Исполнительный директор компании «Бюрократъ», экс-руководитель отдела муниципального заказа городской администрации Кирилл Борозенко рассказал «Деловому Бийску» об особенностях поиска заказов в сфере госзакупок.
В кризис поиск нового рынка сбыта для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей особенно актуален, и сфера госзакупок представляет в этом плане особый интерес. Насколько реально одержать победу в закупках, заказчиком в которых выступают бюджетные организации? С какими трудностями предстоит столкнуться новичкам?
— Кирилл Сергеевич, бийские предприниматели проявляют интерес к участию в госзакупках?
— Конечно. В связи с экономическим кризисом у многих возникли сложности по сбыту своих товаров (работ, услуг). Немало юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность. Остальным приходится искать новые пути, а госзакупки — один из способов «остаться на плаву» в экономически трудное время. В тех же школах, детсадах и больницах по-прежнему надо кормить людей, соответственно, спрос всегда будет.
— Насколько понимаю, единая информационная система была создана для того, чтобы исключить случаи коррупции и предоставить всем участникам закупок равные условия доступа к госзакупкам. Насколько, на ваш взгляд, это удалось?
— На сегодняшний день данная система не существует в том виде, в котором она задумывалась, но работа по ее созданию ведется. Сайт zakupki.gov.ru по сути является центровым ресурсом, где публикуются все закупки, которые осуществляются в рамках федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Наше правительство пошло на этот шаг, чтобы сделать систему более открытой и прозрачной, исключить возможность применения коррупционных схем. Ответственные лица отрапортовали, что практически победили коррупцию, но на самом деле лишь породили новые коррупционные схемы. С приходом электронных способов закупок совершать незаконные сделки стало сложнее, но по-прежнему такая возможность существует. Особенно это заметно в сферах ЖКХ и капитального строительства. Но здесь не стоит обвинять всю систему в целом, на любом этапе может работать коррумпированный сотрудник и получать деньги, лобируя интересы конкретного подрядчика, при этом его руководство может и не подозревать об этом.
Вопросом контроля за госзакупками озадачилась и общественность. Отдельные активисты и журналисты отслеживают закупки и выявляют случаи неэффективного расходования бюджетных средств и так далее.
— Как-то можно улучшить ситуацию в этой сфере?
— Необходимо совершенствовать правовую основу контрактной системы, но без квалифицированного кадрового состава, который будет ее исполнять, здесь не обойтись. Поэтому необходимо более внимательно подойти к комплектованию кадров и к оплате труда. На данный момент зарплата у специалистов низкая, а значит, опасность быть вовлеченным в коррупционную схему высока.
К тому же квалифицированных специалистов на местах крайне мало. Когда закупки только появились, то работа в данном направлении поручалась завхозам, бухгалтерам и так далее. Ведение закупок давалось как допнагрузка, при этом работник никак не мотивировался материально.
В 2008 году был создан отдел муниципального заказа в администрации города, но, на мой взгляд, в наши дни специалисты отдела выполняют больше механическую работу, и не осуществляют общий правовой анализ закупочной документации, в том числе технической ее части, составление которой лежит на плечах заказчика. Так что ситуация улучшилась, но не кардинально.
— В итоге реально ли обычному предпринимателю найти заказы через систему госзакупок?
— Вполне можно участвовать и побеждать, но конкуренция увеличилась. Когда я работал в отделе муниципального заказа, приходилось буквально искать и упрашивать поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как закупки размещались, но никто не хотел принимать в них участие. Сейчас ситуация такова, что в этих же закупках учувствует минимум 10 участников. Люди приходят в госзакупки и рассматривают это как перспективное направление по сбыту своих товаров (работ, услуг).
Но надеяться на сверхприбыль не стоит. Цена каждой закупки подлежит обоснованию, а система рассчитана на конкурентную борьбу и экономию бюджетных средств.
— С какими трудностями могут столкнуться участники торгов?
— Новичкам сложно разобраться в сфере закупок. Порой встречаются закупки, «заточенные» под одного поставщика и участвовать в них — трата времени (закупочная документация составляется таким образом, чтобы на законных основаниях отклонить «лишних» участников), а бывает, что заявка просто составлена безграмотно. В итоге предприниматели либо сами набивают шишки, либо обращаются в специализированную организацию.
В любом случае, привлекайте юристов и внимательно читайте всю документацию. Как показывает практика, нередко участники читают условия контракта, когда заказчик направляет его уже на подпись. Бывает так: увидели закупку, цену, а на условия не посмотрели. И когда дело доходит до подписания контракта, возникает вопрос: «Зачем мы на такие зверские условия согласились?» Но деваться некуда — надо подписывать. За уклонение от подписания контракта следует внесение такого участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Я говорю это к тому, что надо читать документацию грамотно. Не имея юридического образования, сложно дать правовую оценку всему процессу, не ограничиваясь лишь требованиями к составлению заявки.
И еще один совет: бояться госзакупок не стоит. Предпринимательская деятельность — это все-таки конкурентная среда, поэтому, если опасаться трудностей и неудач, можно остановиться уже на стадии создания бизнеса. В любом деле необходимо доказывать свое превосходство, предлагать лучшие условия при меньших затратах. Если настроитесь прийти в это дело «всерьез и надолго», то вполне возможно, что сфера госуслуг станет вашим, как и для многих других, постоянным рынком сбыта.