В минувшую пятницу, 13 ноября, в администрации состоялись публичные слушания по проекту бюджета города на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов.
В отличие от предыдущих лет на этот раз не прозвучало ни одного вопроса или предложения от простых жителей и представителей местной общественности — их в зале просто не оказалось. Впрочем, замечаний и предложений в письменном виде, которые можно было направить в комиссию по формированию бюджета до 10 ноября, тоже не поступило. Между тем уже на ноябрьской сессии депутаты городской Думы должны рассмотреть данный вопрос в первом чтении, и в преддверии этого события „Деловой Бийск“ предлагает читателям ознакомиться с основными параметрами документа.
Доходы снова уменьшатся
События 2020 года в очередной раз доказали, что как бы плохо ни было в данный момент, всегда может быть еще хуже. Текущая экономическая ситуация в нашей стране и во всем мире, спровоцированная распространением коронавируса, — яркое тому подтверждение. В такие периоды особенно сложно приходится дотационным регионам, где экономика и без того, как говорится, на ладан дышит. Вот и бийчанам в ближайшее время, вероятно, придется еще туже затянуть пояса.
Как сообщила на публичных слушаниях заместитель начальника финансового управления администрации Бийска Анна Говорухина, в 2021 году прогнозируемый общий объем доходов в бюджет города составит 2,994 млрд рублей, объем расходов — 3,123 млрд, дефицит — 128,8 млн рублей. То есть город продолжит жить „не по средствам“, выплачивая при этом кредиторскую задолженность банкам.
Собственные доходы бюджета по налоговым и неналоговым источникам прогнозируются в сумме 1,447 млрд рублей. Напомним, при планировании бюджета на 2020 год предполагалось, что из собственных источников дохода город получит в бюджет 1,504 млрд рублей. Будет ли эта сумма достигнута по окончании года, неизвестно, но, как видим, планы на 2021‑й уже скромнее, хотя в 2018–2019 годах наблюдался стабильный рост доходов городского бюджета.

Где‑то прибудет, где‑то убудет
По прогнозам сумма налоговых доходов в 2021 году составит 1,305 млн рублей. Как отметила Анна Говорухина, рост показателя к ожидаемому результату 2020 года ожидается в размере 102,6%. Однако напомним, что в прогнозах на 2020 год этот показатель составлял даже больше, чем планируется в 2021‑м, а именно 1,319 млн. То есть в текущем году достигнуть запланированного показателя явно не удастся, а в следующем году он заведомо будет ниже. И это несмотря на целый ряд положительных моментов.
Так, предполагается, что с учетом увеличения фонда оплаты труда рост показателя по налогу на доходы физических лиц по сравнению с 2020 годом должен составить 101,3%, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 113,6%, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, — 123,3%. Два последних обусловлены отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и ростом числа плательщиков по упрощенной и патентной системам налогообложения.
Кроме того, прогнозируется рост налога на имущество физических лиц — 145,5% по отношению к показателю 2020 года. Напомним, в 2021 году его исчисление будет производиться на основе кадастровой, а не инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Однако есть и грустные новости, а именно снижение в 2021 году поступлений по ряду неналоговых источников дохода. На 22% предполагается спад по арендным платежам за земельные участки: большая часть арендаторов оспаривает кадастровую стоимость земли, в итоге приходится производить перерасчет и возвращать им сумму переплаты по ранее произведенным начислениям. На 49,3% ожидается снижение по доходам от оказания платных услуг в связи с единовременным поступлением в 2020 году средств за вырубку деревьев, а также на 12,42% — снижение по штрафам, так как изменился норматив отчислений в муниципальный бюджет.
А ведь есть еще и недоимка по налогам, которая на 1 октября 2020 года хоть и снизилась на 24 млн, но по‑прежнему довольно велика — 94 млн рублей. Основной удельный вес в структуре недоимки занимают налоги на имущество, налоги на совокупный доход, налог на доход физических лиц.
Еще больше показатель дебиторской задолженности по доходам (деньги, которые должны городу. — Прим. корр.). По состоянию на 1 октября сумма составила 181 млн рублей, при этом она на 70%, что называется, „мертвая“, то есть взыскать ее уже невозможно.
В целом прогнозируется, что выпадающие собственные доходы бюджета в 2021 году составят 89 млн рублей. В том числе 65 млн по налоговым платежам, из которых 64 млн — сумма по единому налогу на вмененный доход. По неналоговым платежам сумма выпадающих доходов составит 24 млн рублей.
Больше трети бюджета — помощь края и государства
Традиционно большие надежды руководство города возлагает на поддержку из бюджетов высшего уровня. Так, по данным финуправления, объем межбюджетных трансфертов составит в 2021 году 1,547 млн рублей, что составляет больше трети всего прогнозируемого дохода.
При этом в профильном ведомстве отмечают, что при подготовке бюджета города к рассмотрению во втором чтении объем межбюджетных трансфертов будет увеличен. Сейчас приведена ориентировочная цифра, поскольку еще неизвестно, сколько конкретно денег Бийск получит на реализацию нацпроекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“, программу „Формирование комфортной городской среды“, программу „Образование“ (строительство детских садов и школ), в каком размере будут выделены субсидии на оплату труда и другие направления. В первом чтении по проекту краевого бюджета упомянута лишь сумма средств, которые выделят Бийску по линии наукограда — 103 млн рублей.

Зарплата „съедает“ все больше доходов
Что касается расходов бюджета, то здесь в приоритете такие направления, как оплата труда, оплата коммунальных услуг муниципальными учреждениями и уплата налогов во все уровни бюджетной системы РФ.
По словам Анны Говорухиной, наибольший удельный вес расходов традиционно приходится на социальную сферу и социальную экономику. В 2021 году расходы на первую составят 74% от общего объема расходов (в 2020‑м — 75,6%), на вторую — 11,9%.
На содержание и функционирование отраслей социальной сферы (образование, культура, спорт, социальная поддержка населения) планируется направить 2,313 млрд рублей. При этом их основная доля пойдет на образование — 1,839 млрд рублей или 79,5% от общей суммы расходов на социальную сферу. Это почти на 100 млн больше, чем было заложено при планировании бюджета на 2020 год, и новость вроде бы хорошая.
С другой стороны, с каждым годом все большая доля этой цифры приходится на оплату труда. В 2021 году она составит 64,4% или 2,12 млрд рублей. Из них 88% или 1,784 млрд рублей — это зарплата работников в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики. Для сравнения: удельный вес расходов на зарплату в собственных доходах бюджета города в 2017 году составлял 44%. То есть с каждым годом бюджет города все больше средств направляет именно на эту статью расходов, выполняя нормативы по увеличению МРОТ в 2018 году и обеспечивая выполнение указов президента по повышению зарплаты отдельным категориям работников. При этом собственные доходы бюджета не растут, а, наоборот, сокращаются. Так о каком развитии той же культуры или спорта, да и любых других сфер тогда может идти речь?..
А первые „ласточки“ уже есть. Как рассказала Анна Говорухина, в проекте бюджета на 2021 год фигурирует не 31, как сейчас, а лишь 21 муниципальная действующая программа. Оно и понятно: на все и сразу денег не хватит — приходится расставлять приоритеты.

Справка:
Собственные доходы бюджета города складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Так, в бюджет городского округа зачисляется 100% поступлений от местных налогов (земельного и налога на имущество физических лиц), а также часть федеральных налогов и сборов:
- налога на доходы физических лиц (20%);
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (50%);
- 100% единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (отменяется с 1 января 2021 года, поэтому прогнозируется в проекте по бюджету только в объеме уплаты налога за 4 квартал 2020 года);
- единый сельскохозяйственный налог (100%);
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (100%);
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%);
- госпошлина (100%).
Кроме того, законом Алтайского края установлен дифференцированный норматив отчислений при зачислении акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный бензин (14,13%).
В составе неналоговых доходов учитываются следующие платежи по нормативу 100%:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходы от использования и от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы от продажи земельных участков;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба (по нормативам в соответствии с законодательством) и прочие неналоговые доходы.
Фото из архива редакции