24 декабря состоялось итоговое в эзаседание Бийской городской Думы в 2020 году.
Менее чем за два часа народные избранники рассмотрели 16 вопросов, главным из которых стал проект бюджета на следующий год. О том, кто был „за“, кто „против“ и почему, читайте в обзоре „Делового Бийска“.
Коммунисты объявили бойкот
Эта сессия началась нетрадиционно — с оглашения письма от фракции КПРФ, всем составом отказавшейся принимать участие в заседании. Как следует из послания, таким образом коммунисты выразили протест против принятия бюджета на 2021 год во втором чтении. Главная причина недовольства — системная неэффективность муниципальных программ, которые, по мнению фракции КПРФ, зачастую содержат мероприятия исключительно „для последующей отправки отчетности в вышестоящие органы“ или, попросту говоря, для галочки. Аналогичным образом коммунисты характеризуют и ряд вопросов, выносимых мэрией на повестку городской Думы.
„Согласно проекту бюджета города на 2021 год объем поступлений из федерального и краевого бюджетов составляет 2 884 330,1 тыс. рублей. Фракция КПРФ Думы города Бийска выражает благодарность правительству Алтайского края в подготовке и реализации адресных инвестиционных программ и направлении указанных средств. Между тем в ходе их реализации органами местного самоуправления допускаются системные ошибки, что в последующем может привести к социально-экономическому ухудшению развития города“, — отмечается в письме.
Добавим, в этот же день на сайте регионального отделения КПРФ появилось более развернутое обоснование бойкота бийских коммунистов. Как доказательство неэффективной работы местной власти в нем приводится история с введением ЧС из‑за срыва „мусорной“ реформы, растянувшийся на три года ремонт бассейна „Дельфин“, плохая уборка дорог и общественных территорий, банкротство комбината школьного питания „Маяк“ и трамвайного управления, срыв федеральной программы „Формирование современной городской среды“. При этом последняя, как отмечают коммунисты, идет в наукограде с провалом вот уже два года.
„По неофициальной информации фракции КПРФ, по результатам 2019 года по данной программе в правительство Алтайского края было возвращено около 10 млн рублей неосвоенных средств. В 2020 году работы не проведены по 20 объектам“, — уточняется в сообщении.
Также фракция отмечает, что мэрия размещает „сырую“ аукционную документацию на объекты, в итоге срываются сроки их сдачи и заключается много дополнительных соглашений, увеличивающих цену контрактов. В качестве примера приводится строительство новой парковой зоны на Зеленом клине, ледового дворца на стадионе „Прогресс“, сквера льнокомбината.
Напомним, фракция КПРФ не поддержала проект бюджета на 2021 год и в первом чтении, однако тогда каких‑либо конкретных предложений по его изменению от коммунистов не прозвучало. Вместо этого, обсуждая с коллегами по Думе провал программы по благоустройству дворов, лидер фракции Тимур Знагован предложил мэру признать свою несостоятельность и досрочно сложить полномочия.
По завершении последней сессии местного парламента „Деловой Бийск“ поинтересовался, вносила ли фракция КПРФ свои поправки накануне второго чтения, на что Тимур Знагован ответил так:
— Нет смысла в поправках. Многие муниципальные программы неэффективны. Необходимо менять наибольшую часть структуры бюджета.

Нет поправок — нет и голосов
У фракций ЛДПР и „Справедливой России“ к структуре бюджета в целом претензий нет, однако проект документа они так же не поддержали и проголосовали против. Лидеры оппозиции объяснили это тем, что предложенные ими поправки к бюджету не приняли либо удовлетворили не в полном объеме.
Так, профильный думский комитет ответил отказом на просьбу эсеров увеличить объем финансирования услуг социального такси, выделить дополнительные средства на оснащение улиц дорожными знаками и светофорами, на ремонт и уборку лестницы, соединяющей поселок котельщиков и Зеленый клин, на поощрение многодетных семей, где есть пятеро детей и более, а также на поездки спортсменов по настольному теннису для участия в соревнованиях. Единственное, в чем была услышана фракция, так это в увеличении средств на грейдирование дорог в частном секторе: ко второму чтению сумма, выделенная на эти цели, выросла с 3 млн рублей до пяти.
„Нам постоянно отвечают, что средств по данным статьям расходов достаточно, хотя на самом деле это не так, — поясняет руководитель фракции „Справедливой России“ Елена Речкова. — Часто звонят мамы детей с ДЦП, которым необходимо возить детей на гемодиализ, и рассказывают, что не могут добиться предоставления социального такси, в свою очередь мы уже второй год не можем добиться пересмотра финансирования. Такая же ситуация с настольным теннисом: в Бийске много талантливых детей, но почему‑то этому виду спорта компенсируют затраты на поездки по минимуму. Что касается многодетных семей, то тут дело не столько в каком‑то материальном поощрении, сколько во внимании — у них есть хорошие федеральные и краевые льготы. Но мы считаем, что на уровне города такие семьи тоже необходимо отмечать — транслировать их опыт воспитания детей, где‑то ставить в пример, учредить награждение грамотами администрации… Все наши поправки не требуют каких‑то космических сумм, тем не менее их и не учитывают“.
При этом Елена Речкова отметила существенный минус городского бюджета — его дотационный характер:
— Сейчас очень много федеральных программ, и спасибо краевой и местной администрации, что активно работают в этом направлении. Но если говорить о собственных доходах города, то в этой части формирования бюджета никаких подвижек нет, а порой вообще уходим в минус. Город не принимает меры, чтобы больше зарабатывать самостоятельно, поэтому мы прекрасно понимаем: если по каким‑то причинам Бийску будет отказано в субвенциях и дотациях, он не справится. Из года в год ведется речь о том, что с этим нужно что‑то делать — создавать какие‑то инвестиционные программы для бизнеса, привлекать предпринимателей… Но пока никаких изменений.
К слову, председатель профильного комитета Думы Наталья Быкова также отметила, что рост доходов идет прежде всего благодаря краевым и федеральным средствам, но рекомендовала финуправлению делать больший упор на работу с кредиторской и дебиторской задолженностью.
Как ни складывай, итог один
Так или иначе, ни отсутствие коммунистов, ни голосование остальной оппозиции „против“ не помешали принятию бюджета.
Заметим, всего на заседании присутствовало 23 депутата. Из них 17, а именно представители „Единой России“, проголосовали за принятие документа и 6 — против. Правда, сначала секретарь „потеряла“ один голос, сообщив, что против проголосовало 5 человек, при этом в общей сложности у нее все равно упорно получалось 23. Но когда по залу уже покатились смешки, а кто‑то даже предложил воспользоваться калькулятором, математическая истина все же восторжествовала. „Решение принято“, — резюмировал в итоге председатель Думы города Сергей Ларейкин.

По словам председателя профильного комитета Натальи Быковой, дефицит бюджета в 2021 году составит 528 млн рублей.
Объем собственных налоговых и неналоговых доходов увеличен ко второму чтению за счет:
- возврата дебиторской задолженности (30 млн рублей);
- доходов от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (27 846 млн рублей).
Расходная часть увеличилась за счет предоставления субсидий и субвенций из краевого бюджета, а также за счет собственных доходов. Средства добавлены в том числе на расходы управления муниципальным имуществом (софинансирование покупки Центрального теплового пункта (ЦТП-2) и тепловых сетей в Заречье), на предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан, на ликвидацию несанкционированных свалок, содержание парков и многое другое.
Из наиболее важного хотелось бы отметить появление такой статьи расходов, как „выполнение работ по рекультивации озера-отстойника и площадки сжигания на территории бывшего ОАО „Полиэкс“. В рамках адресной инвестиционной программы на нее выделено 20 млн рублей.
Напомним, бывший химзавод производил продукцию для оборонной промышленности, но в середине 1990‑х годов прекратил свое существование. Вопрос рекультивации площадки с опасными химическими отходами все это время оставался открытым. Лишь осенью 2019 года краевые власти сообщили о том, что данный объект включен в национальный проект „Экология“ и на него будут выделены федеральные средства, при этом общая цена вопроса составляет порядка 23,5 млн рублей. Все необходимые работы должны быть закончены к 2023 году.