Город
Ода бийскому трамваю
Автор:

Ода бийскому трамваю

Трамвай в Бийске просыпается первым. Прогремел по улице — утро началось. А первый трамвай пошел по улицам города 55 лет назад и был большой диковинкой для города. Сегодня добраться до нужного места проще, быстрее и дешевле именно на трамвае. Жить мы стали лучше, личного транспорта прибавилось, но представить себе трудно город без электротранспорта…

Познавательный курс

Трамвай — слово английское, происходящее от tram — вагон, тележка и way — путь, дорога. Поначалу вагон тянула лошадь. Первая конка в России появилась на улицах Санкт-Петербурга в 1860 году. Ровно через сто лет пошли трамваи и в Бийске.

Еще один факт интересен. Электрический трамвай изобрел талантливый русский офицер-артиллерист, инженер Федор Апполонович Пироцкий, хотя в мире трамвай считают изобретателем Вернера Сименса.

Бийский трамвай

Возник электрический транспорт в городе из острой необходимости перевозить огромное количество рабочей силы на строящийся и бурно развивающийся оборонный комплекс. В первую очередь это был Бийский химический комбинат, а некоторое время трамвай был транспортным подразделением комбината. Инициатором всенародной стройки стал тогдашний председатель горисполкома Леонид Трофимович Гаркавый.

Первым директором трамвайного парка назначили Константина Григорьевича Семикова, который проработал в депо чуть больше четырех лет. Он вместе с инженером службы подвижного состава В. Степановым 24 апреля 1960 года на трамвае, полученном с Ленинградского вагоностроительного завода, провели первую обкатку трамвайного пути, а 25 будущих водителей трамваев в это время  обучались в г. Новосибирске.

Укладывать первый участок трамвайного пути начали в конце 1958 года и продолжали весь следующий год.  13 июня 1960 года в шесть утра на линию вышли первые пять вагонов. Первый маршрут «Западное кольцо-Маяковская» был 10,6 км. По планам строительства городского трамвая до 1 ноября 1961 года линия должна дойти до завода «Продмаш». Вторая очередь трамвая стала городской ударной стройкой, но давалась это с большим трудом.  Горисполком призвал шире привлекать население города, коллективы предприятий и учреждений на строительство трамвая.

В 1964 году вступила в строй вторая очередь трамвая (5,6 км). Сразу началась подготовке к   строительству третьей очереди: от пер. Коммунарского до лесозавода. Трамвайный путь должен был связать один конец города с другим и решить проблему с пассажирскими перевозками.

Постановлением Алтайского крайисполкома № 654 от 03.10.1964 года трамвайное управление передано Бийскому горпромхозу на правах самостоятельного предприятия и относилось к Министерству ЖКХ.

В 1965 году началось укладка рельсов в Заречье, но только 6 ноября 1970 года по 5 маршруту с Коммунарского до льнокомбината пошли первые поезда. Сегодня длина трамвайного пути составляет 71 километр, на линию выходят до ста вагонов, а за год наш трамвай перевозит 17 миллионов пассажиров.

Трудности роста

Больше рельсовый километраж в Бийске не рос, но изменения происходили постоянно. За 1970—1971 годы путейцы уложили более 600 тонн новых рельсов. Столько их было уложено за 10 лет существования трамвая. Это позволило увеличить скорость и достичь плавного, бесшумного хода. Трамвайное полотно укладывалось рельсами по 50 и 100 метров (раньше — 12 метров). За счет плавности хода, уменьшаются затраты на ремонт и электроэнергию.

С 1979 года начались работы по замене деревянных шпал на железобетонные. Одновременно убирались легкие рельсы и устанавливались более тяжелые. Уход за новыми участками пути становился проще, а скорость движения возросла. Особое внимание уделялось  сварке стыков и шлифовке рельсов, что делало поездку более комфортабельной и бесшумной.

В конце 80-х — начале 90-х годов у многих горожан появились личные автомобили. Личный автотранспорт продолжает наступление. Общественным транспортом стали ездить реже, пассажиропоток упал. Буквально за десятилетие люди пересели на автомобили. Это сильно подорвало экономику бийского трамвая. Даже возникло на самом высоком уровне мнение, что его необходимо вообще ликвидировать.

Но… на дорогах появились пробки, скорость автомобилей упала. Одновременно резко ухудшилась экологическая обстановка, что повлекло за собой и ухудшение здоровья людей. В любом городе существуют транспортные коридоры, где передвигается большая часть транспорта и людей. В них и проложены трамвайные маршруты. Трамвай не зависит от пробок и погоды, не портит окружающую среду. Если трамвай станет современным, комфортным и бесшумным, многие с радостью пересядут на него.  А пока…

Доброе слово юбиляру

На минувшей неделе в ДК БОЗ трамвайное управление отметило 55-й юбилей. Все выступавшие на торжестве говорили, что работает наш трамвай на две пятерки. Мы его не замечаем, когда поезд приходит вовремя и идет строго по расписанию. Так, как правило, и бывает, но стоит выйти из графика, как мы начинаем нервничать и ругаться.

Далеко не лучшие времена переживает сегодня бийский трамвай. Экономически он убыточен, но для города он не просто средство перевозки пассажиров. Для сотен его сотрудников — это большая и дружная семья. К слову сказать, за 55 лет в управлении сменилось всего пять руководителей. А на торжестве вспомнили не только водителей и кондукторов, но и работников столовой и фельдшера...

Бийский трамвай — неотъемлемая часть наукограда. Сегодня ни в городе, ни в крае не стоит вопрос о его закрытии, а лишь о сохранении и будущей модернизации. Даже в таком магаполисе, как Москва, не отказываются от трамваев, а лишь делают их более комфортными.

В красивом китайском городе Даляне я увидел старенький трамвай. В начале  XX века его привезли в этот приморский город, но уже более ста лет он верой и правдой служит людям. Бронзовые ручки и другие металлические части трамвая отполированы руками миллионов людей. Сохранены (надо полагать много раз переделанные) деревянные скамейки, уникальный колокольчик. Изменена, конечно, вся начинка — трамваи в Даляне ходят быстрее автомобилей. Вслед за ним идет современный красавец с панорамными окнами, мягкими сиденьями, бесшумный и сверхскоростной.  Но самое интересное, что жители города ждут трамвайчик со столетней историей…

Глава администрации города Николай Нонко вручал многочисленные награды особо отличившимся работникам, сердечно поздравлял и признался, что годы его работы в Бийском трамвайном управлении были особо памятными, а такого дружного и работоспособного коллектива он пока не встречал…

Поделиться новостью