Город
Соломинка для утопающих
Автор:

Соломинка для утопающих

С 2019 года для привлечения и закрепления специалистов в медучреждениях Бийска действуют две стимулирующие муниципальные программы. И хотя срок их действия пока относительно небольшой, а коронавирусный 2020 год выдался для медиков особенно сложным, многие горожане задаются вопросом: есть ли толк от этих программ? Не останется ли наукоград в ближайшем будущем совсем без врачей? Подробности текущей ситуации выяснял корреспондент „Делового Бийска“.


Что предлагает город

Напомним, привлечение медицинских работников в наукоград идет по двум программам, которые формировались в „противовес“ привлекательности других регионов и федеральной программе „Земский доктор“.

Так, в рамках программы „Создание условий для оказания высококвалифицированной экстренной и неотложной медицинской помощи населению города Бийска“ на 2019–2023 годы на работу приглашаются хирурги, анестезиологи-реаниматологи, оториноларингологи, неврологи, неонатологи, акушеры-гинекологи, травматологи и ряд других специалистов. По условиям договора прибывшему в город врачу предоставляется служебное жилье и социальная помощь в размере 1,5 млн рублей. Взамен он обязуется отработать в медучреждении Бийска не менее 7 лет, при этом декретный период не засчитывается. Выплата разбита на 5 лет: в первый год специалист получает 400 тыс. рублей, затем два года подряд по 300 тысяч, и последующие 2 года — по 250 тысяч рублей. Напомним, по программе „Земский доктор“ выплата составляет 1 млн рублей.

В целом объем финансирования муниципальной программы до 2023 включительно составляет почти 50 млн рублей. Из них 11 млн было выделено на 2019–2020 годы, 10 млн — на 2021‑й, 12,5 млн — на 2022‑й и 15 млн — на 2023 год. В программе участвуют центральная городская больница, горбольницы № 2 и № 4, детская городская больница и станция скорой медицинской помощи.

Вторая программа — „Создание условий для оказания медицинской помощи населению города Бийска“ на 2019–2020 годы — направлена на привлечение врачей-терапевтов и участковых педиатров. Социальная выплата здесь значительно скромнее — 250 000 рублей, но и срок обязательной отработки только 2 года, при этом также предоставляется служебная квартира.

К слову, специально для обеспечения таких специалистов жилплощадью в крае принята программа по компенсации найма жилья. То есть вновь прибывший в город врач подыскивает более удобный для себя вариант — по площади и состоянию жилья, по расстоянию до работы или детского сада и школы, по каким‑то другим критериям, а край компенсирует ему аренду в пределах 15 тысяч рублей ежемесячно.

„В среднем по палате“ все без изменений

Говорить о каких‑то прорывных успехах благодаря этим программам за минувшие два года пока не приходится, хотя надо признать: программы работают.

По данным администрации, в рамках оказания экстренной медицинской помощи населению за 2019–2020 годы в Бийске трудоустроено 16 специалистов. В том числе детский хирург, инфекционист, несколько анестезиологов, травматолог-ортопед, челюстно-лицевой хирург, терапевт нейрососудистого отделения, нейрохирург, оториноларинголог. Основное пополнение штата пришлось на центральную городскую больницу и больницу № 4.

В рамках программы по привлечению участковых терапевтов и педиатров за эти же два года прибыло 12 медиков. Из них три врача-педиатра, направленные в детскую городскую больницу и детскую поликлинику № 2, а также 9 терапевтов, которых распределили между ЦГБ и больницами №№ 1, 2, 3 и 4. Кстати, эта программа без изменений продлена и на 2021 год.

Между тем общая статистика по медицинским кадрам в городе выглядит довольно удручающе. По информации краевого Минздрава, в 2019 году в медучреждения Бийска принято 362 медицинских работника, при этом уволено 343. В 2020 году цифры и вовсе катастрофичные: принято 404, уволено 496. В целом укомплектованность медицинских организаций врачами на конец 2020 года составила 61,6%.

Преимущества у платной медицины

Глядя на эти цифры, невольно может возникнуть ощущение, что эффективность стимулирующих муниципальных программ равна нулю. Но не будем забывать, что действуют они еще только два года, и если учесть, что договор в рамках оказания экстренной медицинской помощи заключается с врачом минимум на 7 лет, то делать выводы однозначно рано. Кроме того, важно оценивать ситуацию изнутри.

Александр Зорих, главный врач городской больницы № 4:

— Если бы не эти программы, мы давно уже были бы в ауте, поэтому надо отдать должное главе города за то, что он проникся ситуацией и меры поддержки для привлечения специалистов были приняты. Напомню, по закону муниципальный бюджет не обязан финансировать подобные направления. Но наш город, несмотря на постоянный дефицит средств, взял на себя такую обязанность, и это нас серьезно выручает.

Вот вам элементарная математика по врачам: в 2019 и 2020 годах наша больница приняла на работу в общей сложности 18 специалистов, из них 9 — в рамках договоров по муниципальным программам, о которых мы говорим. За эти же два года убыло 26 врачей — по 13 в каждый. Нетрудно представить, что нас ждет, если этих программ не будет. Без подобных стимулирующих мер реанимации уже просто не было бы ни у нас, ни в ЦГБ, ни во второй горбольнице, а это наиболее крупные центры оказания экстренной медицинской помощи.


В качестве основных причин, по которым уходят специалисты, Александр Иванович называет две: возраст и более выгодные условия работы в платной медицине. А в 2020 году масла в огонь подлила еще и пандемия.

„Восемь человек из тех 26, что уволились, перешли в платные структуры разного уровня: в бийские, барнаульские, новосибирские медучреждения, — комментирует Александр Зорих. — К примеру, Центр кардиохирургии, открывшийся в ЦГБ от Екатеринбурга, лишил нас анестезиолога и кардиолога. Структура частная, имеет возможность предложить врачам более высокую зарплату, и мы тут бессильны что‑либо сделать. Плюс в 2020 году много специалистов перешли в местные платные клиники: у нас, как и во всех бюджетных больницах региона, плановая медицинская помощь на длительный период была приостановлена, вот люди и ушли зарабатывать туда“.

Еще 8 человек, по словам главврача, вышли на пенсию. Все они — люди в возрасте старше 65 лет, но оставались на службе, насколько это было возможно. Однако из‑за сложной эпидемиологической ситуации с коронавирусом сначала эти сотрудники, как и по всей стране, вынуждены были уйти с работы по больничному листу, а после, несмотря на смягчение ограничительных мер, предпочли уже не выходить.

Правда, заслуженный отдых возрастные медики выбирают не только из‑за риска заразиться коронавирусом: многим из них сложно адаптироваться к новым условиям работы, которые требуют владения компьютерными технологиями. Сегодня в больницах компьютеризированы практически все рабочие места, врачам приходится осваивать много новых программных продуктов, и зачастую специалистам, особенно старшего поколения, это дается нелегко.

Итог налицо: ситуация с укомплектованностью медицинскими кадрами в наукограде продолжает оставаться напряженной. Как, впрочем, и во всем регионе. При этом очевидно, что глобально решить данную проблему можно, только обеспечив медикам края достойную заработную плату. Пока же остается уповать хотя бы на частичное покрытие дефицита кадров за счет выпускников вузов и таких, как в Бийске, поистине жизненно важных муниципальных программ.

Фото Елены Коржевой

Поделиться новостью