В последние годы работа детских садов сильно изменилась. Благодаря усиленному финансированию государства дошкольных учреждений становится все больше, при этом существенно меняются условия их работы. Какие основные задачи предстоит решать детсадам в ближайшем будущем — специалисты дошкольного образования со всего края обсудили в Бийске.
Очередь — для ясельного возраста
В нашем городе значительное реформирование системы образования идет уже в течение последних нескольких лет. За это время была проведена оптимизация учреждений дошкольного образования, а благодаря укрупнению детсадов у этих учреждений появились возможности дополнительного развития. В частности, в более крупных детсадах гораздо проще обеспечить работу таких узких специалистов, как психолог, логопед и дефектолог. Кроме того, в Бийске была проведена работа по более эффективному комплектованию групп: сокращен рабочий день педагогов и введены дежурные группы. Каждый год в нашем городе, как и в регионе в целом, строятся абсолютно новые учреждения дошкольного образования, благодаря чему за последние годы в разы снизилась очередь. Эту задачу поставил президент и не выполнить ее просто нельзя.
И хотя муниципальная система дошкольного образования очень востребована среди горожан, на уровне краевых властей развивают и систему частных детских садов. На конкурсной основе таким учреждениям предоставляются гранты, которые дают возможность дальнейшего развития.
В целом все усилия по развитию сети дошкольных учреждений привели к тому, что сегодня практически решены проблемы в крае по обеспечению мест в детсадах для детей в возрасте от трех до семи лет, актуальным остается вопрос по обеспечению местами детей ясельного возраста. Но и эта проблема, как обещают специалисты, будет решаться в дальнейшем.
Работу воспитателей оценят родители
Кроме количественных преобразований остро звучит требование качественных изменений самой системы дошкольного образования. Суть этих изменений состоит в том, чтобы сделать детсады вместе со школами единым образовательным пространством. Как заметила начальник управления образования города Бийска Елена Андреева, важно сохранить все лучшее от традиционной системы детсадов и предоставить в дошкольном возрасте соответствующие этому этапу жизни формы и уроки развития.
Принципиально новым для детских садов станет и введение независимого мониторинга всех услуг. Как пояснила в ходе семинара главный специалист отдела дошкольного образования главного управления образования Алтайского края Светлана Орлова, в рамках независимого мониторинга впервые будут оцениваться такие параметры, как доброжелательность, информационная открытость детсадов. Родителям зададут даже такой вопрос: «Готовы ли они рекомендовать этот детсад родственникам и знакомым?»
Пока же не все детсады безупречно работают в существующем правовом поле. В частности, краевые специалисты еще раз напомнили, что взимание спонсорской помощи с родителей — это дело сугубо добровольное и ни о каких «принудительных поборах» речи быть не должно.
Зачем детсадовцам гуманизм
Деятельность детских садов приобретает все большее социальное значение. И связано это с тем, что для многих ребятишек посещение дошкольного учреждения становится первым опытом социального общения. Именно в детсадах педагогам приходится решать очень серьезные проблемы толерантности и нахождения диалога между различными социальными группами.
В ближайшее время государство намерено серьезно развивать инклюзивное образование. Все больше родителей детей-инвалидов мечтают, чтобы их дети посещали общие группы, а не находились в закрытых специализированных заведениях. Но на практике это сложно выполнить. Ведь дети с особенностями развития требуют специальных навыков педагогов и дополнительного внимания, а в рамках обычного детского сада это сложно обеспечить. Несмотря на все сложности, развитие инклюзивного образования — дело ближайшего будущего.
Но сегодня, кроме работы с инвалидами, особого внимания заслуживает и работа с детьми разных национальных культур и религий. Для некоторых бийских микрорайонов это особенно актуально. Есть в нашем городе детсады, где дети из двуязычных семей, мигранты составляют до 10 процентов всех воспитанников. Эти детские сады уже сегодня решают вопросы воспитания толерантности со стороны местных жителей, так и принятие уже существующих культурных и светских норм семьями мигрантов. А это, как известно, очень непростой вопрос для любого общества и организации.
Просвещение семей и работа с родителями — это вообще особая и серьезная тема. Но если эти сложные задачи начать решать именно в дошкольном возрасте, эффективность их будет гораздо выше. И наградой за такую работу должно стать более цивилизованное, здоровое и гуманное общество, что сегодня для нашей страны очень важно.