Город
Дорожная спираль
Автор:

Дорожная спираль

Записки

По выработанной годами привычке он освободил единственную в квартире столешницу от лишних предметов. Порядок на рабочем столе ему всегда помогал думать. Привычными жестами он уложил посредине стола стопку чистой бумаги, смахнул с верхнего листа невидимые соринки, макнул перо в чернильницу и… начал писать. Впечатлений за день было много. И их надо было непременно записать. Он писал историю. Ту самую, что без прикрас. Описывал улицы, людей и их нравы. Евгений Поликарпович Клевакин, всю жизнь отдавший государственной службе, делал это всюду, куда бы ни забрасывала его судьба: в Томске, Барнауле… И вот – Бийск. Сюда он был назначен помощником бийского окружного полицейского исправника в 1885 году. Нельзя сказать, что он был рад сему назначению, но с начальством во все времена спорить было не с руки. И потому он воспринял очередное назначение как дар, потому что судьба подарила ему новый повод продолжать изучать привычки и быт небольших сибирских городков. А он был человеком любопытным, дотошным и въедливым. Во всем докапывался до сути, причин и мотивов. Служба сему выучила.

Строчки ложились на лист ровно, словно солдаты на плацу. За окном бушевала поздняя весна, которые нынче выдалась особо дождливой и слякотной. Передвигаясь по городу по долгу службы, в этот день Евгений Поликарпович сделал для себя много заметок и теперь, вернувшись в небольшую казенную квартиру, спешил запечатлеть их на бумаге. Надеялся, что пригодятся потомкам, дабы сделали нужные выводы и не повторяли ошибки прошлого.

«…Грязь с каждым годом становится глубже…»

Увы, но, судя по запискам господина Клевакина, в Бийске, несмотря на то что с момента их создания прошло почти 140 лет, мало что изменилось. Вот как описывал состояние городских улиц помощник бийского окружного полицейского в 1886 году:

«…Город Бийск прежде всего город грязи… вода по улицам стоит весною большими озерами, в которых плавают гуси. Лужи воды стоят не только по дальним улицам, но и по главным… Улицы все грязные. Некоторые даже и вовсе не проезжие… Базар стоит на низком месте, и тут бывает грязи по колено. Зимою на базар съезжаются почти по три дня в неделю… много крестьян на лошадях, от которых скапливается много навоза, и навоз этот ни разу не убирался, а оставался тут. Но так как навоз составляет плохой материал для мощения улиц и площадей, то, понятно, грязь с каждым годом становится все глубже и глубже...»

Евгений Поликарпович в очередной раз опустил перо в чернильницу и задумался. А ведь пытаются городские власти что-то сделать для создания в городе надобных для жизни условий или не пытаются? Вот намедни самолично побывал специально на заседании городской управы, дабы выслушать, что делается для очищения улиц от воды и грязи. Выслушал доклад городского головы и… неожиданно для себя осознал, что делать-то делать, да токмо как-то с «изнанки». Покуда думал, чернила на пере высохли. Чернила обновил и продолжил записи…

«…Об осушении и оздоровлении города городское самоуправление заботится… оригинальным способом».

Далее в своих записках господин Клевакин повествует о том, что еще в 1879 году (!) самоуправление города приняло постановление об обязательном устройстве бийчанами канав, каждому напротив своих усадеб, но в проводе канав через улицы в сем постановлении не было ни слова. Вплоть до 1885 года постановление это не исполнялось. Мало того, оно даже не было объявлено жителям города, но зато было опубликовано в губернских «Ведомостях». По оценке помощника бийского исправника, «…для видимости пущей деятельности…». Кроме того, господин Клевакин упомянул, что бийчане сие постановление восприняли в штыки. Мол, жили себе без канав, и далее жить будем. Ну тонули в грязи и лужах повозки вместе с лошадьми. Ну вытаскивали их всем миром, дак и далее вытаскивать будем – не перевелись еще добрые люди, готовые на выручку ездакам прийти.

… - Далеко ль собрался, Михеич, с ружьишком-то?

 - Да нееее…  – Рыжебородый, покуда молодой еще мужичок, перекинул ружье с плеча на плечо. – За Базарную площадь махну. Там ноне уток тьма! Хошь, с собой возьму, у меня лодка справная, двоих выдюжит.

 - А что, и впрямь. И бабу с детишками порадую, – откликнулся спрашиватель. Благо ехать было недалече и даже вовсе не загород, а в старый центр города.

Речь, судя по запискам Евгения Поликарповича, шла о городской черте и одной из ее центральных улиц.

«…Пустить по городу «цивилизацию»…»

…Не забыть бы что, не пропустить… Быстро бежит по бумаге перо. Буквы ровные. Одна к одной. Такие записи хорошо после читать будет. В назидание тем, кто придет потом. Город-то хороший, люди в нем добрые живут, отзывчивые, а что не воспринимают перемен, так это из-за того, что перемены резкие, словно извне приходящие. Худо-бедно уже к лету 1885 года по улицам Бийска было можно проехать, но опять же, ежели дождя не было. А вот в газете «Восточное обозрение», издаваемой в Санкт-Петербурге, «прокатили» бийские власти на предмет того, что мол «… помощник исправника спит и видит, какую бы ему пустить по городу «цивилизацию», и додумался до канализации; что, пожалуй, ему взбрендит на ум заставить жителей завести гондолы и разъезжать по устроенным канавам…». Так что и бийскому служилому господину Клевакину от столичных журналистов досталось. А вот попробовали бы они продраться по бийским улочкам в весенне-осеннюю слякоть или же после летних ливней. Евгений Поликарпович, как человек мудрый, на данный памфлет отвечать не удосужился и с прежней педантичностью продолжал вести свои записи.

Виражи истории

Ученые мужи уверяют непосвященных, что история развивается по спирали. Ну вроде бы то, что когда-то происходило, непременно произойдет спустя годы. Вероятно, так и есть. Но касательно состояния бийских дорог, похоже, что спираль превратилась в ровную прямую и бесконечную линию. И кого в этом винить? Тех, кто проектировал строительство улиц без обустройства ливневых систем и из-за кого теперь приходится изыскивать огромные средства на их строительство. И это с учетом, что на большинстве городских улиц придется ломать новенький асфальт? Довольно того, что после ремонта теплотрасс он уже сломан на некоторых дорожных участках и проезжая часть даже после капремонта снова стала непроезжей.

Чтобы сделать такой неприятный вывод, достаточно зайти в социальные сети и почитать мнения горожан по этому поводу. Получается, одни строят, другие тоже вроде бы строят, а в итоге полный разгром.

Есть надежда

В администрации города признали, что вопрос создания ливневых канализаций на городских улицах — проблема дорогостоящая. Одним из самых больных участков, судя по воплям автомобилистов в социальных сетях, сегодня считается улица Социалистическая.

Когда и сколько стоит? Судя по ответу главы Бийска Виктора Щигрева: на район Треста на 2022 год стоимость проекта составляла около миллиарда рублей. Сегодня, в 2024 году, цены значительно подросли.
Проблему строительства ливневок в Бийске в ближайшие годы, судя по всему, собираются решать поэтапно, разбив один глобальный проект на более мелкие.

Так, весной выяснилось, как “Сибирская генерирующая компания” планирует восстанавливать благоустройство после ремонта теплосетей. Как сообщили в СГК, из-за большого объема работ на теплосетях наукограда в 2023 году энергетикам пришлось перенести восстановления благоустройства на текущий 2024 год.

По планам предприятия, в районе боулинг-клуба дорогу восстановят до 30 июня. На период укладки асфальта движение транспорта на повороте с Репина на Трофимова перекроют. Объезд будет организован по участку дороги напротив кадетской школы. Далее в планах восстановить улицу Разина напротив “Дельфина” до сентября текущего года. При этом на данном участке в предстоящем сезоне энергетики будут реконструировать тепловую сеть. Для последующего восстановления дороги потребуется перекрытие улицы Разина с 10 июня и до окончания работ.

Если продолжать речь о возможном восстановлении дорожного покрытия далее в списке следует тротуар на Мерлина, 59 - напротив детского сада № 9, срок до 30 июня.

Далее следует асфальт на Ленина, 242. Брусчатку у ЦУМа и внутридомовые проезды на улице Красноармейской должны начать уже в апреле. Восстановление благоустройства в 23-м микрорайоне, на Табачной фабрике и вокзале планируется в мае. Кроме того, до конца весны восстановительные работы в поселках Котельщиков и Сорокино должны начаться до конца мая.

СГК обещает не забыть о Заречье. В планах восстановление благоустройства уже в июне.

140 лет спустя

«…Так и стоит весною грязь, пока вода не испарится… Лошадей и экипажи собираются вытаскивать целые толпы окрестных жителей. То лошадь и с ним экипаж завязают в грязи, по колено в грязи идет седок…».

Евгений Поликарпович в конце ХIХ века скрупулёзно заносит на листы свои наблюдения о бийчанах, «воюющих» с внутригородским бездорожьем. И хотя в то время еще не было термина «ливневая канализация», уже из этих записок становится ясно – ежегодная весенне-летне-осенняя беда Бийска – ливневка. В том самом современном понимании, когда воды с улиц обязаны сливаться в некую систему и ни коим образом не должны портить жизнь автомобилистам, ранее извозчикам. Но увы! Мы – бийчане - имеем то, что имеем! Залитые талыми водами и дождями улицы Социалистическую, Мерлина и так далее…

Безопасные, качественные и не только

В 2019 году решением президента России Владимира Путина началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Основная цель нацпроекта — снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза к 2030 году. Смертность, может быть, и снизилась, а вот число пострадавших автомобилей в лужах Бийска, увы, нет. И вся проблема в лужах, точнее, из-за отсутствия ливневки даже на уже отремонтированных улицах. Вопрос к проектировщикам, которые не учитывают факт, что Бийск стоит на болотистой местности и без ливневой канализации нашему городу и «ни туды, и не сюды».  На 2024 год у Бийска в рамках национального проекта так же, как и на предыдущие годы, - большие планы.

Так, стало известно, что на текущий год намечен капремонт улицы Кутузова в границах улиц Социалистической и Гейдека. Обещано не только заменить асфальт и обновить дорожные знаки, но и реконструировать систему водоотведения. Данный участок дороги пролегает в Приобском районе, по нему ежедневно проезжают сотни жителей Бийска и пригородных поселков. Всего в этом году в Бийске планируется привести к общероссийским дорожным нормативам сразу пять участков общей протяженностью 10 километров, включая улицу Кутузова, Васильева, Въездную, Мухачева, Мартьянова.

Всего на дороги в этом году планируется потратить порядка 600 миллионов рублей. Средства будут выделены из бюджета краевого дорожного фонда. Отремонтировать предстоит 11,4 километра городских дорог. При этом некоторые участки перешли с прошлого года: Васильева, Мартьянова и Мухачева. 

Как ранее комментировал начальник управления капстроительства Алексей Баннов:

 -  От пересечения Васильева и Социалистической в сторону кольца «Железобетона» есть большая зеленая зона у магазина стройматериалов. Ее можно сократить, но обустроить полосу. Здесь у нас «бутылочное горлышко», когда широкая улица Васильева сокращается до одной полосы, а дальше снова расширение к улице Гейдека. Такие меры помогут сократить пробки здесь.

Что же, поживем – увидим.

В целом же, по информации пресс-службы администрации Бийска, в этом году в городе в список дорог и участков, подлежащих ремонту по национальному проекту вошли: улица  Васильева от улицы Трофимова до улицы Васильева, 74; улица Мартьянова от улицы Васильева до улицы Обской; улицы Въездная в поселке Фоминском; улица Кутузова от улицы Гейдека до Социалистической, а также улица Ильи Мухачева от путепровода на Табачной фабрике до переулка Мопровского.

 Кроме национального проекта, в который Бийск вошел давно и, судя по всему, надолго, весной начался и ямочный ремонт. Также необходимо было определить подрядчиков на обслуживание городских улиц.

По информации, размещенной в телеграм-канале главы города Виктора Щигрева, проведен аукцион на определение подрядчика, который займется ямочным и локальным дорожным ремонтом.

- После завершения процедур приступим к ремонту. К этому времени как раз начнут работу асфальтобетонные заводы. В ремонтную кампанию войдут как основные магистрали, так и второстепенные, - заявил мэр города.

Он отметил, что пристальное внимание дорожникам поручат уделить площади имени Василия Шукшина.

Кроме того, по заверениям городских чиновников, город уже определил подрядчиков, которые далее займутся содержанием дорог. Игроки не поменялись. Так, в Восточном районе города содержанием дорог займется предприятие «Дорожник», с которым заключен контракт на 6 миллионов рублей. Обслуживать Приобский район будет «Бийскавтодор». В весенне-летнее содержание дорог входит уборка улиц. Предполагается, что работа будет выполняться ежедневно, без выходных и праздничных дней.

«… Результат получился благоприятный…»

«…Чтобы исправить подобные места, не хватит капиталов и тому подобное. Так что пришлось употребить много хлопот и времени. Результат, конечно, в то же лето (1885 год) получился довольно благоприятный… Лошади не тонули, и седок спокойно сидел в экипаже, тогда как по тем же улицам в прежнее время, если рискнет кто-нибудь проехать, то и лошадь, и экипаж завязали в грязи, а сам седок в той же грязи по колено идет пешком…».

 Евгений Поликарпович шумно вздохнул, поставил точку в записях на данный день. Удовлетворенный проделанной им работой по благоустройству городских улиц, высушил перо и направился почивать. На следующий день его ждала другая забота: отметить и записать, как бийчане изволят отмечать пасху и иные праздники. Ох, уж эта забота летописца.

От автора:

В материале использованы документальные записки помощника бийского окружного полицейского исправника Евгения Поликарповича Клевакина, писанные в Бийске в 1885-1886 годах из фондов Государственного архива Алтайского края.

Поделиться новостью