Город
Как поедем?
Автор:

Как поедем?

В прошлом номере „Деловой Бийск“ уже сообщал о том, что администрация планирует внести изменения в работу городских транспортных маршрутов.

С этой целью был проведен аукцион на определение подрядчика, которому и предстоит разработать эффективную комплексную схему обслуживания бийчан общественным транспортом, включая трамваи. И хотя один из участников аукциона решил оспорить его результаты, в мэрии считают, что эта задержка будет недолгой и вскоре победитель конкурса все же приступит к выполнению технического задания по контракту. Подробно об этом и о многом другом, что касается городского транспорта, в интервью нашему изданию рассказал заместитель главы города по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Александр Лебедев.


— Александр Владимирович, в связи с чем назрела необходимость провести конкурс на разработку новой схемы организации работы общественного транспорта?

— Начнем с того, что комплексной системы организации транспортного обеспечения (КСОТО) в Бийске как таковой никогда не было. Это первая попытка подойти к вопросу с научной точки зрения.

Сложившаяся маршрутная схема, за исключением трамваев, формировалась в нашем городе по принципу дорожек известного физика Курчатова: если помните, он велел асфальтировать дорожки возле института только тогда, когда сотрудники сами протопчут тропинки там, где им удобно ходить. Так и у нас: все складывалось постепенно, исходя из потребностей граждан. Но сегодня схема, утвержденная еще в 2010 году, нуждается в пересмотре. Пассажиропоток на каждом направлении меняется: где‑то он становится больше, где‑то уменьшается. Стало больше личного транспорта, активно ремонтируется дорожная сеть. Плюс нам очень важно обеспечить пассажиропоток для городского электротранспорта, и в техническом задании по разработке новой схемы на этом сделан особый акцент. Поэтому и нужен грамотный анализ специалистов, который позволит определить, транспорт какой вместимости сегодня наиболее оправдан на том или ином маршруте, где можно избавиться от дублирующих маршрутов, то есть проходящих по одним и тем же улицам, а где, может быть, стоит запустить новые.

Александр Лебедев


— Будет ли при разработке этой схемы как‑то учитываться мнение населения?

— Думаю, питерская компания, которая выиграла тендер на разработку схемы, примет во внимание и этот аспект, проведет соответствующий социологический опрос или какое‑то аналогичное исследование. Уверен, они в своем деле специалисты. По крайней мере, отзывы о работе ООО „Янэнерго“ очень положительные.


— В последние годы население все чаще голосует рублем за поездки в автобусах, тем более проезд и на трамвае, и в автобусе теперь стоит одинаково. Не говорит ли это о том, что было бы выгоднее пустить несколько дополнительных автобусных маршрутов и совсем отказаться от электротранспорта?

— Для города трамвай в приоритете, хотя автобусы для многих, безусловно, удобнее, учитывая, что автобусные остановки расположены чаще. Тем не менее трамвай — это социальный вид транспорта, который сегодня, как вы знаете, дотируется из бюджета. Пассажиры платят за проезд 22 рубля, тогда как его реальная себестоимость 38 рублей. Вот эта разница компенсируется трамвайному предприятию из бюджета города. Соответственно, чем больше людей будет ездить на трамвае, тем меньше будет потребности в дотации, потому что расходы предприятия начнут себя окупать. Кроме того, надо учитывать такое преимущество электротранспорта как экологичность, что сегодня тоже немаловажно.


— В этом году истекают действующие контракты с автоперевозчиками и будут разыграны новые. На их работе уже как‑то отразится наличие КСОТО?

— Конкурс на определение автоперевозчиков будет объявлен в августе, а результат разработки новой схемы транспортного обслуживания мы рассчитываем получить к февралю следующего года, поэтому никаких кардинальных перемен пока не будет. В любом случае мы планируем плавный переход на новую маршрутную схему и опираться уже конкретно на требования КСОТО начнем с 2024 года, как раз когда придет время нового контракта с автоперевозчиками. Сейчас мы будем заключать его на 3 года.


— Бийчане часто жалуются на изношенность автопарка действующих автоперевозчиков, приводя в пример недавний случай, когда возле драмтеатра автобус загорелся прямо во время следования по маршруту. Оговариваются ли в контрактах требования к „возрасту“ автобусов и если нет, то почему?

— У каждого транспорта есть свой определенный ресурс, отработав который он должен быть заменен. Для автомобильной техники это 6 лет, по истечении которых на линию должна выйти новая. Но это достаточно дорогостоящее удовольствие. Если мы пойдем таким путем и будем оговаривать данное условие в контракте, это приведет к существенному удорожанию проезда, поскольку автоперевозчику нужно отбить вложения. Чтобы этого не произошло, мы сейчас подобных ограничений не ставим, понимая, что все автобусы ежегодно проходят технический осмотр и могут приступить к работе, только получив допуск от технической инспекции. Кроме того, в ближайшее время эта процедура для перевозчиков ужесточится: с 1 октября 2021 года их транспорт будет проходить техосмотр исключительно в ГИБДД.

В 2024 году мы планируем заключить новый контракт с автоперевозчиками на 7 лет, и вот в нем уже точно будет ограничение по сроку эксплуатации автобусов — не более 10 лет.


К сведению

По словам Ильи Хименко, заместителя начальника МУП «Бийскгортранс», сегодня в автопарке бийских автоперевозчиков около 40% составляют автобусы малой вместимости, при этом все они новые. Кроме того, некоторые перевозчики, желая получить преимущество в ходе розыгрыша контрактов, постепенно обновляют и ПАЗы. На сегодня из 130 таких автобусов, выходящих на городские маршруты, более 10 заменены на новые, 2016-2017 годов выпуска, и обновление продолжается.


— Сколько лотов сейчас будет разыграно контрактом среди перевозчиков и как будут распределяться маршруты?

— На конкурс будет выставлено пять лотов, которые включают 35 регулярных маршрутов. То есть перевозчикам придется объединяться. Разыгрывать каждый маршрут отдельно мы сегодня пока не готовы, поскольку надо учитывать их экономику. Мы хорошо понимаем, что есть маршруты прибыльные, есть убыточные, как, например, сезонные садовые. Чтобы избежать перекосов, когда один перевозчик постоянно с прибылью, а другой с одними убытками, мы объединяем в одном лоте маршруты с высоким и низким пассажиропотоком, уравновешивая таким образом нагрузку. Если здесь ты зарабатываешь, то вот здесь, будь любезен, помоги городу: возьми на себя социальную нагрузку.


— На сегодня остается открытым вопрос по доставке в Алтайский край десяти отремонтированных трамвайных вагонов, которые региону согласилась передать Москва. Пять из них предназначались Бийску. Есть еще надежда их получить?

— Да, надежда есть, и мы продолжаем держать вопрос на контроле. Победитель аукциона, с которым власти Барнаула должны были заключить контракт, все просчитал и в итоге отказался подписывать договор на доставку вагонов в наш регион. Сейчас важно как можно быстрее провести новый конкурс на определение подрядчика, чтобы забрать трамваи, потому что в Москве они висят бременем. Чем дальше откладывается их отправка на Алтай, тем больше вероятности, что их отдадут кому‑то еще, хотя есть официальный документ о передаче трамваев именно нам, подписанный непосредственно мэром столицы Собяниным. Сейчас этой проблемой занимается непосредственно региональный Минтранс, так что надеемся, все сложится удачно.

Фото Владимира Бедарева (из архива) и Елены Коржевой

Поделиться новостью