Город
Обратная сторона реформы
Автор:

Обратная сторона реформы

В 2019 году в Алтайском крае запустили продолжение программы по переселению граждан из аварийного жилья. Программа новая — проблемы старые: десятки брошенных ветхих домов в разных частях города превращаются в свалки, доступ к ним не ограничен, их растаскивают на дрова, поджигают, они становятся опасным местом для детских игр, прибежищем для бездомных и собак. Средства на снос расселенных домов в программе снова не предусмотрены.


Слишком много домов…

Спору нет, федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья имеет очевидные плюсы: стабильное сокращение непригодного для проживания жилья, строительство новых домов, тысячи человек, которые переехали в благоустроенные квартиры. По данным портала „Реформа ЖКХ“, с 2013 по 2018 гг. в Бийске расселили 363 дома. Наукоград стал лидером по количеству расселенных домов по той причине, что в нашем городе самые большие объемы аварийного фонда. В Барнауле расселили 70 домов, а во всем Алтайском крае за шесть лет новое жилье обрели жители 526 многоквартирных домов. Львиную долю (69%), которая пришлась на бийскую кампанию переселения, можно объяснить историческими вехами развития старейшего города региона.

В списке домов, подлежащих сносу, значатся деревянные и каменные или кирпичные дома, построенные в конце XIX — начале XX веков бийскими купцами. Это сегодня Бийск называют воротами Алтая, а тогда это был важный транспортный узел на пути торговли с Монголией и Китаем. Аварийными признаны многие деревянные бараки, общежития и дома серии К-9, построенные в 1950–1960‑х годах, когда в городе началось активное строительство заводов, социальных объектов. В эти дома заселяли строителей и работников оборонного комплекса. В числе кандидатов на расселение есть дома и более поздней постройки.

Высокий темп переселения и объемы поставили администрацию Бийска в затруднительную ситуацию. Ни прошлая, ни новая программы средства на снос домов не предусматривают. Обязанность по содержанию города в чистоте и вывозу мусора возложена на владельца территории, т. е. муниципалитет. Деньги приходится изыскивать из скромного городского бюджета.

В ответе администрации Бийска на запрос редакции „ДБ“ говорится, что разбор домов и вывоз строительного мусора продолжатся летом текущего года. После сноса зданий и вывоза мусора освободившиеся участки будут предоставляться для строительства объектов или жилых домов, сказано в сообщении. Список объектов уточняется, но обычно к первоочередным относятся те, что соседствуют со школами и другими социальными объектами. На эти работы выделено 6 млн 365 тыс. рублей. К слову, стоимость работ по сносу 19 аварийных деревянных домов в поселке Сорокино и вывоз строительного мусора составила 8,56 млн рублей в ценах 2019 года, а разбор двухэтажного кирпичного дома в поселке Новом обошелся в 2,1 млн рублей. Приблизительный подсчет говорит о том, что выделенной суммы хватит на снос 14 аналогичных деревянных домов или трех кирпичных.

Доступ к заброшенным домам практически не ограничен


…но очень мало денег

Краевая адресная программа „Переселение граждан из аварийного жилищного фонда“ на 2019–2025 годы предполагает переселение из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Всего в Алтайском крае новое жилье должны получить жители 268 домов, из них 56, т. е. каждый пятый дом, находятся в Бийске. После окончания программы в крае все еще останется полтысячи аварийных домов, которые в нее не попали. Учитывая данное количество и то, что по факту, например, в Сорокино для разборки домов и вывоза строительных отходов понадобилось вмешательство ОНФ и почти четыре года вместо одного по условиям новой программы, бийчанам нужно приготовиться к долгому соседству с руинами домов-свалок. При нынешнем темпе расселять аварийные дома будут еще лет пятнадцать и убирать столько же, если ничего не изменится в вопросе финансирования.

В популярной соцсети в одной из бийских групп мы нашли ответ правительства Алтайского края на вопрос жителя Бийска о расчистке участков на ул. МПС в районе вокзала (имеется в редакции). В нем сказано:

„Действительно, в городе есть проблемы с вывозом строительного мусора после сноса ветхих домов. В силу того, что предыдущая программа переселения не предусматривала средств на вывоз этого мусора. Теперь он вывозится исходя из того, сколько местный бюджет найдет на это денег. Работы ведутся, но, к сожалению, не такими темпами, как хотелось бы. Тем не менее администрация города продолжает эти работы. Район МПС будет очищен, как только это позволят средства“.


Мусор к мусору

Главная цель краевой программы — создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, говорится в Постановлении Правительства Алтайского края № 106 от 1 апреля 2019 года. Вот только решение проблемы одних граждан оборачивается неприятностями для других. До их безопасности и условий проживания рядом с аварийными домами словно никому нет дела. Очень быстро дома превращаются в несанкционированные свалки. Летом здесь не косят траву и бурьян на время поглощает разбросанные пакеты с мусором, зимой они скрываются под снегом, но весной и осенью облик туристического Бийска является во всей красе.

И дело не в том, что бийчане поголовно плохо воспитаны. Так работает теория разбитых окон. Ее авторы утверждали, что преступность — неизбежный результат отсутствия порядка. В контексте темы это означает, что заросший камышами, заваленный строительными отходами участок с покосившимся домом, в котором обитают стаи бродячих собак или собираются асоциальные личности, посылает сигнал, что еще один пакет с мусором ничего не решает и никого не волнует, что происходит с этой землей. Бытовой мусор ведет к ухудшению экологической и эпидемиологической обстановок в городе. А натянутая по периметру ленточка не добавляет безопасности, не препятствует проникновению детей. Поэтому до тех пор, пока не вывезен последний кирпич или последнее бревно аварийного дома, пока не ликвидирована последняя свалка на его месте, цель краевой программы будет выполнена лишь наполовину.


Не министерское это дело

Несколько лет назад в рамках проекта „Генеральная уборка“ Общероссийский народный фронт создал интерактивную карту свалок. На нее наносили в том числе и координаты участков с аварийными домами. ОНФ заявлял о тысячах обработанных жалоб и проблем, которые им удалось решить с помощью обращений в прокуратуру и иные ведомства. У ОНФ была переписка и с администрацией Бийска по домам в Сорокино и на ул. Краснооктябрьской.

В 2018 году ресурс передали Минприроды РФ для интеграции с их информационным порталом „Наша природа“ и карта свалок перестала существовать. В начале этого года после проверки Счетной палаты ресурс „Наша природа“ признали неэффективным. За все время его существования на него потратили 119,7 млн рублей из федерального бюджета. Это в 18 раз больше, чем выделено на снос ветхого жилья в Бийске. При этом на сайте зарегистрировано менее 200 обращений. Теперь же Министерство природных ресурсов и экологии РФ желает связать свою информационную систему „Наша природа“ с порталом госуслуг, чтобы усовершенствовать прием жалоб на незаконное размещение отходов, загрязнение водоемов, земли и т. д.

Так, пока одни решают, с кем им объединиться, реализуя свои недешевые виртуальные проекты, отдельно взятый провинциальный город балансирует на грани реального мусорного коллапса.

Фото автора и из архива редакции

Поделиться новостью