24.06.2020 в 17:22
Город
Дефицит объективности
Автор:

Дефицит объективности

В нацпроекте по ремонту дворовых территорий Бийск участвует уже четвертый год, однако идеальной формулы его реализации до сих пор не найдено.

Одна из последних претензий горожан — необъективный отбор заявок на участие в программе. Депутаты по одномандатным округам сообщают о многочисленных жалобах на то, что при формировании списка участников „за бортом“ часто остаются именно те дома, где двор нуждается в ремонте наиболее остро. В проблеме администрация и местный парламент совместно разбирались на последнем заседании городской Думы 18 июня.


Одного критерия мало!

Как пояснил председатель Думы города Сергей Ларейкин, жителей и депутатов возмущает непосредственно принцип отбора дворов для участия в программе по благоустройству.

Согласно действующему постановлению администрации Бийска, главным и, по сути, единственным критерием здесь является очередность подачи заявок. Как говорится, кто раньше встал, того и тапки. Чтобы двор наверняка попал в программу, заявку по нему желательно подать на рассмотрение общественной комиссии в числе первых, при этом документы не должны получить ни одного замечания. В противном случае их могут вернуть на доработку, а это упущенное время и вероятность оказаться в конце списка. При таком раскладе дом может попасть в программу только через год, а то и через два, хотя платежная дисциплина собственников высокая, а двор не ремонтировался уже более 30 лет.

— Критерием при отборе дворов должна быть не только очередность подачи заявок, но еще и состояние дворов, — отмечает Сергей Ларейкин. ­— Сегодня же получается так, что мы делаем дворы, которые в более или менее пригодном состоянии, а те, в которых ноги переломаешь, чтобы пройти, в ремонт не попали. Вот что возмущает людей.

К слову, одним из поводов поднять эту проблему стал видеоролик, недавно опубликованный жителем Бийска в социальных сетях. Автор заснял, как во дворе многоэтажки дорожная техника снимает вполне пригодное асфальтное покрытие, и задался вопросом, почему деньги тратятся на ремонт еще вполне презентабельных объектов.


Председатель Думы напомнил, что в этом году практически одномоментно, с разбивкой в течение дня, на рассмотрение общественной комиссии от многоквартирных домов поступило почти 200 заявок по ремонту дворовых территорий. Все они, какие‑то раньше, какие‑то чуть позже, вошли в список участников программы, так как их документы соответствуют требованиям федерального законодательства. Однако в текущем году все эти дворы отремонтировать не смогут: ежегодная сумма субсидирования из федерального бюджета ограничена. В итоге часть из них, в том числе откровенно „убитых“, перенесли на 2021, а какие‑то уже и на 2022 год только потому, что заявка поступила на час-другой позже.

„Мы просим выработать дополнительные критерии отбора и создать рабочую группу, которая будет давать реальную оценку дворам и выстраивать какую‑то логику“, — обратился Сергей Ларейкин к мэру Александру Студеникину.

Его поддержала и депутат Наталья Быкова, по словам которой основным критерием должно быть все‑таки состояние дворов. При этом она заметила, что муниципальная программа также не учитывает сезонный фактор: отбор заявок ведется в феврале-марте, когда из‑за снежного покрова трудно оценить реальное состояние объектов.


Даже профи подвластно не все

Замечания к нынешней системе отбора дворов есть и у самих членов общественной комиссии, отсеивающей заявки. Депутат Игорь Степанов, например, просит учесть отсутствие специальных знаний у большинства заинтересованных лиц, оформляющих пакет документов. Не каждый день им приходится составлять проектно-сметную документацию, а потому ее возврат на доработку не должен быть причиной для отсрочки ремонта дворов.

„Мы сегодня понимаем, что, допустим, тот же Кофанов (директор УО „Центральная управляющая компания“ — Прим. автора), имея большой штат специалистов, подготовил сразу 38 заявлений, и они были поданы в числе первых вместе с некоторыми ТСЖ. Но и у Кофанова с его штатом мы отклонили около десятка заявлений, потому что где‑то было оформлено неправильно. Он и сам удивился, как так вышло…“, — прокомментировал депутат.


Вопрос не только в полномочиях комиссии

Отвечая на претензии депутатского корпуса, глава города Александр Студеникин сделал упор на требования федерального закона, однако впоследствии согласился с тем, что вопрос вполне решаем.

„Наверное, мы вольны установить еще какие‑то критерии, но они не должны противоречить федеральному закону, чтобы потом жители нам не сказали: вот наше решение участвовать в программе, вот в соответствии с ФЗ пакет документов, если вы не согласны, мы идем в суд“, — заявил мэр.

Между тем Игорь Степанов заметил, что в других регионах и даже в нашей краевой столице практикуется опыт отбора заявок по нескольким критериям, и с соблюдением закона там все в порядке.

„Вот я привез документы с Кемерова. У них 5 критериев по заходу в эту программу, и комиссия сначала выезжает смотреть дворы, притом все сделано в соответствии с федеральным законом, — рассказывает депутат. — Есть в Барнауле опыт, он несколько другой. У нас же действует только один критерий из десяти, которые мы имеем право принять. Давайте попробуем этот вопрос разрешить. Я не говорю, что надо изменить те списки, которые уже сформированы: люди работали, уже попали в программу. Но на будущее надо определиться, потому что программа будет действовать до 2024 года“.

В итоге продолжительной полемики глава города все же внял просьбе депутатов и обещал провести работу над соответствующим постановлением администрации.

„Если на сегодня есть вопросы, нужно ли было ремонтировать конкретный двор, давайте наделять полномочиями соответствующую комиссию, и пусть она определяет <…> Давайте сядем за круглый стол и распишем критерии по отбору дворов для этой комиссии. Установим параметры: 10% разрушения, 20% разрушения и так далее…“.

При этом глава города признал, что принцип отбора заявок по очередности их подачи вызывает массу недовольства у горожан, и сообщил о принятом в связи с этим решении:

„Следующий прием заявок должен осуществляться только в электронном виде с последующим предоставлением оригиналов документов. Чтобы не было таких комментариев, как сейчас люди в соцсетях пишут: „Мы что, должны были в 2 часа ночи в очередь встать?“.


К сведению:

В Кемеровской области Общественная комиссия проводит отбор заявок на ремонт дворов по балльной системе. Баллы начисляются в соответствии с утвержденными критериями, при этом меньший порядковый номер присваивается участнику отбора, набравшему большее количество баллов. Если участники отбора набирают одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается тому, чья заявка поступила раньше.

Балльная оценка включает такие критерии: продолжительность эксплуатации многоквартирного дома; наличие ранее проведенного капитального ремонта инженерных систем МКД; техническое состояние дворовой территории; финансовая дисциплина собственников; наличие проектно-сметной документации ремонта дворовой территории с учетом минимального и дополнительного перечня видов работ; наличие трудового участия граждан.

По каждому из критериев — своя градация баллов. К примеру, продолжительность эксплуатации многоквартирного дома оценивается так: а) от 41 и более лет — 8 баллов, б) от 31 до 40 лет — 6 баллов, в) от 21 до 30 лет — 3 балла, г) от 16 до 20 лет — 1 балл, д) от 10 до 15 лет — 0 баллов. Аналогично присваиваются баллы за техническое состояние дворовой территории: а) наличие детского игрового оборудования — 0 баллов, отсутствие — 6 баллов, б) наличие тротуара — 0 баллов, отсутствие — 6 баллов и так далее. Финансовая дисциплина собственников оценивается в зависимости от задолженности по общей сумме начислений: а) от 1 до 5% — 3 балла, б) от 6 до 10% — 1 балл, в) свыше 10% — 0 баллов.

Подобная схема отбора дворовых территорий действует в Томске, при этом в приоритете дворы, где проживает наибольшее количество населения и где более „возрастные“ дома и здания, относящиеся к объектам культурного наследия. Дополнительные баллы дают наличие территориального общественного самоуправления (ТОС) и уже проведенные поблизости работы, например ремонт внутриквартального проезда или общественного пространства. Таким образом, власти осуществляют комплексный подход к благоустройству территорий.

Фото Владимира Бедарева

Поделиться новостью