Федеральный проект „Безопасные качественные дороги“ реализуется в Бийске с 2019 года.
За это время по программе было капитально отремонтировано много километров дорог и тротуаров, установлены дополнительные светофоры, сделаны новые пешеходные переходы там, где их раньше не было.
„Новый асфальт и разметка, освещение и „умные“ системы контроля трафика — все это вместе с усилением контроля за соблюдением правил движения делает дороги страны более комфортными и безопасными“ — так обозначена цель проекта на сайте национальныепроекты.рф.
Теория
Поставленные высокие цели проекта в Бийске реализуются — каждый год по программе капитально ремонтируется несколько участков дорог. На сайте госзакупок размещается заказ, и далее разыгрывается тендер — способ конкурентного отбора предложений, наиболее подходящих для заказчика. Победителем отбора считается тот участник, чье предложение соответствует требованиям конкурсной документации, а условия выполнения контракта являются самыми выгодными для заказчика. Говоря короче, исполнителем заказа становится та компания, которая соответствует требованиям и при этом предложит наименьшую цену за свои работы.
Реализация
Как правило, в Бийске ремонтом придомовых территорий и ремонтом дорог занимаются одни и те же организации. Соответственно, количество техники и людей, занятых на работах, весьма ограничено.
Согласно заключенным контрактам подрядчик должен зайти на объект в оговоренные сроки. Это обязательство исполняется. Таким образом, в начале лета на некоторой части территорий города, на дорогах и во дворах, снимается старое дорожное покрытие, убирается бордюрный камень. Для бийчан это выглядит как „ни пройти, ни проехать“ — ямы, кочки, бездорожье. Все прелести ремонта. Далее горожане безуспешно пытаются увидеть рабочих и технику на ремонтируемых улицах. Конечно, нет-нет кто‑нибудь да заметит группу лиц в сигнальных жилетах или технику, но их количество явно недостаточно для понимания, что ремонт ведется активно. Например, на улице Разина, участки которой ремонтировали в этом году, асфальт сняли в начале июня, а второй его слой уложили лишь в сентябре. Получается, что, проскакав все лето по кочкам, лишь ближе к дате окончания контракта бийчане начинают наблюдать на дорогах города настоящую трудовую феерию: люди, техника, работа кипит, сроки поджимают! Так было в этом году, так было ранее.
Также стоит заострить внимание, что о том, какой участок дороги окажется перекрыт, горожан как‑то не принято оповещать. Получается, что, проехав утром на работу, вернуться вечером тем же путем не всегда получается — посреди дороги установлены бетонные блоки, от которых змеится автомобильный затор. Далеко не самый лучший вариант провести летний вечер.
От общего к частному
После вышеперечисленных неудобств необходимо честно ответить на вопрос: „неужели все так плохо?“ Разумеется, нет. Действительно, в городе проделана огромная работа по ремонту дорожной сети, привлечен колоссальный объем финансирования. Действительно, отремонтированные улицы стали гораздо безопаснее.
Означает ли это, что вопросы к качеству исполнения ремонта отсутствуют? Нет.
Мы перечислим некоторые из них.
Улица Иртышская, ремонт-2023
На странную планировку остановочного кармана обратил внимание „Народный фронт“: „Бийские власти придумали дорожное чудо, или Как дорогу по проекту „Безопасные и качественные дороги“ сделать опасной.
Научиться этому можно в наукограде. Именно здесь после капремонта улицы Иртышской (стоимость более 80 млн руб.) появился инновационный остановочный карман со столбом, знаком и автомобильными покрышками (может, для смягчения удара их на столб надели?) “.
Посреди остановочного кармана находится бетонный столб — обнаружен общественниками по окончании ремонта. А в ходе работ по организации автобусной остановки на эту ненужную деталь внимания обратить было некому или некогда? Или в голову не пришло, что столб посреди дороги — это вовсе не безопасно? Грустно и страшно.

Улица Иртышская
Улица Разина, ремонт-2023
Существенных недостатков пока не выявлено, но есть нюанс. Пешеходные переходы на перекрестках с улицами Матросова и Ленинградской пролегают в образовавшихся после ремонта лужах. У пешеходов есть два варианта пересечь проезжую часть: быстро перебежать лужу в надежде, что обувь не успеет до конца промокнуть, или же перейти дорогу там, где воды нет — то есть где‑то вдали от „зебры“.
Улица Воинов-Интернационалистов, ремонт-2023
У кадетской школы, перед перекрестком с пер. Омским, организована парковка для автомобилей. Требование правил дорожного движения, которое гласит, что от места остановки транспортного средства до пешеходного перехода или перекрестка должно быть не менее 5 метров, удалось как‑то обойти. Видимо, припаркованные параллельно дороге авто никак не влияют на безопасность перехода по „зебре“. Для справки — именно по этому перекрестку пролегают пути к школе, Ледовой арене, а от них — к ГДК, близлежащим кафе и магазину.

Переулок Липового
Переулок Николая Липового, ремонт-2022
Сообщение в городском паблике:
„Переулок Липового после капитального ремонта просто преобразился: отличная дорога, разметка, правильные „лежачие полицейские“ — все как должно быть. Летом зеленый, тенистый, очень красиво.
Один вопрос. Чья светлая голова додумалась установить знак пешеходного перехода ровно посередине тротуара? Там детский сад, люди идут с детьми, колясками… Да и вообще: как так можно, сделать все на отлично, но обязательно добавить ложечку дегтя?! “
На этот вопрос даже имеется ответ бийской администрации: „Знак пешеходного перехода установлен по проектно-сметной документации согласно ГОСТу“. Правда, в ответе не указан конкретный стандарт качества, который велит устанавливать знак пешеходного перехода ровно посреди тротуара.
Улица Сенная, ремонт-2022
Ремонт дороги окончен осенью 2022 года, а весной 2023‑го растаявший снег обнажил на новом дорожном покрытии длинные трещины вдоль полотна. Обещали исправить по гарантии.
Завершение
К сожалению, мы перечислили далеко не все „бонусы“, которые город получил от капитального ремонта дорог по федеральному проекту „Безопасные качественные дороги“. Эта статья — призыв к более внимательному отношению к проведению работ по программе. Хотелось бы, чтобы ремонт дорог делался не в расчете на гарантийный период, а на годы использования, и чтобы к слову „безопасные“ дорожники и лица, принимающие работы, относились менее творчески.