«Собянинские» трамваи
Давно известно, что в Бийск приехали трамвайные вагоны из Москвы, уже названные бийчанами «собянинскими». Немало нелестных комментариев прозвучало в адрес возраста этих вагонов. Мы расскажем об основных отличиях вагонов «Татра», которые прибыли к нам город, от привычных «КТМ».
Основная разница – это органы управления вагоном. Московские вагоны имеют полностью ножное управление в отличие от «КТМ», которые управляются вручную при помощи контроллера. Директор МУП «Бийскгортранс» Сергей Елясов провел сравнение: «По аналогии с АКПП — две педали, газ и тормоз». Руки водителя свободны во время движения. Эти вагоны имеют более плавный ход, расширенную зону посадки, хорошую шумоизоляцию и двойные поручни с каждой стороны вагона.
Мэр Александр Студеникин прокомментировал выход на линию этих вагонов:
— Наверное, это не история пяти вагонов, а история банкротства. Начиная с 2017 года мы находились в сложном периоде и боролись за предприятие. Данные пять трамваев — это промежуточная веха в частичном обновлении и освежении трамвайного парка. Он действительно очень старый, «вчерашний день». Многие трамваи по годам изготовления соответствуют московским трамваям, 1987-1988 годов выпуска. Отличие вагонов, которые сейчас готовятся выйти на маршруты, в не так давно пройденной модернизации (2004–2009). Они снабжены новыми проводами, и их энергоэффективность выше на 40%, что очень важно для нас. Все прошедшие годы администрация Бийска и коллектив трамвайного управления делали все, чтобы выйти из процедуры банкротства и иметь возможность участвовать уже в государственных программах по модернизации горэлектротранспорта. Этот месяц является знаковым. На прошлой неделе был сделан окончательный платеж по погашению задолженности, которая была у Бийского трамвайного управления. Мы рассчитываем, что в ближайшие если не недели, то месяцы процедура банкротства будет завершена, имущество трамвайного управления вернется в казну Бийска. Тогда мы сможем планировать работы и мероприятия по модернизации всего горэлектротранспорта. Конечно, этого могло не случиться, если бы не было поддержки губернатора Алтайского края и правительства нашего региона. В начале года мы внесли оплату в счет погашения долга около 40 миллионов рублей за счет казны города, но самый значительный транш в размере 117 млн рублей на прошлой неделе поступил к нам от правительства Алтайского края для погашения задолженности предприятия. Поэтому сегодня мы уже можем смотреть в будущее, а также серьезно планировать работы по модернизации путевого хозяйства и обновлению путевого состава. Ранее мы не могли участвовать в имеющихся федеральных и региональных программах, направленных на поддержку и развитие городского транспорта, потому что весь имущественный комплекс Бийского трамвайного управления находился в конкурсной массе.

Что сделано
О том, какие работы были проведены Бийским трамвайным управлением с 7 июня — даты прихода «собянинских» трамваев — до момента их выхода на маршруты, рассказывает Елясов Сергей Александрович, директор предприятия.
— За это время все пять вагонов прошли техническое обслуживание, были устранены имеющиеся технические недостатки, которые выявили при принятии вагонов. Кроме этого, трамваи были доукомплектованы оборудованием для видеонаблюдения. За время, когда вагоны уже были поставлены на ход на территории предприятия, 22 водителя прошли обучение и стажировку, в том числе и на маршрутах. Конечно, подготовка проходила без пассажиров. Трамваи прошли все маршруты, которые есть в городе.
На данный момент «собянинские» трамваи работают по маршрутам № 1 и 3, а вывод их на зареченский маршрут рассматривается лишь в перспективе.
Директор МУП «Бийскгортранс» уверяет, что сложностей с обслуживанием этих трамваев ремонтными бригадами возникнуть не должно, поскольку у нас в городе уже имеются вагоны «Татра», пусть и другой модификации.
За рулем
Павлова Наталья Анатольевна, инженер эксплуатации и водитель трамваев, рассказывает о пришедших вагонах:
— Отличий масса. У трамвая отсутствует сервомотор, он полностью на ножном управлении, плавно разгоняется и тормозит. Очень комфортное вождение. Переобучиться на вождение этих вагонов было совсем несложно. Коллектив тоже разделяет это мнение. Для всех водителей, которые прошли переобучение, вождение этих вагонов сначала было необычным, потом интересным, а сейчас уже хотят работать именно на этих моделях.
Отзывы пассажиров
Бийчане, которые уже ездили на вышедших 10 августа на маршруты трамваях, отмечают их отличия от привычных «КТМ»: и плавность хода, и двойной ряд поручней над сиденьями, и расширенная зона посадки. Особенно обращают внимание на шумоизоляцию вагона. Конечно, меньшее количество кресел тоже не обходят вниманием.
Особенно бийские соцсети взволновались, когда один из вышедших «новых» вагонов в первый же день остановился посреди маршрута. Тут пользователи припомнили все: и солидный возраст «новичков», и внешний вид, отличный от желаемого. Без пословиц не обошлось тоже: «На тебе, Боже, что нам не гоже» — жители Бийска ждали несколько другого подарка от столицы, вагонов посовременнее.
Но может быть стоит заострять внимание на положительных сторонах ситуации и рассматривать бывшие московские вагоны не как сомнительный дар, а именно как веху в развитии города? Ведь у нашего трамвайного парка уже много лет не было никакого обновления вообще. Сейчас МУП «Бийскгортранс» выходит из процедуры банкротства, и скоро его имущество вновь вернется в казну города. А благодаря участию в различных программах станет возможным уже более современное пополнение подвижного состава.
Фото автора