Город
Проблемный фонд
Автор:

Проблемный фонд

Почти две трети аварийных домов в Бийске уже расселили в новостройки, но процесс сокращения ветхого жилфонда продолжается.

На очереди еще около 200 домов, которые уже включены в краевую и муниципальную программы, но этот факт радует далеко не всех собственников аварийного жилья. „Деловой Бийск“ узнал, чего опасаются участники нового этапа расселения и почему часть из них предпочла бы оставить все, как есть.

Разные программы — разные условия
На сегодняшний день в нашем городе действует две программы переселения из ветхого и аварийного жилья — краевая и муниципальная. Они существенно разнятся по срокам, но их главное отличие — это механизм реализации.
Краевая адресная программа входит в федеральный проект „Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда“ и рассчитана на период с 2019 по 2025 гг. За это время должны расселить жильцов более 100 домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в том числе 20 домов-памятников.
Как и на предыдущем этапе федеральной программы, расселение будет происходить путем предоставления собственникам новых квартир, соответствующих площади старого жилья. Покупку осуществляет Управление капитального строительства администрации Бийска из расчета 34 тыс. рублей за 1 кв. м. Такова средняя цена в бийских новостройках. При этом более половины расходов берет на себя Фонд ЖКХ, а оставшаяся часть предполагает софинансирование из краевого бюджета.
Вторая программа — муниципальная — рассчитана на более длительный срок: с 2020 по 2030 год. В нее вошло 87 домов, признанных аварийными с 1 января 2017‑го по 1 августа 2019 года.
Принципиально важное отличие в том, что городская программа не рассчитана на предоставление нового жилья в обмен на старое. Вместо этого город будет изымать квартиры у собственников путем их выкупа по рыночной стоимости „для муниципальных нужд“. То есть владельцы 598 жилых помещений получат на руки деньги и сами будут решать, что с ними делать дальше: использовать для покупки нового жилья или потратить на иные цели. Взамен старых квартиры получат только те, кто по договору социального найма проживает в помещениях, относящихся к муниципальному жилфонду. Таких 77.
Заметим, ближайшие шесть лет ежегодно будет расселяться по одному дому. Исключение составил 2020 год, за который должны расселить 2 дома: по адресам ул. Ильи Мухачева, 130 и пер. Байкальский, 2. Остальные 80 домов равномерно распределены на период с 2027 по 2030 гг., однако в программе отмечено, что и эти планы могут корректироваться. С чем связан такой „перевес“ по количеству домов, приходящихся аккурат на последние годы программы, в мэрии не пояснили.


Время работает против
Больше всего вопросов сегодня у жильцов, попавших в муниципальную программу. С одной стороны она должна решить очень важную проблему: расселить, наконец, дома, которые не могли быть включены в федеральный проект из‑за статуса архитектурного памятника. По условиям госпрограммы дома, попавшие в нее, подлежали сносу, что в случае с архитектурным наследием невозможно, даже если вся историческая ценность дома заключается в дате его постройки.
В рамках муниципальной программы расселение такого жилья стало реальным: город будет выкупать его у собственников и уже сам решать, что делать с ним дальше.
Однако некоторые жильцы уверены, что их дома не дождутся расселения и рухнут гораздо раньше. Один из таких примеров — дом по ул. Крылова, 38, который согласно программе расселят только в 2029 году. Дом действительно в плачевном состоянии, и таких по всему Бийску не один десяток. К слову, на данный момент есть и более показательный пример — дом по ул. Ильи
Мухачева, 130, подлежащий расселению в этом году. Как такового дома давно уже нет: в 2018 году деревянная двухэтажная постройка горела, после чего ее останки растащили на стройматериалы, а собственники квартир вынуждены были найти временное жилье. Между тем дом был признан аварийным еще в 2017 году и право собственности за жильцами осталось, а потому он тоже включен в программу наряду с остальными, пояснили „Деловому Бийску“ в администрации. Стоимость четырех квартир общей площадью 69,5 кв. м, вероятно, будет определена из расчета средней стоимости аналогичного жилья в домах такого же типа и года постройки. Согласно программе, в целом на расселение это дома из городского бюджета планируется выделить 2,36 млн рублей.


Кто не успел, тот опоздал
Дом в переулке Байкальском, где планируется расселить восемь квартир, тоже запущен в процесс, но его жильцы этому не особенно рады.
Как сообщает мэрия, 3 июня должен состояться аукцион, который определит подрядчика для проведения независимой оценки жилья. После того, как будет установлена выкупная стоимость квартир, администрация составит с жильцами дома соглашения на „изъятие жилых помещений для муниципальных нужд“ за денежное вознаграждение. Однако собственники переживают, что могут остаться совсем без угла. Некоторые даже готовы отказаться от участия в программе, хотя до этого упорно добивались признания дома аварийным.
„Дом действительно разваливается, — рассказывает пенсионерка Галина Павловна Карюкина. — В 2014 году нас топило, вода стояла вровень с полом. Из-за этого стали быстро разрушаться опоры и фундамент. В подполье появился грибок, в квартирах на первом этаже постоянная сырость и спертый воздух. Сколько ни замазывай печи, все почти сразу отсыревает и отваливается. Но тогда экспертиза при администрации наш дом аварийным не признала. Жильцы в доме по соседству сделали умнее: они оплатили независимую экспертизу и в итоге получили денежные сертификаты. У нас на тот момент денег не было, поэтому мы свой шанс упустили: и сертификаты не получили, и в краевую программу не попали. В прошлом году мы все‑таки добились признания дома аварийным: оплатили даже две независимые экспертизы, потому что заключение первой в управлении ЖКХ вызвало сомнения. Но что нам это сегодня дает? Обещают выкупить жилье по рыночной стоимости. Но сколько стоят эти полусгнившие квартиры и что на эти деньги можно купить? Разве что комнату в коммуналке. Я бы уж лучше отказалась от выкупа моей квартиры и осталась здесь…“.
Уточним, согласно программе, на расселение жильцов по адресу пер. Байкальский, 2 будет выделено 9,9 млн рублей. С учетом общей площади дома в 293 кв. м стоимость одного квадратного метра составит чуть меньше 34 тыс. рублей. Почти такая же, как и в краевой программе, если, конечно, в ближайшее время ничего не изменится.
Другой вопрос, что готовое жилье взамен никто не предоставит — ищите и покупайте сами, а это определенные расходы. Кроме того, первое время, скорее всего, придется платить за съемное жилье либо искать приюта у родственников, а это тоже устраивает не всех.
С другой стороны, основную массу аварийного жилья составляют не муниципальные квартиры, а приватизированные. При этом собственники последних в предыдущие годы не особенно вкладывались в ремонт, тогда как остальные жильцы многоэтажных домов ежемесячно платят за содержание жилья управляющим компаниям и ТСЖ. Очевидно, большинство потенциальных „переселенцев“ традиционно надеялось попасть в краевую программу, ожидая заселения сразу в новые квартиры. Но, как говорится, время социализма давно закончилось. Сегодня каждый сам несет ответственность за свое имущество.

Фото Юлии Петрушиной, Владимира Бедарева

Поделиться новостью