Тема безнадзорных животных в нашем городе не нова.
И хотя после вступления в силу 131-го федерального закона краевые власти попытались решить ее передовым «гуманным» способом, безнадзорных животных на улицах меньше не стало. Почему, выяснял наш корреспондент.
Агрессивность в стадии зверства
Особенно тревожная ситуация сложилась этой весной в районе старого Зеленого клина. Как рассказали «Деловому Бийску» местные жители, такой степени агрессии со стороны бродячих собак они не припомнят.
«Мы живем в постоянном страхе за детей, — делится переживаниями Ольга, жительница улицы Цесовской. — После наводнения 2014 года здесь много брошенных собак. Хозяева получили сертификаты на новое жилье, а питомцев оставили на произвол судьбы. Но если раньше бездомные собаки вели себя спокойно, то этой зимой буквально атаковали. Мы постоянно натыкаемся на растерзанных кошек, и это еще полбеды. Хуже то, что собаки стали безбоязненно залезать во дворы и таскать домашнюю живность — кроликов и кур. Умудряются так раскурочить клетки, что ужас охватывает — это с какой силой и остервенением надо выламывать зубами металлическую сетку!.. Вот и боимся, чтобы, не дай бог, по дороге из школы ребенку не попалось такое чудовище, ведь встретить и проводить могут не все родители».
По словам Ольги, жители окрестных улиц неоднократно обращались в администрацию с заявкой на отлов собак, но проблема не решена по сей день. А тем временем ситуация в микрорайоне обострилась. Снег сошел, и теперь собакам стало сложнее проникать за частные заборы. Да и владельцы домашнего хозяйства стали осмотрительнее, а потому голодные животные озлобились еще больше. Учитывая сезонную агрессию в поведении собак, это может грозить довольно печальными последствиями.
Вынужденный простой
С вопросом о судьбе заявок «Деловой Бийск» обратился в местное управление ЖКХ. Как выяснилось, до недавнего времени работа по этой части велась вполне исправно, хотя перерыв все-таки был.
Специалист управления Марина Чернова пояснила, что до конца 2016 года ОЗЖ «Преданность» выполнило все обязательства по выигранному тендеру на отлов и содержание безнадзорных животных. О том, чего это стоило обществу, можно рассказывать долго, но уже то, что сегодня краевые депутаты ставят опыт Бийска в пример, говорит о многом. Не случайно, что по истечении срока муниципального контракта до определения нового подрядчика, администрация ежемесячно заключала краткосрочный договор именно с этой организацией.
Как рассказала руководитель ОЗЖ Екатерина Шаерман, отловом бродячих собак и кошек «Преданность» занималась вплоть до 20 марта, пока не закончился срок очередного договора.
Как раз в последние дни его действия дошла очередь до заявок, поданных из района спиртзавода. Всех одичавших собак за это время там отловить, конечно, не удалось, но для дальнейших действий у «Преданности» уже не было полномочий. В аукционе 2017 года тендер выиграла организация «Портал услуг», которая приступила к работе только 10 апреля.
«Вот этот образовавшийся трехнедельный «вакуум» и дал о себе знать в районе старого Зеленого клина, — поясняет Екатерина. — После отлова собаки затаились, а через неделю снова осмелели и вышли на улицы, только заниматься ими было на тот момент некому. Мы временно остались без колес, так как машину сдали в ремонт. К тому же работать без оплаты соглашаются не все, а чтобы живьем поймать одичавшую собаку порой надо приложить немало усилий».
Без средств и кадров «гуманность» не работает
Несмотря на то, что «Портал услуг» уже приступил к своим обязательствам по контракту, в целом на решение проблемы пока вряд ли можно надеяться. И речь идет даже не о сокращении популяции бездомных животных, а хотя бы о ее стабилизации.
Подробный разговор на эту тему недавно состоялся в нашем городе в рамках выездного заседания комитета Алтайского краевого Законодательного собрания.
Руководитель фракции «Справедливая Россия» Александр Молотов:
— Суть закона была в том, чтобы собак выловить, вылечить, стерилизовать, отдать в добрые руки или выпустить в среду обитания, если собака не агрессивна. По факту оказалось, что стерилизация стоит около 1,5—3 тыс. рублей. А по закону вся сумма на животное — 688 рублей. В итоге за прошлый год около 60% отловленных животных в Бийске были умерщвлены. Как понимаю, далеко не все они были дикими. Вопрос состоит в том, что отловленных собак нужно содержать, а те суммы, что выделяет край — небольшие. Эта тема болезненная для региона. Причем, Бийск, Барнаул, Рубцовск — это еще хорошие примеры. Полномочия в них выполняют зоозащитники.
По словам Екатерины Шаерман, проблема еще и в том, что отлов на всей территории города необходимо осуществлять единовременно и массово, а для этого нужны люди и опять же дополнительный объем средств. Ведь пока одна организация из 10—15 человек выполняет годовой контракт на 700 животных, в городе за это время плодится еще столько же, а то и больше. Масла в огонь подливают и сами жители, которые из жалости организуют постоянный прикорм, не считаясь с близостью школ, детских садов, больниц и так далее. А место постоянного источника питания бродячие собаки готовы отстаивать насмерть. Плюс надо учесть «дыры» в законодательстве, за счет которых люди безнаказанно выбрасывают животных на улицу.
Сегодня в администрации Бийска признают, что путь отлова и стерилизации эффективнее отстрела, применяемого раньше: на улицу возвращаются адекватные и привитые животные, а часть из них удается пристроить. Другой вопрос, что выделяемых на это денег пока явно недостаточно, и по сути каждый год их трата бесполезна.
Возможно, для решения проблемы необходим более решительный настрой и самих муниципальных властей. Ведь, несмотря на сложные экономические времена, городу удается найти спонсоров для самых различных общегородских проектов. Так почему бы не решить в приоритетном порядке вопрос безопасности населения?..