На прошлой неделе состоялось очередное заседание членов Общественной палаты Бийска.
Как и ожидалось, наиболее горячо и долго обсуждался вопрос о содержании дорог в зимний период: почему качество выполняемых работ не отвечает ГОСТам, откуда берутся цифры в контрактах, как будет использована поступившая в город новая техника и многое другое. Обо всем этом — в обзоре „Делового Бийска“.
Коротко по существу
О ситуации с уборкой дорог текущей зимой общественникам рассказала исполняющая обязанности начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Ирина Скобкова, назначенная на эту должность два месяца назад. Напомним, ранее в этом же управлении она возглавляла отдел благоустройства. По ее словам, за последнее время в дорожном хозяйстве назрело немало проблем, при этом подрядчики откровенно не справляются со своими обязательствами по контрактам.
„В данное время мы наблюдаем не совсем качественное выполнение работ со стороны подрядных организаций. Проводятся рейдовые мероприятия, ведется претензионная работа <…> Когда нам будет предоставлена исполнительная документация, будем принимать меры финансового содержания. Сейчас есть некоторые улучшения: начали вывозить снег…“, — отметила Ирина Скобкова.
Правда, как выяснилось, за это время город накопил не только снег, но и многотысячные штрафы. За плохую уборку дорог, которая угрожает безопасности дорожного движения, ГИБДД выписала мэрии массу предписаний. Все они были перенаправлены для исполнения дорожным подрядчикам, однако те отреагировали далеко не на все замечания — часть работ так и осталась невыполненной. В итоге на администрацию наложены штрафы, общая сумма которых на сегодня составляет более 800 000 рублей. По словам Ирины Скобковой, эту сумму мэрия планирует взыскать с ООО „Приобское ДЭУ“, так как штрафы назначены за территорию, которую обслуживает именно этот подрядчик.
Но проблема не только в выплате штрафов. В связи с большим количеством осадков, выпавших за последний месяц, остро встал вопрос по вывозу снега. Те объемы, которые были прописаны в контрактах с подрядчиками, давно вывезены, в итоге мэрия вынуждена заключать дополнительные договоры со сторонними организациями, что отнимает дополнительное время и средства.
Еще одна проблема — нехватка рабочих рук. Даже привлечение сторонних ресурсов, как, например, отбывающих срок наказания в колонии-поселении, не помогает. Загвоздка в том, что их нельзя эффективно распределить на объекты с большой протяженностью — конвоир всех должен держать в поле зрения. В итоге приходится нагружать работой по 10–15 человек на одном коротком участке вместо того, чтобы распределить их бригадами в 2–3 человека по всему городу.
Однако есть и хорошие новости. Недавно из края на баланс города поступило 42 единицы новой дорожной техники, которая базируется на территории МУП „Бийскгортранс“ (бывшее Трамвайное управление. — Прим. корр.). Согласно планам администрации она приступит к полноценной работе уже в апреле и впредь будет обслуживать порядка 35% дорожной сети Бийска. Примерно в это же время будут разыграны новые контракты на дальнейшее обслуживание остальной части дорог. На этот раз они будут заключены на год, а не на 2 месяца, как было в конце января текущего года. Напомним, срок действия контрактов с действующими подрядчиками заканчивается 1 апреля.

Лидия Громогласова: „Контракты нужно грамотно просчитывать!“
Сложившаяся картина вызвала у членов Общественной палаты массу вопросов. Главный из них — почему суммы контрактов не соответствуют тому объему работ, который должны выполнять подрядчики. И дело здесь, как выяснилось, даже не в снижении стоимости во время торгов.
Лидия Громогласова, председатель Совета женщин Бийска:
— Если в предшествующие годы на обе части города в контракт закладывалось порядка 40 000 куб. м снега, который необходимо вывезти, то сегодня это всего около 7 000 куб. м в месяц. Это нормально?.. Когда вы закладывали в контракт деньги, которые в несколько раз меньше, чем было, вы что, считали, что зимы не будет и снег не надо будет вывозить? Все это и привело к тому, что мы сегодня имеем.
Вы в курсе технологии уборки коммунального моста: там должна быть определенная периодичность и прочее. С свое время стоило больших усилий его отремонтировать, и если сегодня не содержать должным образом такие важные для города объекты, он в скором будущем потребует еще больших расходов. Вы знаете, какое количество у нас переходов и остановок, какие требования предъявляются к очистке этих территорий. Взять тот же Больничный Взвоз и переулок Коммунарский, где проходит большое количество людей. А вы закладываете там смешные суммы и ставите дорожные организации в такие условия, когда они просто не в состоянии из‑за отсутствия средств выполнить то, что от них требуется по закону, еще и штрафы ГИБДД на них перекладываете. А ведь суть не в том, на кого переложить штрафы, а в том, чтобы этих штрафов в принципе не было. Для этого надо, чтобы контракты были достоверно просчитаны.
Ответов на эти претензии у Ирины Скобковой не оказалось. По мнению же Лидии Громогласовой, основная проблема в том, что содержание дорог просто недостаточно финансируется. Кроме того, она указала на отсутствие стратегии по развитию дорожного хозяйства в целом и рекомендовала управлению ЖКХ подумать над этим до того, как глава города выступит перед депутатами с очередным ежегодным отчетом о работе мэрии:
— Жители Бийска должны понимать, почему возникла такая ситуация. Ни в Новосибирске, ни в Барнауле нет столько снега на улицах. Понятно, что сложилось много факторов: и большое количество осадков, и недоработки при составлении контрактов, и недоработки дорожных организаций. Поэтому проблему и надо решать комплексно.
С этим полностью согласен и Сергей Кофанов, председатель Совета директоров предприятий ЖКХ г. Бийска:
— Нужно все детально проанализировать, в том числе контракты, которые, как я услышал, так себе контрактики, и их исполнение тоже — на авось… На отчете главы вопросы однозначно будут, а значит, там уже нужно говорить о том, что вы планируете то‑то и то‑то, в следующем году вот это и к такому‑то году у нас будет вот так и все время чистый асфальт…

Где взять специалистов?
Между тем корень проблемы кроется не только в отсутствии грамотно просчитанных контрактов и долгосрочной стратегии по развитию дорожного хозяйства. Как выяснилось, все это просто некому разрабатывать: в управлении ЖКХ давно назрел острый дефицит опытных кадров, причем как на руководящие посты, так и на рядовые должности.
Сейчас, по словам Ирины Скобковой, в ее подчинении работают три молодых специалиста, которые, как и она, заступили на должность относительно недавно. Чтобы наработать опыт, каждому из них понадобится определенный срок. А вот какой и сколько за это время будет допущено новых ошибок — не знает никто, учитывая, что избежать их не удавалось даже при, казалось бы, опытных сотрудниках.
„Кадры решают все, и их надо готовить. Это не дело, когда предприниматели полгода доказывают, что они не могут работать в условиях данного контракта, потому что иначе они просто обанкротятся. Кстати, одного из них это уже привело к подобному состоянию“, — напомнила Лидия Громогласова историю с ООО „Восточный дорожник“. В прошлом году эта организация оспорила объемы работ, заявленные администрацией в контракте на обслуживание дорог, так как они не соответствовали указанной в договоре оплате. Найти компромисс подрядчику и мэрии не удалось, в итоге контракт с организацией был расторгнут. Вскоре после этого на предприятии запустили процедуру ликвидации.
Также Лидия Громогласова отметила, что в данном случае большое значение имеет оплата труда:
— На такую зарплату, как в управлении ЖКХ, специалистов, которые себя ценят, имеют знания и опыт, очень сложно будет найти. Находятся только такие вот добровольцы, которых сейчас, как говорится, бросили на амбразуру.
Между тем первый заместитель главы города Ирина Ломоносова отметила, что мэрией уже проведена большая работа по пересмотру контрактов, что позволит минимизировать допущенные ранее просчеты и сбалансировать соотношение цена-качество. При этом предыдущие краткосрочные контракты, по ее словам, были необходимы для того, чтобы выверить все цифры на практике.
Что ж: зима, как говорится, покажет.
Фото Дмитрия Старкова, Елены Коржевой, из архива редакции