Город
Школа будущего: Зачем государство укрупняет учреждения образования
Автор:

Школа будущего: Зачем государство укрупняет учреждения образования

Без широкой публичной огласки в Бийске уже несколько лет идет укрупнение школ и детсадов.

В рамках общественной палаты впервые был проведен серьезный анализ всех этих процессов, хотя некоторые вопросы все-таки остались без ответа.

 

Централизация образования

Общий тренд на укрупнение государственных учреждений образования касается сегодня всей России. Но в каждом регионе есть своя специфика.

Где-то власти пока оставляют все как есть, а где-то подходят к этому процессу слишком кардинально. Считается, что в Бийске этот процесс идет относительно планово и спокойно.

Если говорить про волю государства в этом вопросе, то в 2016 году были разработаны рекомендации на уровне федерации по оптимальному размещению объектов образования в регионах. В частности, было сказано, что в учреждениях образования должно воспитываться и обучаться не менее 400 воспитанников. Как пояснила начальник Управления образования администрации города Елена Андреева, Бийск начал эту работу с 2015 года, и такой подход позволил обеспечить плавность и спокойствие этим важным процессам.

Начальник управления образования администрации города Бийска Елена Андреева:

— Сегодня можно сказать, что стабильно в Бийске уменьшается количество образовательных учреждений, в которых обучается менее 200 учащихся.

Сегодня это только две школы — Фоминская и вечерняя. И их реорганизовывать мы не будем, поскольку обе они имеют свою специфику.

В категории школ с количеством обучающихся от 200 до 300 учащихся в Бийске остаются всего три школы. Это школа №15 на лесозаводе, школа №31 на Витамине и школа №21 возле озера Ковалевское. Это окраинные школы и пока их реорганизовывать тоже не планируют.

 

Крупные и богатые

Надо сказать, что местные чиновники настаивают на том, что реорганизация не означает закрытия школы или детсада. Речь идет о прекращении деятельности учреждения как юридического лица и сокращении административного корпуса. Как пояснила начальник управления образования администрации города Бийска Елена Андреева:

— За все последние годы мы ликвидировали всего одно образовательное учреждение — детский сад №5 по улице Чехова, где была всего одна разновозрастная группа. Детсад был закрыт в связи с неудовлетворительным техническим состоянием здания, а всем детям были предложены места в других детсадах.

Укрупнение учреждений образования сегодня является требованием времени и несет часть преимуществ и самим обучающимся, и их родителям.

Постоянно повышаются требования к процессу образования, и выдержать их даже в большой и современной школе непросто, не говоря уже о маленьких и старых школах на окраине города.

Например, в первой школе только штатных педработников 83 человека, а в небольшой школе №32 — 12, среди них много учителей-совместителей.

Даже разработать необходимую методическую документацию в маленьких школах непросто, не говоря о том, чтобы предоставить современные условия образования.

Так, оборудование для кабинета биологии стоит около 400 тысяч рублей, кабинета географии — около 150 тысяч рублей, физики — 550 тысяч рублей. В маленьких школах все это оборудование отсутствует, да и ставить его туда нети финансовой возможности, и смысла. Даже если такое оборудование появится, оно будет загружено не полностью, что неэффективно.

Важно и то, что укрупнение учреждений образования дало и экономический эффект. Как утверждает Елена Андреева, в школах сэкономленные в процессе реорганизации средства были направлены на повышение средней зарплаты педработников. В дошкольном образовании эти средства были направлены на проведение необходимых ремонтных работ.

Пока реорганизация учреждений образования в Бийске не окончена, сейчас идет процесс объединения трех групп учреждений. Это две группы детсадов и целый комплекс образовательных учреждений в поселке Молодежном и Сорокино, где детский сад и школа будут объединены. Принято такое решение было на основе демографического анализа. Сегодня происходит активный отток детей в связи с переселением по программе сноса ветхих домов, поэтому резкого расширения числа мест в учреждениях образования здесь не ожидается, а поэтому основная часть детей после детсада пойдет именно в местную школу.

 

Кто скажет правду

Конечно, процесс укрупнения школ вызван реалиями времени: в Бийске сокращается рождаемость и уже в ближайшие годы детей будет становиться меньше, и о резком расширении мест в учреждениях образования города речи быть не может. К тому же на содержание школ и детсадов городу уже сегодня катастрофически не хватает средств, поэтому экономия на учреждениях образования становится неизбежной. Но удивительно, что в рамках анализа процессов реорганизации образования совсем не прозвучало вопросов о том, как укрупнение школ действует на качество образования. А ведь для этого есть те же результаты ОГЭ и ЕГЭ. Стали ли они лучше после укрупнения школ? По-моему, это сегодня главный вопрос для города-наукограда.

И еще хочется сказать про открытость и публичное обсуждение подобных вопросов с населением города. Горожане должны знать о важных изменениях в работе школ и детсадов заранее, а также иметь возможность задать вопросы, высказать свое мнение. Вообще чиновники Бийска должны научиться общаться с народом. Ведь бийчане — люди неглупые и способные многое понять, не стоит их отстранять от обсуждения важных социальных вопросов.

Поделиться новостью