Летом прошлого года по стране прокатилась волна звонков мошенников владельцам пластиковых карт крупнейших банков страны. Люди добровольно сообщали злоумышленникам данные своих карт, с которых потом похищались деньги. Скандал был достаточно громким, пострадали тысячи людей, банки понесли репутационные потери. Эльвира Набиуллина, глава Центрального Банка обвинила банкиров в халатности и неспособности объяснить своим клиентам элементарные нормы финансовой безопасности.
Так почему такое могло произойти? Как не стать жертвой мошенников в будущем? Давайте разбираться.
К сожалению, зачастую банки и мошенники стоят по одну сторону баррикад, а клиенты банков, то есть мы с вами, по другую. Почему? Да потому что банкирам, как и мошенникам, зачастую выгодна финансовая безграмотность населения. Просрочка по кредитам, снятие в банкомате суммы больше, чем предусмотрено договором, различные уловки позволяют банкам зарабатывать на вас гораздо больше, чем вы ожидали.
Вот простой пример. Вы взяли в банке недорогую дебетовую карту, скажем с годовым обслуживанием 750 рублей в год. Вам то и нужна она, чтобы переводить деньги сыну-студенту, который учится в другом городе. А точно эта карта обойдется вам в 750 рублей за год? А вот нет! Потому что СМС-уведомления по такой карте только два первых месяца бесплатны, а потом будут стоить по 60 рублей каждый месяц и списываться автоматически в пользу банка со счета этой карты. Считаем: 60 рублей Х на 10 месяцев=600 рублей. Итого годовое обслуживание: 750 рублей+600 рублей = 1350 рублей за год. А на такую сумму вы не рассчитывали! А где же отключить эти самые уведомления? В мобильном приложении или в отделении банка? Для простого человека достаточно сложная задача. Да ладно, не хочется время тратить.
Что в результате? По факту банк реально вас обманул, заработал на вас больше, чем первоначально обещал.
Но это, так сказать, невинные шалости банков. С мошенниками все намного хуже, вы рискуете потерять все свои деньги. Они применяют методы «социальной инженерии», создают вам настроение паники и растерянности и, пока вы плохо соображаете, в телефонном разговоре выуживают из вас необходимые данные банковских карт и снимают с них все деньги.
Я сам лично испытал на себе всю незаурядность и мощь методов, применяемых преступниками, и только знание того, «что нельзя никогда никому ни в коем случае не сообщать важнейших данных своей банковской карты», уберегло меня от добровольной отдачи своих денег современным Остапам Бендерам.
Как это было. Звонок на мобильный. На проводе девушка милым голосом представляется сотрудником моего банка и сообщает страшную весть: в городе Рязань неизвестный пытался снять деньги на свой Киви-кошелек с моей банковской карты. Шок, паника! В процессе разговора девушка выпытала у меня, какие суммы я имею на своих банковских картах, много чего еще я ей рассказал, даже, кажется, свои паспортные данные, идиот. Но это все была прелюдия. Разговор, наконец, перешел к главному: «Давайте сверим данные ваших карт. Назовите месяц и год окончания действия вашей карты». Тут у меня все-таки проснулся разум, и я ей сказал, что сотрудник банка не имеет права запрашивать данные карты у клиента, тем более по телефону. Дальше пошли отговорки, что это чрезвычайная ситуация и, если надо, она меня переключит на службу безопасности банка. Но я уже прозрел и отказался продолжать разговор. Отключив звонок, я увидел, что звонили мне из… Шри-Ланки. Понятно, звонок был через IP-телефонию, такие технологии применяют, когда хотят скрыть номер телефона, с которого звонили, такой звонок никак не отследить. Позвонил по личному номеру сотрудника бийского филиала банка, и он мне подтвердил, что такие звонки обычно совершают мошенники, а работник банка не имеет права выспрашивать у клиента данные его карты.
Итак, мошенники, получив незаконным путем ваши данные (номер телефона, имя и фамилию, возможно, паспортные данные, клиентом какого банка являетесь, номер банковской карты), дальше воспользуются заранее написанным и отрепетированным сценарием звонка. Представляясь сотрудником банка, службы безопасности или даже сотрудником Центрального Банка, они звонят и вводят вас в состояние шока и оцепенения, рассказывая, что проблемы с вашей банковской картой. Возможны и другие варианты. Например, рассказывают, что отделение банка, в котором вы обслуживались, закрывается и вас надо перевести в другое. В любом случае, вас вводят в состояние шока или крайнего доверия звонящему, после чего вы разглашаете ему все ключевые данные, которые позволяют снять деньги с карты без вашего ведома.
Сценарии могут быть любыми, их необязательно все знать, потому что организаторы такого мошенничества - люди талантливые (вспомните Остапа Бендера), и они обязательно придумают что-нибудь новое, вариантов не счесть.
Важно знать другое. Как только у вас пытаются выведать:
- Срок окончания вашей банковской карты (месяц и год на лицевой стороне карты);
- CVV-код (на оборотной стороне карты);
- PIN-код вашей карты
Знайте, это мошенники и никто более.
Для того чтобы сделать перевод на вашу карту, плательщику достаточно знать только ее номер. ВСЕ! Никакие другие данные ему не нужны. Только располагая номером вашей карты, уже можно зачислить деньги с банкомата, мобильного приложения, интернет-сайта и т.д. Любые другие попытки узнать больше о вашей карте должны сразу вами пресекаться.
А вот чтобы снять деньги с карты без вашего ведома, необходимо знать:
- Номер карты;
- Имя и фамилию в латинской транскрипции;
- Срок окончания действия карты;
- CVV-код.
Если первые два пункта мошенники узнали каким-либо путем (слили информацию сотрудники банка, интернет-магазина, компании, чьи услуги вы оплачиваете своей картой), то 3 и 4 пункты можно узнать только у вас. Про пин-код карты я вообще молчу, его знать не должны даже близкие родственники.
А теперь задачка по прочитанному материалу. Ваш знакомый должен вам денег и готов их вернуть. Просит отправить в What`s App или Одноклассники фото вашей карты, чтобы четко был виден номер карты. Ваши действия?
- Делаю фото и выкладываю в социальную сеть
- Диктую ему номер карты (хотя ему и мне это неудобно, за рулем)
- Нет уж. Принеси наличные!
Подумали? А теперь правильный ответ. Номер 2 или 3, только ни в коем случае не первый вариант. Почему? Сделав фото лицевой стороны карты, и отправив его в Интернет, вы разглашаете кроме номера карты, свои имя и фамилию в правильном латинском написании, а также срок действия карты. Теперь у вас осталась только одна степень защиты – CVV код на обратной стороне карты! Рассылая фото своей карты всем подряд, вы в разы снижаете защищенность своих денег на банковской карте.
Еще пара простых, но полезных для безопасности советов.
- Если у вас лежит достаточно крупная сумма денег на дебетовой карте, привяжите к карте какой – нибудь накопительный счет того же банка, и храните деньги на этом счете. Двойная польза – получаете на остатки по счету ежемесячный процент от банка, а на текущий счет карты переводите небольшие суммы (на магазины, АЗС, коммуналку) в мобильном приложении. Если даже мошенники получат доступ к вашей карте, они смогут снять деньги только с текущего счета, а значит, их добычей может стать только пара тысяч рублей, а не все ваши сбережения.
- Привяжите к вашей карте свой смартфон и рассчитывайтесь с помощью него, чтобы не «светить» свою карту и не давать ее в чужие руки.
И последнее. После атаки мошенников обязательно свяжитесь с вашим банком и расскажите о случившемся. Покажите сотрудникам службы безопасности номера телефонов, с которых вам звонили мошенники. Если же работники местного отделения банка отнесутся безучастно к такому случаю, обратитесь в мобильном приложении в службу поддержки и опишите им всю историю. Там точно попросят у вас номера телефонов звонивших преступников. Для пущей безопасности постарайтесь побыстрее заблокировать карту и смените затем ее на новую.
Удачи всем, будьте бдительны и надеюсь, что тот, кто предупрежден – уже вооружен!