Как только в марте по‑весеннему начало припекать солнышко, дачников начали манить дорогие сердцу заветные сотки.
Самые нетерпеливые уже что‑то успели почистить, убрать, завезти, на что не жалели денег, потраченных на проезд в пригородных автобусах. Апрель, конечно, настроение это немного подпортил снегопадом и почти октябрьскими ветрами, но зов родных соток уже не заглушить. Весна, однако! Но вот вопрос: дождутся ли грядки, яблони и груши своих дачников?
ФАС сказала „фас“
„…Федеральная антимонопольная служба приостановила тендеры на поиск перевозчиков на садоводческие маршруты Бийска…“ — эта новость стала для потенциальных садоводов приговором. Далеко не у каждого есть машина, чтобы самостоятельно курсировать на дачу и обратно, да к тому же многие летом предпочитают и вовсе перебираться из надоевших за зиму квартир в дачные домики. Утром — на работу в город, вечером — к грядкам на свежий загородный воздух.
Жалобу на условия тендера подало общество с ограниченной ответственностью „Алттрейдтур“. При условии, что традиционно открытием дачного сезона считается 1 мая, до которого остается всего-ничего — полторы недели, не захочешь, а запаникуешь, когда подоконники бийчан под завязку забиты огородной рассадой.
Первый дачно-транспортный скандал разыгрался еще в прошлом году. Тогда бийские автоперевозчики впервые игнорировали объявленные администрацией торги, объявив их нерентабельными и невыгодными. Маршрут № 134 „Вокзал — Полеводка“ и вовсе попал в „черный“ список: большинство дач, расположенных в этом пригородном поселке, в 2022‑м так и не дождались своих владельцев. В этом году маршрут даже не рассматривался как предмет торгов.
В конечном итоге на „дачные“ торги в 2023‑м автоперевозчикам были предложены следующие номера маршрутов: № 11 „Кристалл — Кирпзавод — садоводство „Олеумщик“ — п. Нагорный“; № 22 „Кристалл — Нефтебаза — ст. Чемровка“; № 105 „Вокзал — садоводство „Домостроитель“; № 107 „Вокзал — садоводство „Катунские зори“; № 133 „Вокзал — садоводство „Березка“; № 135 „Вокзал — садоводство „Шубенка“. Цена вопроса по маршрутам: № 105 и 107 за 601 078 рублей 25 копеек, по маршрутам № 133 и 135 за 965 983 рубля и 93 копейки.
Что не так?
Накануне на имя главы Бийска прокуратура внесла представление на предмет того, что маршруты, о которых идет речь, пролегают сразу по нескольким соседним с городом районам: Бийскому, Смоленскому и Зональному. Из этого следует, что относятся они не к муниципальным перевозкам и межмуниципальным, а к межгороду. А это, в свою очередь, значит, что организацией таких перевозок должен заниматься не город, а краевое министерство транспорта.
Собственно этот установленный законодательно факт и стал причиной обращения автоперевозчиков к антимонопольщикам. Кстати, перевозчики садовых маршрутов сторонились всегда. Достаточно вспомнить факты, когда администрация давала им „сады“ в нагрузку к рейтинговым пассажиропотокам, которые всегда были „головной болью“ автопредпринимателей. Понятно, что лучше, когда пассажиры сменяются каждые две-три остановки, чем когда забивают автобус на „Вокзале“ и далее едут до конечной. Получается маршрут-экспресс даже при условии, что на проходных остановках добавляется два-три пассажира. Обвинять в меркантильности автоперевозчиков в такой ситуации, вероятно, не стоит… Но кто поймет дачников, для большинства которых дача — объект антидепрессантный и личнопользовательный, нежели обогатительный?

Унылые перспективы
Что ждет бийских дачников, если вопросом их доставки к родным соткам займется министерство транспорта края? Однозначно — повышение цен на проезд и плюсом отсутствие каких‑либо льгот. С этим еще в прошлом году столкнулись жители многих поселков и сел Бийского района, которые традиционно ездили на работу и обратно городскими рейсами. Маршруты № 117, 102, 101 и так далее превратились в № 417, 402, 401 соответственно, так как были переведены в реестр межмуниципальных. Автоматом выросли и цены на проезд. Например, после статусного перевода проезд на 117-м маршруте стал стоить 75 рублей, это при том, что права пользоваться льготным проездом пассажиры лишись автоматически: никаких пенсионных проездов. К тому же возникает еще одно неприятное обстоятельство. Если маршрут межмуниципальный, в нем автоматически прописывается запрет остановок в пределах города. То есть садоводческий автобус загружается пассажирами на вокзале и следует до конечной без остановок. Таковы прописанные правила. Насколько они удобны пассажирам-дачникам, те, кто эти правила писали, не задумался.
По нашей информации, краевое министерство не хочет создавать садоводческие маршруты и предлагает дачникам ехать на свои «сотки», например, в Полеводку рейсовым маршрутом Бийск — Сростки. Полная цена и никаких льгот. Та же ситуация с другими маршрутами. В администрации и Думе говорят, что ведут переговоры с краем, но результатов пока нет.
ОБНОВЛЕНО: 5 маршрутов все же начнут свою работу с 1 мая
С 1 мая в Бийске начнут свою работу пять садоводческих маршрутов