Город
По вынужденным обстоятельствам
Автор:

По вынужденным обстоятельствам

С приходом лета загазованность города, а особенно районов многоэтажной застройки увеличивается в разы.

Число обладателей личного транспорта растет пропорционально количеству проблем с парковкой, в итоге битва за ценные метры одних и за сохранность газонов других продолжается. Чего не хватает жителям бийских многоэтажек, чтобы раз и навсегда прийти к согласию, выяснял наш корреспондент.


Платные стоянки: и хочется, и колется

Главная причина, по которой сегодня большинство бийских автовладельцев предпочитает оставлять свой автомобиль на ночь во дворе дома, а не на платной парковке — это желание сэкономить. При нынешней ситуации в стране и уровне зарплат в нашем регионе 3–4 тысячи рублей в месяц — деньги немалые, хотя и риск при такой экономии велик. Достаточно вспомнить недавние сводки местной полиции: ночной угон автомобиля, в результате которого он был разбит и брошен в одном из дворов города, поджег сразу трех авто во дворе многоэтажки в Приобском районе и так далее. Это не считая многочисленных краж имущества из салонов машин и запчастей самих автомобилей — магнитол, аккумуляторов, колес и прочего.

Автовладельцы признают, что оставлять машину на ночь под окнами дома сродни лотерее. Тут уж как повезет, тем более что преступники постоянно совершенствуют свое мастерство и могут угнать машину даже на сигнализации и под прицелом видеокамер. Тем не менее многие бийчане если и согласны платить, то хотя бы за крытую утепленную стоянку.

„Раньше недалеко от нашего дома была такая стоянка, — рассказывает водитель Наталья Борисова, проживающая в многоэтажном доме по улице Матросова. — Спрос на места там был очень высокий — машин всегда под завязку стояло. Здание, конечно, старенькое, местами протекала крыша, но это все равно лучше, чем оставлять машину под снегом и дождем, к тому же плата была невысокая. Не знаю почему, но какое‑то время назад эту стоянку закрыли. Теперь у нас рядом с домом осталась только открытая стоянка, но, на мой взгляд, это все равно что ставить машину во дворе: она не защищена от солнца и осадков. Для лучшей сохранности на зиму я беру в аренду гараж. По стоимости в месяц выходит примерно так же, как и плата за открытую стоянку. Можно, конечно, и собственный гараж завести — у нас поблизости два небольших гаражных кооператива, но цены кусаются. Найти сразу 400 тысяч рублей не каждому под силу“.


Сфера услуг сужается

Еще один аргумент водителей в пользу парковки во дворах — это сокращение автостоянок в городе. И дело не только в общем количестве мест, на которые они рассчитаны, но и в их расположении.

К примеру, раньше возле многоэтажек в районе диагностического центра „Мать и дитя“ по улице Советской машин было гораздо меньше, потому что поблизости на этой же улице была автостоянка. Теперь ее нет, зато неизменно растет число автовладельцев в микрорайоне, а значит, и площадь занятой под парковку земли. В некоторых дворах для этого уже давно по умолчанию отведена часть зеленой зоны. Место стоянки заканчивается там, где начинаются деревья, детские площадки и возражения жильцов, как, например, у домов № 15, 17, 19 и 21 в переулке Коммунарском.

„Мы все жители одного города, и это общая проблема, — комментирует старожил одного из этих домов Сергей Степанович. — Машина уже давно не роскошь, а необходимость, требование времени, и люди не виноваты, что в Бийске нет условий содержать их за пределами двора. У нас нет поблизости стоянки, а гаражный бокс купить или арендовать надо опять же, да еще попробуй найди свободный. Пытаемся договориться мирно: если ставить машину, то там, где уже давно ни травинки не растет, либо просить соседей уплотниться. Ставить там, где газон или ребятишки играют, жильцы не позволят. Никто и не рискует пока“.

Напомним, массовое сокращение организованных платных автостоянок в городе началось после 2010 года, когда бийчане стали активно экономить на этой статье расходов. В итоге содержание площадок для многих владельцев оказалось убыточным и парковки стали закрываться, в том числе муниципальные, находящиеся в распоряжении МУП „Автостоянка“. Так, по данным администрации, с 2012 по 2017 год в связи с низкой наполняемостью парковочных площадей было закрыто 8 из 11 автостоянок. Последние три — на Зеленом клине у „Ривьеры“, в районе городского суда на ул. Ленина и в районе АГГПУ им. В.М. Шукшина — также по причине нерентабельности ликвидированы в 2018 году. А поскольку стимулом для роста коммерческих предложений от частников это, увы, не стало, сегодня на весь Бийск едва наберется двадцатка уцелевших небольших автостоянок.


Проще договориться

В самом невыгодном положении сегодня оказываются те, кто приобрел машину недавно, а платить за стоянку или гараж не рассчитывает. Тут‑то и начинаются споры за место под солнцем, а точнее, во дворе дома.

Как правило, такие парковочные места держатся за постоянными жильцами многоэтажек годами и переходят к новоселам от прежних собственников. Чтобы втиснуться в их ряды, придется проявить немалую долю дипломатии: просто так на чужое место или на газон свою „ласточку“ не поставишь.

„Мне стоило немалых нервов, чтобы отвоевать место для своей машины, — рассказывает водитель с 8‑месячным стажем Елена Братухина, проживающая в доме на улице Мухачева. — Сначала пыталась действовать так, чтобы не затрагивать ничьих интересов, но это оказалось невозможно: то бабушки возмущаются, что на газон заехала, хотя там явно уже вытоптанное место, то начинаются споры с теми, кто не хочет парковаться под другим углом, потому что привык именно так, и все в таком духе. В итоге пришлось привлечь в качестве третьего лица домкома и договариваться на месте с целой группой автовладельцев, потому что каждый в отдельности не хотел. До всех донесли, что ни один из жильцов не является единоличным собственником земли во дворе и не может ею распоряжаться на свое усмотрение. В итоге не сразу, но договорились. Это, я считаю, лучше, чем что‑то доказывать, ссылаясь на закон. Не поможет“.

И здесь с нашей собеседницей трудно не согласиться. Большинство бийских многоэтажек строилось минимум 20–30 лет назад, когда в городе еще не было такого количества машин и парковочных мест при застройке предусматривалось немного. Современные нормы планировки к ним не применишь.

Еще один бич нашего города — это точечная застройка, когда новый многоэтажный дом возводится вплотную к существующим поблизости зданиям. Один из последних примеров — строительство многоквартирного дома на месте снесенного ветхого жилья по адресу ул. Советская, 50. Судя по паспорту объекта, там, где раньше стоял двухэтажный деревянный барак, появится дом в 8 этажей. Парковочные места тоже предусмотрены, но скорее всего их будет очень мало. Стройка довольно тесно примыкает к тротуару вдоль проезжей части и стоящей позади пятиэтажке, а по бокам ее территория ограничена придомовыми проездами. Так что большинству новоселов, вероятно, тоже придется договариваться насчет парковки с соседями или искать альтернативу. Открывать новую автостоянку в этом микрорайоне Бийска, впрочем, как и во всех других, пока никто не планирует.

Фото Владимира Бедарева

Поделиться новостью