Астанин, перед началом введения режима самоизоляции им заказали защитные маски предприниматели города. Когда в Бийске возникли перебои с поставками масок от традиционных изготовителей, решили заняться пошивом сами и с апреля приступили к работе. 11 человек за смену успевают сделать 800 масок из бязи и марли. Цена – от 25 рублей, в зависимости от использованного материала. Продают их оптом и в розницу. Уже поступили заказы на пошив от заказчиков из Кемеровской области и двух предприятий Бийска.
Под ударом: кому сейчас сложнее всех?
Наиболее пострадавшими от ситуации, связанной с коронавирусом, в России признаны сферы туризма, авиа- и автоперевозок. Внешние направления для путешествий закрыты, да и внутренний туризм под большим вопросом – планы на лето пока еще люди строят с большой осторожностью. Туроператорам, которые сейчас не только не получают новых заказов, но и должны возвращать деньги за уже купленные туры, не позавидуешь.
Режим самоизоляции больно ударил по бизнесу, связанному с общественным питанием. Кафе и рестораны пришлось закрыть – единственной возможностью заработать для таких компаний стала торговля на вынос, работа по заказам с доставкой. Сайты компаний из этой сферы сейчас активны как никогда. Автоперевозчики, также ощутимо потерявшие в доходе из-за массовой самоизоляции горожан, продвигают курьерские услуги: покупка и доставка разных товаров, лекарств, продуктов.
Индустрия красоты, все, что связано со спортом, здоровьем, бьюти-услуги – для Бийска тоже значительная часть рынка. И ничего из этого не переведешь на «удаленку» в режиме самоизоляции. Предприниматели, закрыв двери на «каникулы», подсчитывают убытки. Поскольку людям сейчас не рекомендуется собираться в большие группы, да и общая экономическая ситуация заставляет придерживать деньги, которые раньше пошли бы на разные развлечения, нелегкие времена переживает ивент-бизнес, занимающийся организацией праздничных мероприятий.
– Свадебщики верят, что сезон будет, – комментирует Алексей Ружников, ведущий, организатор событий. – И слава богу, вся эта пандемия не свалилась в мае. Хотя сейчас все апрельские и майские свадьбы переносятся на лето и осень. Кто-то вообще отменил и просто расписался в ЗАГСе. Да, будет уже не так роскошно и дорого, но все же. Ивенты («ивент» —это событие, мероприятие, церемония, шоу) сейчас в тотальных отменах и переносах на непонятные сроки. У меня на конец марта-апрель девять отмененных и частных, и корпоративных мероприятий. Я двигаюсь на фрилансе, и мне легче. Нет офиса, склада, сотрудников. То есть у кого масштабы больше, терпят. И убытки тоже. Мы сейчас привязаны к решению правительства: как только разрешат работать – сразу стартуем. Но у бизнеса пока голова точно не о корпоративах болит. Нужно возвращаться. И индустрия, по прогнозам, просела сильно и надолго.
Индивидуальный предприниматель Вадим Тараненко:
– У нас было два вида бизнеса. Первый – организация консалтинговых услуг, куда входит предоставление услуг по охране труда, техники безопасности, консультирование бизнес-процессов и проведение совместных мероприятий с нашими партнерами и т. д. Второй вид – биоакустическая коррекция на аппарате СИНХРО-С, метод Томатис для людей с расстройством аутистического спектра. Это направление пришлось свернуть, убытки составили около двух миллионов рублей, и вряд ли мы уже к данному направлению вернемся.
Первое направление остается, у нас два офиса – в Бийске и Барнауле, оба переведены на дистанционный режим. Есть дежурные, которые выезжают на предприятия для проведения неотложных мероприятий, а так все сидят по домам и работают в режиме хоум-офиса, что для нас не очень приятно, поскольку мы несем убытки в виде платы за неиспользуемые по факту арендованные площади, услуги телефонии, CRM.
Как видим, местные бизнесмены встречают проблемы, вызванные коронавирусными выходными, по-разному, с учетом специфики дела и собственного характера. Кто-то просто выжидает плохие времена, кто-то старается нащупать новую нишу в изменившихся условиях, кто-то готовится сразу после снятия режима самоизоляции активно и без раскачки заняться наверстыванием утраченных позиций. Время покажет, кто в итоге избрал правильную стратегию.