Чуйский тракт отмечает в этом году сразу две юбилейные даты: столетие присвоения дороги государственного значения и тридцатилетие открытия музея его имени.
История Чуйского тракта — это не просто веха в истории страны и Бийска, это история многих бийских семей, жизнь которых так или иначе связана с этой легендарной дорогой. Впрочем, воссоздание летописи рождения и развития тракта оставим непосредственно историкам. Мы же поговорим об истории музея, ведь она не менее интересна, чем сама дорога.
Дорога к признанию
Первая страница первой книги отзывов в Музее Чуйского тракта открылась в октябре 1992‑го. Произошло это теперь уже историческое событие в ДСУ-10. Директором дорожного предприятия тогда был Юрий Никишин, который и решил, что память о людях, которые посвятили свою жизнь Чуйскому тракту, должна сохраниться для новых поколений бийчан. Пригласил сотрудника Бийского краеведческого музея Елену Грехову, и дело закипело. Новый музей, не имеющий официального государственного статуса, быстро стал прирастать экспонатами. Инструменты для ремонта автомобилей, арифмометр, кожаный рабочий костюм водителя, коллекции камней…
Сегодня Елена Грехова вспоминает:
— Мы привлекали к оформлению залов лучших бийских художников. Первый рельефный макет Чуйского тракта для нас сделал Станислав Дулепинский, он занимал центральную часть нашего первого зала. Фишкой второго зала стали диорамы, выполненные Юрием Коробейниковым. Я помню, что для их выполнения он приходил в отдел природы, где диорамы уже стояли, изучал технику их исполнения. Это была и остается работа настоящего мастера…
Когда все уже было готово к открытию третьего зала, в краевой столице было принято решение создать Музей дорог Алтайского края, экспонаты из ДСУ-10 вывезли в Барнаул. Стены залов опустели. Елена Грехова уволилась. Но то ли первый путник проехал по Чуйской тропе тысячи лет назад под счастливой звездой, то ли кто‑то осознал степень произошедшей несправедливости, но Елене Анатольевне было предложено вернуться и продолжать работу по сбору информации о тракте и формированию музея. Ее условием стало возвращение экспонатов и документов в Бийск. Вернули. Работа возобновилась, и к началу 2000‑х музей Чуйского тракта занимал уже целый этаж управления ДСУ-10.
Елена Грехова начала добиваться присвоения музею официального государственного статуса. Сегодня она не любит вспоминать, сколько коридоров и кабинетов ей пришлось обойти, сколько, как ей казалось, убедительных и пылких речей произнести перед чиновниками, чтобы доказать, что музей достоин жизни и развития. Спасла случайная встреча.
— В выставочном зале это произошло, — рассказывает Елена Анатольевна. — Меня подвели к Анатолию Мосиевскому, который тогда был главой города. Он сразу спросил, когда можно приехать посмотреть наш музей. А я от растерянности взяла и сказала: „да хоть сейчас“. Сразу после открытия выставки и поехали. Я провела для него экскурсию, и после моих последних слов он как отрезал — готовьтесь к переезду. За считанные дни все случилось. В августе 2010‑го мы три дня переезжали на Советскую, 42, а уже 10 сентября провели первую экскурсию.
У Музея Чуйского тракта началась новая страница истории. Елена Анатольевна, проработав еще шесть лет, с легким сердцем, что ее детищу больше ничего не угрожает, в 2016‑м ушла на заслуженный отдых.

Эволюция экспозиций
— После того как фонды краеведческого музея пополнились экспонатами музея Чуйского тракта, появилась возможность пополнять экспозиции, делать их еще более интересными и привлекательными для посетителей, — рассказывает научный сотрудник Бийского краеведческого музея Татьяна Порубова. — Например, в экспозиции истории Чуйского тракта теперь представлены элементы конской упряжи, ведь до начала XX века основным транспортом на тракте были вьючные лошади и верблюды. Также в первом экспозиционном зале посетители могут увидеть уникальные купеческие печати, изготовленные из камня. Современный Музей Чуйского тракта — это шесть экспозиционных залов, размещенных на двух этажах здания. Природные зоны, по которым проходит тракт, история возникновения и становления Чуйского пути — это первый этаж, второй — история изысканий и строительства тракта в XX–XXI веках и его автомобилизация. В 2010 году музей Чуйского тракта стал частью Бийского краеведческого музея. Вот и получился у нас в Бийске „музей в музее“.
А фонды между тем продолжают пополняться. Ни один день дарителя не обходится без подарков. В прошлом году бийчанин принес в дар геодезический прибор — планиметр, изготовленный в начале 1900‑х годов швейцарской фирмой „Амслера-Коради“. Теперь ценный подарок размещен рядом с нивелиром также производства начала XX века, который принадлежал самому Вячеславу Шишкову.
Уникальную коллекцию минералов и горных пород подарил музею житель нашего города Александр Аникеев. Она нашла свое место на первом этаже музея в зале „Природные зоны Чуйского тракта“. Настоящую ностальгию у посетителей вызывают старые разводные ключи, кривой стартер и прочие „железяки“, которые помогали водителям в дальней и трудной дороге.
Музей из ведомственного превратился в народный в самом лучшем смысле этого слова. Когда в Республике Алтай приняли решение о строительстве комплекса на Белом Боме, старый памятник Кольке Снегиреву был переставлен на обочину. К работе по вывозу памятника подключились сотрудники Бийского краеведческого музея, на музейном автобусе памятник был перевезен в Бийск.
В 2012 году директор краеведческого музея Светлана Бартышева обратилась к предприятиям города за помощью в ремонте здания. Откликнулся торговый дом „Аникс“. Через два года к работе по реконструкции бывшего особняка купца Варвинского, где вот уже 12 лет располагается Музей Чуйского тракта, подключилось управление дорог Алтайского края. В результате в здании установлены новые окна, отремонтирована крыша, заменена проводка, отремонтирован первый этаж и проведена реставрация знаменитой кирпичной кладки.
Цифра желающих узнать об истории Чуйского тракта в отдельные дни достигает сотни. В допандемийный 2019‑й с историей Чуйского тракта познакомились порядка 10 тысяч человек, а в прошлом году более 7 тысяч. Причины снижения туристического потока очевидны всем, и понятно, что это явление временное.
Загадочные даты
26 мая 1922 года. Именно эта дата официально считается днем, когда Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, она же в 1975 году была обозначена в книге „Чуйский тракт“ алтайского журналиста Табаева со ссылками на госархивы. Однако подтверждения этому факту музейные сотрудники, когда готовили новые экспозиции, не нашли.
— Мы сделали запрос в Госархивы, — рассказывает Татьяна Порубова, — и попросили прислать нам копию этого постановления ВЦИК, так как хотели разместить ее на одном из стендов. Нам пришел официальный ответ, что такого документа от 26 мая нет, зато есть документ от 6 декабря. Вот его нам и прислали.
Есть интересные копии документов и в Бийском архиве. Один датирован июлем 1922‑го, второй — августом того же года. В них местные органы уже называют Чуйский тракт государственной дорогой. Загадки с датами еще предстоит разгадать научным сотрудникам музея. Пока же решено ничего не менять, так как год присвоения статуса во всех исторических архивах все‑таки совпадает — 1922‑й. Так что и юбилей дороги, и тем более юбилей музея состоятся даже с учетом временного разброса дат.

Под флагом Чуйского тракта
— 21 мая у нас традиционно состоится Музейная ночь. — Рассказывает директор Бийского краеведческого музея Светлана Бартышева. — Все площадки готовят программы, посвященные Чуйскому тракту. Начнется все в 16 часов в выставочном зале открытием межрегиональной художественной выставки „Есть над Чуей рекою дорога“.
26 мая торжественную юбилейную эстафету примут бийские художники, которые станут участниками необычного конкурса „картин одного дня“. .Любой бийчанин старше восемнадцати лет 26 мая получает в музее принадлежности для рисования и выезжает на Чуйский тракт, выбирает живописное место и… творит. Свои эскизы или картины, кто что успеет написать, конкурсанты должны сдать в музей Чуйского тракта вечером того же дня. Итоги подведут 27 мая. Если позволит погода, выставка картин будет открыта на площади у „Нулевого километра“. Предусмотрено три призовых места и приз зрительских симпатий.
— В прошлом году мы выиграли губернаторский грант, а в этом уже осмелели и подали заявку на участие в нацпроекте „Техническое оснащение музеев“, — продолжает делиться радостными новостями Светлана Бартышева. — Выиграли! И у нас теперь есть 4 миллиона на новое современное мультимедийное оборудование, витрины, компьютеры и даже радиогиды для проведения экскурсий. Уже решили, что на первом этаже Музея Чуйского тракта установим мультимедийный киоск, в котором можно будет найти все документы, что собраны нашими сотрудниками, истории каждого экспоната, включая те, что периодически хранятся в фондах и не выставляются в экспозициях.
Начался юбилейный год еще в марте — со встречи ветеранов ДСУ-10. Была среди участников и Елена Грехова, она оценила переоборудование экспозиций. На вопрос, чтобы ей еще хотелось увидеть в Музее Чуйского тракта, Елена Анатольевна ответила:
— Мне бы очень хотелось, чтобы в музей были переданы документы со стендов, которые затерялись в „СовавтоБийске“. Когда мы организовывали музей в ДСУ-10, там уже были оформлены стенды с ценной информацией, и мы попросили нам их передать, но получили отказ. Думаю, там наверняка можно найти еще много интересного об истории дороги.
Фото Владимира Бедарева и из архива редакции