Город
Путь в будущее
Автор:

Путь в будущее

Работа в новом году в городской администрации началась с презентации новой схемы движения городского общественного транспорта.

Транспортный вопрос – одна из главных тем публикаций «Делового Бийска» и других городских СМИ. Невыход на маршруты, нарушение расписания, переполненные автобусы, горящие или сошедшие с линии по неисправности трамваи, растущая стоимость проезда – вот только малая часть того, о чем мы писали в прошлом году. Просчеты планирования сложного механизма транспортной схемы обычно становятся «дорогими» для города, поэтому именно эта работа стала важным местом приложения усилий на ближайшую перспективу в Бийске.

В 2021 году был проведен аукцион на разработку комплексной схемы организации транспортного движения в Бийске. По его итогам научно-исследовательский институт Санкт-Петербурга полгода занимался разработкой документа, с помощью которого за следующие 10 лет нужно было привести схему движения городского транспорта в полное соответствие с современными требованиями. Одним из ожидаемых бонусов «умной» логистики новой схемы предполагалось обеспечение экономии, необходимой для стабилизации стоимости платы за проезд в общественном транспорте.

13 января на расширенном рабочем заседании с приглашением представителей депутатского корпуса, общественников, представителей транспортных компаний и руководства города схема была презентована представителем разработчиков «Янэнерго».

Новые вводные

«В последнее время все чаще встречается аббревиатура КСОТ, – начал своё выступление руководитель транспортного отдела «Янэнерго» Александр Соколов. – «Комплексная схема общественного транспорта» – это стратегический документ, который для этой системы является таким же главным, как генеральный план для города».

КСОТ способен просчитать управляемую схему взаимодействия между людьми и общественным транспортом на всех уровнях, с максимальным комфортом для большинства и минимальным ущербом для окружающей среды.

Ключевыми показателями по проектированию и оптимизации маршрутной сети Бийска для разработчиков стали улучшение статистики комфорта, расстояния и времени в пути. Чем они выше, тем полнее охват пассажироперевозок и, как следствие, ниже затраты.

Разработка КСОТ проходила в пять этапов – от сбора исходных данных и проведения транспортно-социологического обследования до разработки самого перечня мероприятий и оценке их эффективности.

Основные цифры исследования

При проведении транспортно-социологического исследования команда «Янэнерго» работала, что называется, в «поле». Полгода волонтеры собирали подробные исходные данные о работе всей транспортной городской сети Бийска, лично тестируя маршруты тридцати ключевых транспортных узлов (включая межмуниципальные), проверяя доступность и комфорт остановочных пунктов.

Был проведен опрос более 1 500 тысяч жителей – в форме телефонного интервью и онлайн-опроса. Целью опроса было определение мобильности населения по целям и времени передвижения, выбору вида транспорта и изучение удовлетворенности населения качеством оказываемых транспортных услуг. Эти данные также легли в основу создания новой транспортной модели.

По результатам опроса респондентов в возрасте от 26 до 37 лет было выявлено, что 66% населения предпочитают передвигаться общественным транспортом. 57% опрошенных в той или иной мере удовлетворены работой общественного транспорта. По мнению жителей, главной проблемой является техническое состояние самого транспорта, это подтвердил 21% опрошенных. Вторым пунктом недовольства люди определили расписание движения, то есть его несоблюдение – так заявили 15% опрошенных. Третий пункт – малое количество автобусов на маршрутах – это отметили 13% опрошенных.

Спрашивали жителей и о том, каким они видят развитие отрасли. Необходимым посчитали обновление автопарка 16% опрошенных, увеличение количества транспортных средств– 10%, а оптимизация расписания стала наиболее важной для 8%.

«Очень удивили результаты оценки обще годового пассажиропотока, – отметил Соколов. – В городе с населением чуть более 200 тысяч человек в 2019 году услугами общественного транспорта воспользовалось 33 миллиона раз. К примеру, в Сургуте, где население в два раза больше, пассажиропоток в два раза меньше. В двадцатом году цифры, конечно, снизились (на 21%), как и в общем по стране, но все-таки они все равно больше, чем во многих других городах. Это стало одной из интересных особенностей в работе над бийской схемой».

Также исследователи выяснили, что больше половины поездок (54%) приходится только на пять основных маршрутов из почти 60 – на автобусы № 23, 35, 46, 77 и трамвай № 1. Хотя попадание в общий рейтинг трамвая само по себе лишь статистическое – электротранспортом бийчане пользуются гораздо реже, чем автобусами и маршрутками – всего 23% от общего объема.


Автотранспорт

Для решения проблем приоритетов городского наземного общественного транспорта разработчики «Янэнерго» предложили внедрить дополнительные выделенные транспортные полосы. По их мнению, это должно привести к увеличению скорости передвижения транспорта и защитить пассажиров от опасных маневров на «общей» дороге.

«Сейчас есть три приоритетных отрезка городских дорог с наиболее активным транспортным движением – это улица Васильева, Ленина и переулок Коммунарский, где уже сейчас, в городе без 10-бальных пробок, в часы «пик» случаются заторовые ситуации, – прокомментировал предложение представитель «Янэнерго». – Выделение дополнительных полос для общественного транспорта даст существенные результаты».

К примеру, по оценке разработчиков, уже сегодня в утренние и вечерние часы через перекресток Васильева – Трофимова передвигается до 5 000 единиц транспорта, а что уж говорить о перекрестке Коммунарском, особенно в летнее время.

Это оказалось немного не тем, чего ожидали от разработчиков большинство участников совещания.

«Вообще мы планировали постепенно убрать с Васильева наземный         общественный транспорт, оставив только трамваи – отметил депутат Игорь Степанов.

Но, как выяснилось, исключить из параллели автобус – трамвай автотранспорт на одном из самых популярных городских маршрутов значит качественно навредить комфорту пассажиров. Если убрать автомобильный транспорт, оставив приоритет за трамваем, может пропасть прямой путь до конечной точки пассажира.

Тем более что магистраль по Васильева, по словам главы города Александра Студеникина, сегодня – это три полноценные полосы движения, одна из которых «сплошные парковки».

«Любое строительство – это всегда развитие, – отметил мэр, – Пропускная способность улиц будет уменьшаться с каждым годом. Сегодня пробок нет, но они будут. К дополнительным полосам мы придем обязательно, сегодня, завтра или через год, но обязательно придем. Васильева расширять нужно и решать вопросы с парковкой нужно, возможно, даже за счет небольшого «заема» у тротуаров».

Трамваи

Общая протяженность городской трамвайной сети – 70 км. Средний возраст подвижного состава – 33,5 года. 80% процентов вагонов имеют 70% износ.

«Если автомобильная маршрутная сеть активно развивалась вместе с городской инфраструктурой, то трамвай нет. И нам придется заняться этой отраслью. Мы должны готовить основания для защиты проекта по модернизации городского электрического транспорта», – сказал глава города в ответ на некоторые возмущения представителей рабочей группы.

Документ «Янэнерго» в качестве главного средства по выходу из экономического тупика предлагает не оптимизировать, а расширять трамвайную сеть и обновлять линии и технику.

«Трамвайная сеть в Бийске протяженная, но не разветвленная. От этого большая часть пассажиров не могут им пользоваться в эффективном режиме, – доложил Александр Соколов. – Основным документом моделирования положительных перспектив для нас стал план генеральной застройки, по которому в районе «Ленты» и Зеленого клина планируется строительство новой городской магистрали и расширение жилой застройки еще на 11 000 человек».

В связи с этим новая модель КСОТ предлагает строительство двух новый трамвайных линий – на Советской (через Зеленый клин) и по Социалистической (через АБ) протяженностью 9,2 км и 1 км соответственно. Цена вопроса – от 3 млрд рублей.

«За чей счет «банкет»?! – спросил депутат Руслан Курасов. – У нас собственный бюджет города 1 млрд. Плюс линия трамвайного сообщения будет пересекаться с охранной зоной «РЖД» перед спуском – согласование с этим ведомством представляется малоперспективным».

На что Александр Соколов отметил, что организация практически всех мероприятий КСОТ основывается на инвестиционной повестке. Рекомендации разработчиков могут стать трамплином для участия в них. Например, в 2022 году власти региона рассчитываю на включение Бийска и еще двух городов Алтайского края в нацпроект «Экология».

"Наша задача – полностью модернизировать не только парк и инфраструктуру, но и приложить усилия для того, чтобы люди ими пользовались", – сообщил замминистр транспорта региона Дмитрий Коровин.

Для обновления парка электротранспорта в трех городах региона на эти цели планируется заложить 24 млрд рублей.

«Что касается линий РЖД, которые не используются в регулярном сообщении, то это законом допускается. И в нашей практике есть примеры городов, где такие приложения реализованы», – ответил докладчик.

Сейчас средняя скорость городского общественного транспорта составляет 22 км/час у автобусов и 17 км/час у трамваев. С увеличением личного транспорта автобусное сообщение будет становиться медленнее, а трамваи, в результате модернизации и расширения сети «побегут» быстрее, что сделает их гораздо привлекательнее для большинства пассажиров.

В марте 2021 года имущество МУП «Трамвайное управление» было выставлено на торги. Чтобы избежать продажи администрация Бийска ходатайствовала о переводе трамвайного управления из стадии торгов в стадию внешнего управления. Но для этого город до начала 2023 года должен удовлетворить все требования кредиторов.

«Трамвай преимущественно социальный вид транспорта. Когда автоперевозчики заканчивают свою работу – трамваи работают. По большей части в вечернее время в движущемся вагоне можно увидеть только кондуктора и водителя» – подчеркнул глава. – В качестве одно из вариантов экономии ресурсов с начала 2022 года в бийский трамваях мы начали тестировать бескондукторную систему оплаты. Есть надежда, что «валидаторы» со временем помогут решить проблему нехватки кондукторов.

Остановки

Что касается остановочных пунктов, то их в Бийске исследователи из Санкт-Петербурга насчитали 505. Большая часть находится в неудовлетворительном состоянии. Есть пример недоступности для пассажиров общественного транспорта городской больницы №3 на улице Петрова.

«Чтобы добраться до поликлиники, людям приходится идти пешком почти километр от ближайшей остановки. Значит, здесь нужна еще одна», – отметил Александр Соколов.

Кроме того, новая схем» предлагает поменять уже имеющиеся остановки на «умные» павильоны с электроникой, комфортные для всех групп населения, в том числе маломобильных.  Реализовать мероприятий рекомендуется с привлечением частного бизнеса.

«Мы уже начали прорабатывать тему установки красивых и комфортных остановок. Есть договоренность с барнаульским рекламным агентством на установку в Бийске 50-60 таких конструкций в 2022 году. Работы начнутся, как только позволит погода», – резюмировал глава города.


Сценарии

По результатам социологического исследования и анализа существующего состояния транспортной системы города была разработана мультимодальная транспортная модель Бийска, включающая в себя 6 возможных сценариев развития событий. Пассажиропоток города, безусловно, будет уменьшаться – это связано с растущей естественной убылью населения. Если не предпринимать мер, то уровень поездок общественным транспортом будет снижаться на 1,5% в год. С учетом мероприятий КСОТ он может замедлиться до 0,4%. В свою очередь, доля поездок на трамвае после модернизации системы увеличится с 23 до 34%, что может значительно повлиять на комфортное, мобильное и экологическое будущее для следующих поколений бийчан.

Общие выводы

 «В целом эта работа нам нужна на перспективу, – подытожил Александр Студеникин итоги трехчасовой встречи. – Город однозначно заявляется в программы по модернизации транспортной сети. Всему необходимы обоснования. Без серьезного финансирования мы не сможем ничего изменить. Научно-исследовательская работа по созданию «Комплексной схемы транспортного обслуживания» Бийска будет положена в основу соискания финансовой поддержки из регионального и федерального бюджетов».  

 «Все вопросы, возникшие в ходе этих и последующих обсуждений, мы проработаем и скорректируем. Также КСОТ будет предложен на общественное обсуждение горожан на сайте Бийск.рф. Затем, с учетом всех изысканий, будет сформирована окончательная модель развития новой транспортной системы Бийска до 2030 года», – пояснил руководитель транспортного отдела «Янэнерго» Александр Соколов.

Фото Владимира Бедарева

Поделиться новостью