В редакцию „Делового Бийска“ обратилась жительница города Вера Князева.
Много лет она прожила в частном секторе района Мочище, где практически каждый дом находится под охраной лохматого четвероного друга — собаки. Но бояться этих животных пришлось, когда переехала в многоквартирный дом района АБ.
— Почти год живу в доме напротив „Марии-Ра“ на АБ, окна выходят на дорогу. Рано утром начинают лаять собаки, люди еще спят, а они уже шумят, — рассказывает Вера Николаевна. — Недавно случай был, в 9 утра воскресенья набросились на женщину, бежали за ней, она кричала и пыталась отогнать свору. Я сама боюсь собак, они лежат постоянно под машинами у магазина. Одна из них очень крупная, на вид килограмм 80. Слышала от торговцев на базарчике, что этих собак кормит женщина прямо в подъезде девяти-этажки. Это немыслимо.
Сама Вера Николаевна 30 лет держала собаку в частном секторе. По ее словам, от владельцев требовали очень строго — животное обязательно должно быть привязано, и не дай Бог будет бегать свободно, на воротах должна висеть предупреждающая табличка. А когда пришлось переезжать в квартиру после смерти мужа, собаку усыпила. Так ей посоветовал батюшка, сказав, что это гуманно, это лучше, чем она пополнит ряды бродяг. Вера Князева, конечно, переживала, собака жила у нее много лет, доставшись от родителей. Вызвала ветеринара, животное усыпили и утилизировали.
— Я считаю, что это правильно, это цивилизовано, — продолжает Вера Николаевна, — заплатила 3 тысячи рублей, и душа на месте — моя собака никому не мешает, не угрожает, не бегает голодная по улицам. Я отнеслась ответственно.
А здесь, на оживленных улицах, бегают стаями. Живу на АБ год, пока моя квартира в районе Политехнического института на ремонте. Там такого нет. На вокзале не встречала стаи бродячих собак, в районе ГДК не видела. А на АБ не знаешь, куда выйти, особенно возле ТЦ „Мария-Ра“ и за планетарием.
Управдом, она моя соседка, считает, что во многом виноваты зоозащитники — они их подкармливают.
Мой дом на Севастопольской располагался рядом со школой, где директор запретила подкармливать собак, потому что там дети. И действительно, это помогло.

Вспоминая советское время, Вера Князева рассказывает, как в выходные дни часто компанией ходили в походы, с рюкзаками и палатками, обычно это был берег Бии за Перевалкой. Добирались пешком через лес, немного проезжали на трамвае, ночевали на берегу — никаких собак не было. А сейчас страшно гулять, столько собак развелось по городу — съедят с потрохами.
Обстановку в городе по бродячим собакам нам прокомментировала исполняющая обязанности начальника управления ЖКХ администрации города Ирина Скобкова.
— Сейчас поступает много звонков от населения, так как начался период собачьих „свадеб“ и, как следствие, они собираются в стаю за одной особью. Специалисты выезжают, отлавливают, но не всю стаю, а только „виновницу“, и тогда остальные разбегаются по своим местам или домам. И стая разбивается.
Заявки на отлов собак мы принимаем, передаем подрядной организации „Преданность“, которая отрабатывает ее. С начала года отловили 108 четвероногих бродяг, из них 30 обрели хозяев, а 78 были возвращены на прежнее место обитания. Все они были стерилизованы и вакцинированы.
Но хотелось бы, чтобы жители понимали, если собака ранее была отловлена, стерилизована, вакцинирована — второй раз отлавливать ее мы не имеем права. Узнать таких животных можно по татуировке на ухе.
Как рассказала Ирина Сергеевна, через 35 дней передержки собак выпускают на прежнее место. Часто жители города просят отловить и забрать их совсем. Но по закону Российской Федерации после проведения всех процедур с бродячими собаками (стерилизация и вакцинация в приюте) их обязаны выпустить. Если собака домашняя, ее отлавливать не будут.
— Что касается недавнего видео в „Инстаграме“, — продолжает Ирина Скобкова, — где объектом стала кошка и собаки стаей за ней дружно погнались. Рвут кошек, но это популяция. Они не проявляют агрессию к другим собакам или людям, в противном случае можно было бы сказать, что собака опасная и подлежит эвтаназии. Пока в городе таких случаев не было, надеемся, что и не будет. Усыпить собаку тоже не так просто. Нужно пройти заключение чуть ли не главного ветеринарного врача. Доказывать агрессивность животного придется вплоть до вскрытия черепа. Законодательство нас очень ограничивает.

По словам Ирины Сергеевны, подрядная компания „Преданность“ после получения заявки в зависимости от срочности отрабатывают ее либо сразу, либо в течение 1–2 суток. Специалисты работают не один год, знают большинство бродячих животных, на месте решают, какую собаку именно надо забрать, отлавливают в клетку и увозят в приют.
Если происходит ситуация, например, как на видео, где собаки пытались добраться до кошки на дереве, прыгали на припаркованные во дворе машины, надо сразу звонить на единый диспетчерский номер 112, а не ждать следующего дня, когда эта стая уже убежала в другой район. Дежурные передадут сообщение, и подрядная организация сразу или рано утром, часов в 5–6, выедет на отлов. Жителей просят сообщать своевременно о произошедшем. Также заявку подавать не анонимно, а оставлять свои контакты, номер телефона, чтобы специалисты могли уточнить какие‑то моменты.
То, что собаки собираются в стаи, — проблема временная, ее продолжительность до месяца, зависит также от погодных условий.