Сегодня старинные особняки Бийска обнажают из‑под штукатурки кирпичи, ветер истории ошкуривает вековые стены, и зачастую некому заступиться за них — безмолвных свидетелей тех эпох, на которых стоит наш город…
Но некоторые из образцов архитектуры все же восстают из руин. Один из оных — бывший военный госпиталь на улице Льва Толстого.
За более чем 120 лет это здание сменило несколько „профессий“. Оно принадлежало и торговой среде, именуясь „пассажем Клевцова“, и просветительской, воспитав несколько выпусков слушателей Алтайского народного университета, и медицинской, став военным госпиталем для тысяч раненых советских солдат… А в начале своего пути оно передавалось из рук в руки.
Богатое приданное Агнии Зильбербарт
Бийск на сломе XIX и XX веков — город купцов, и купцами он застраивался. Центром торговли считалась территория современного сквера Гаркавого, но тогда она звалась иначе — Базарной площадью. Именно по четырем ее сторонам возводились в ту пору передовые торговые сооружения: магазины Фирсова, Второва, Сычева… Нередко одной семье мог принадлежать целый квартал или ансамбль из двух-трех зданий. Такой была и купеческая семья Гилевых, выстроившая три каменных особняка в Базарном переулке (ныне Захара Двойных).
Каменные торговые помещения, тянущиеся через весь переулок, принадлежали некогда купцу 2‑й гильдии Мефодию Алексеевичу Гилеву, владельцу кожевенного завода в Бийске и скупщику скота в Монголии. На его усадьбе кроме двухэтажных зданий находились деревянные жилые дома и службы. По архивным данным, хранящимся в Бийском краеведческом музее им. В. В. Бианки, здания, в числе которых была и земля под будущий пассаж, достались в наследство дочери купца Гилева — Агнии Мефодиевне.
И вот в 1890 году на углу Базарного переулка и Торговой улицы, на одной линии с родительской усадьбой, задумала Агния Мефодьевна возвести коммерческий кирпичный магазин, причем лучший на тот момент в городе.
Неизвестно, кто был автором проекта, однако здание возводилось праздничным, нарядным, модным, в стиле господствующей в Бийске эклектики. В отдельных элементах особняка читается классицизм, а большую выразительность декору дает рельефная кирпичная кладка.
„Здание имеет угловую композицию фасадов, акцентом которой является срезанный угол с парадным входом. Он завершен фигурным аттиком со слуховым окном арочной формы и башенками треугольной и полукруглых форм. Этажи связывают два лестничных блока, один размещен со стороны улицы Л. Толстого. Дверь парадного входа филенчатая двупольная с фрамугой, над ней лучковой формы сандрик. Основным акцентом фасада является аттик с волютами, вазонами и килевидным слуховым окном. Является образцом торгового здания купеческого зодчества конца ХIХ века с эклектичным декором и элементами псевдорусского стиля. Имеет важное градостроительное значение, оформляя пересечение улиц“, — давала искусствоведческую оценку зданию пассажа Клевцова доктор искусствоведения Тамара Степанская.
На постройку наследница Гилева не поскупилась, подошла к делу основательно. Первый в Бийске пассаж был введен в эксплуатацию в июле 1896 года.
„Агния Гилева вышла замуж за бийского купца Алексея Зильбербарта, — пишет Марина Целищева в исследовательской статье „Пассаж Клевцова — образец торгового здания купеческого зодчества конца XIX века с эклектичным декором“.
Несомненно, торговое здание приносило Агнии Мефодиевне солидный доход: пусть она не торговала сама, зато сдавала особняк в аренду. Однако вскоре чета Зильбербарт была вынуждена продать магазин…
Пассаж Клевцова находится с левой стороны от пассажа Фирсова. Фото из открытых источников
В руках Клевцова
Агния и ее супруг отказались от пассажа вовсе не из‑за перемен властей или разорения, как можно было бы подумать. Все намного проще — чета переехала в губернскую столицу Томск, а посему решила распродать все имущество в родном городе.
Вторая жизнь здания после отъезда первоначальной хозяйки началась под эгидой Максима Прокопьевича Клевцова, купца 2‑й гильдии, торговавшего в Бийске мануфактурными товарами и бельем. Он выкупил каменный магазин Агнии в 1909 году и решил его достроить, продлив в глубину квартала вдоль улицы Льва Толстого.
Для того времени здание являлось одним из первых универмагов в Бийске — пассажем, где на первом и втором этажах размещались торговые залы.
„В 1911 г. были составлены налоговые ведомости городской управы на недвижимое имущество, — пишет Марина Целищева. — У М. П. Клевцова на усадьбе на ул. Л. Толстого, 1/5 (бывшая ул. Торговая) находилось следующее недвижимое имущество: двухэтажный торговый корпус, одноэтажный деревянный дом, двухэтажный деревянный флигель, амбар, завозня, навес, баня. Все имущество было оценено в 15000 рублей, в хозяйстве была одна лошадь“.
На 1913 год в здании кроме торговых помещений располагалась столовая „Образцовая“, площадь под которую арендовал мелкий предприниматель Василий Титов. В ней подавались завтраки и обеды, холодные и горячие закуски, пироги, чай, кофе, шоколад и какао. Посетителям предлагались сибирские и столичные газеты и журналы. В ней же осуществлялся прием заказов на бальные вечера.
7 января 1917 года Максим Клевцов обратился в городскую управу с просьбой выдать справку на недвижимое имущество. В тот же год торговец разорился и часть помещений вынужден был сдать в аренду Союзу Сибирских маслоделов, а еще спустя год два помещения в бывшем двухэтажном торговом здании на ул. Л. Толстого Клевцов сдал К. П. Мочалову под аптеку, об этом известно из письма самого Мочалова, направленного в городскую управу.
Февраль 1918‑го. В момент накалявшейся политической обстановки Максим Прокопьевич сдал оставшиеся помещения в аренду бийскому Обществу народных университетов. С этого момента началась третья жизнь здания — оно стало служить образованию.
В здании кипит жизнь. Фото из открытых источников
Экспроприация: пассаж под университет
20 мая 1918 года общим собранием учредителей бийского Общества народных университетов был принят устав. Главной целью общества стали просвещение народа, популяризация научных знаний и поднятие культурного уровня бийчан.
„В Обществе народных университетов выступали с лекциями художник М. И. Авилов, доктор сельскохозяйственных наук А. А. Хребтов, художники А. О. Никулин и М. И. Курзин, писатель А. С. Новиков-Прибой, этнограф, композитор А. В. Анохин и другие, — указано в архивных документах. — На первом этаже разместилась художественная студия, а на втором читались лекции. В народном университете преподавали такие известные люди, как А. Э. Мако — художник, педагог, организатор художественной студии, В. А. Сенгалевич-Копылова, ученица Родена — скульптор, педагог, организатор художественного отдела бийского музея, Д. И. Кузнецов — художник-педагог, В. В. Бианки — исследователь природы и писатель, географ Б. Добрынин и другие“.
В ноябре 1918 года в пассаже Максима Клевцова располагалось Российское транспортное и страховое общество. В дальнейшем, с января 1920 года, дом был занят военным госпиталем для раненых красноармейцев. Вскоре здание отошло городу, в нем была изменена планировка.
В составленных в 1922 году списках муниципализированных домов Бийска значится и бывшая усадьба служащего М. П. Клевцова (находящегося в то время „в бегах“), на которой находилось следующее имущество: магазин двухэтажный каменный, торговавший мануфактурой (308 кв. м), флигель деревянный, два дома деревянных, каменная кладовая.
С 1924 по 1941 годы в здании находились городская библиотека, бийская „Сельхозтехника“, затем школа колхозных кадров. В 1930‑х годах на первом этаже здания была организована столовая, а потом ресторан.
Тысячи спасенных жизней в военном госпитале
После постройки дома Агнией Зильбербарт, владения Максимом Клевцовым и стези развития народного образования бывший пассаж обрел четвертую жизнь — медицинскую.
С началом Великой Отечественной войны здание было передано под военный госпиталь № 1236. Он занимал еще несколько домов в Бийске и был рассчитан на 600 койко-мест.
В ту пору самыми сложными оказались первые два года войны, когда необходимость привести здание в соответствующее госпиталю состояние потребовало немало усилий: ремонт систем отопления, побелка, установка внутренних перегородок, обеспечение госпиталя инвентарем, топливом, продуктами питания и медикаментами. Но главная сложность — обеспечить специалистами.
Официально военный госпиталь в Бийске по адресу ул. Л. Толстого, 119 существовал в этом здании аж шесть десятилетий после окончания войны, став местом лечения солдат гарнизона. Окончательно упразднен он был лишь в 2005 году.
В 1989 году здание пассажа Клевцова поставили на государственный учет как памятник архитектуры регионального значения. С 2005 года администрация города пыталась решить судьбу здания бывшего военного госпиталя — в Правительство РФ были направлены письма с просьбой передать в муниципальную собственность ряд объектов Бийской КЭЧ Сибирского военного округа, в том числе и творение Агнии Зильбербарт.
Тогда особняк опустел. Лишь в 2012 году он перешел в собственность города, после чего специалисты НПЦ „Наследие“ вновь произвели осмотр здания с составлением акта о причинении вреда объекту культурного наследия.
Фото Даниила Остроухова
Феникс, восставший из пепла
После передачи в муниципалитет здание пустовало больше десятка лет. Дважды в нем случался пожар, сильно усугубивший и без того упадочное состояние. Некогда величественный пассаж Клевцова, долго пребывавший в руинах, пытались продать. Неоднократно проводившиеся торги раз за разом признавались недействительными, пока наконец‑то зданию не улыбнулась удача — бывший военный госпиталь на ул. Льва Толстого, 119 обрел новых хозяев. Особняк приобрела компания, уже имеющая опыт восстановления памятников старины. Так, собственники пассажа Клевцова несколько лет назад „подняли из руин“ аптеку Горбунова на ул. Кирова, 11.
„Для нас это не совсем коммерческая история, скорее, хобби, — делился Виктор Долгов, один из собственников ООО „Аптека Горбунова“ в интервью „Деловому Бийску“ в 2019 году. — Пока нет конкретных идей на тему того, что здесь будет. Главной целью покупки было именно восстановить здание“.
При подходе к реставрации пассажа Клевцова решающая юридическая проблема заключалась в том, что внутренний двор усадьбы полностью продан частному лицу. Остался лишь небольшой участок земли справа, ранее там стояло двухэтажное здание, которое не так давно снесли. Тогда у собственников возникло опасение, что они не смогут выполнять строительные работы без согласования с собственником внутреннего двора. Благодаря радениям действующего на тот момент главы города Александра Студеникина удалось заключить договор о перераспределении земель и выделить площадку шириной 10 метров вдоль здания во внутреннем дворе. Только когда все замечания были отработаны, начался этап реставрации.
В 2018 году барнаульским авторским коллективом Анатолия Машонкина произведены комплексные научные исследования здания бывшего госпиталя, а также выполнен эскиз его исторического облика, в коем надлежало восстановить пассаж.
Первые полгода велась разборка завалов, мусора, обрушившихся за годы простоя конструкций. Новым собственникам досталось здание без кровли, местами были обрушены потолочные перекрытия. По словам Виктора Долгова, одного из трех собственников пассажа, предстояло разобрать и восстановить часть стен, выполнить ремонт и усиление наружных и внутренних стен здания, восстановить фасады, осуществить подливку и гидроизоляцию фундамента, демонтировать советские пристройки, а самое главное — устранить причину замачивания цокольной части.
— Основная статья расходов — это, конечно строительные материалы, — признается Виктор Владимирович. — Если реставрация аптеки Горбунова обошлась нам в 20 млн рублей, то военный госпиталь обходится в разы дороже.
По словам собственника, исторические здания, выставляемые городом на продажу с учетом реставрации, с недавних пор облагаются налогом на имущество, что серьезно связывает руки предпринимателям и отбивает желание браться за сохранение нашего культурного наследия. Так, за уже возрожденное ранее здание аптеки Горбунова в этом году собственники заплатили налог более 200 тысяч. В следующем, по словам Виктора Долгова, налог возрастет вдвое.
— Многие предприниматели на самом деле интересуются покупкой исторических зданий города с целью их реставрации и сохранения, но боятся обязательных условий, требующих специальных разрешений и сильно бьющих по карману, — уверен Виктор Владимирович.
Что касается военного госпиталя, то в течение семи лет с момента договора здание должно быть отреставрировано, то есть „сдано под ключ“ должно быть к 2026 году. Однако новые владельцы заинтересованы в том, чтобы сделать это раньше. На сегодняшний день уже заказаны окна. Если поставщик предоставит их в срок, то в апреле будет осуществлен их монтаж.
Здание пассажа Клевцова оживает. Совсем скоро, в ближайшие два года, в его окнах зажжется свет — огонек надежды на „оживление“ одной из старейших улиц старого Бийска.
P. S.
Разные эпохи, самобытная атмосфера исторического центра нашего города сегодня сохраняется только в зданиях. Каменные и деревянные особняки купцов и мещан имперского Бийска — немые свидетели вех его развития. Некоторые шедевры сибирской провинциальной архитектуры сохранились в практически неизменном виде. Многие из памятников культуры сегодня можно увидеть лишь на старинных фотокарточках и открытках, а иные руины некогда величественных зданий, глядя на прохожих пустыми глазницами выбитых окон, напоминают нам о нашем невежестве.
Все зависит от нас. Можно вести множество разговоров о сохранении исторического наследия, но слово не означает дело. Построить бетонную коробку для предпринимательской деятельности легко, а возродить хотя бы одно настоящее здание, образец живой архитектуры, — сложно… Но возможно.
Фото Елены Коржевой, Даниила Остроухова и из открытых источников