Город
"Водоканал": долги и перспективы
Автор:

"Водоканал": долги и перспективы

Каждый новый год начинается с подведения итогов.

Статистики и экономисты подсчитывают годовые прибыли, анализируют убытки и оформляют их в официальные отчеты. На первом в 2023‑м заседании Общественной палаты Бийска был заслушан отчет муниципального предприятия „Водоканал“, из которого следует, что бийчане пьют самую лучшую, но при этом далеко не дешевую воду, а перспектив у предприятия много. Впрочем, долгов — не меньше.


2022‑й и 2023‑й

По региональной государственной программе „Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами“ „Водоканал“ в 2022‑м, как сообщил директор этого предприятия, пробурил три новых скважины в поселках Одинцовка и Фоминском. В целях улучшения качества питьевой воды проведены работы на улице Мостостроителей. В общей сложности по городу заменены порядка 55 артезианских скважин. Вообще, список проведенных в 2022‑м году в Бийске работ по улучшения водоснабжения и водоотведения оказался довольно солидным. Жаль, что далеко не каждый знаком с техническим „языком“ предприятия: ХВС и ГВС — самые простые из возможных аббревиатур, что же на самом деле было сделано, понять несведующему, а значит, и оценить масштаб работ, довольно сложно. Ведь в числе ремонта могут оказаться и замена дорогостоящих фильтров, и замена прокладок в стыках водопровода. Что из них дороже? Вряд ли на этот вопрос ответит обыватель. Однако из доклада и комментариев к нему четко запомнилось, что бийчанам несказанно повезло — пьют артезианскую воду.

— Сегодня в Бийске, по сути, самая дорогая вода в мире, но не в плане ее цены, а именно качества, поскольку она у нас — артезианская. Не все в мире могут себе позволить употреблять такую воду, какую пьют бийчане. Если вы попробуете воду в других городах, сразу почувствуете разницу, — сообщил на заседании Общественной палаты Бийска председатель комитета общественной палаты по вопросам ЖКХ Сергей Кофанов.

На что тут же от общественников последовал вопрос о качестве воды в поселке Льнокомбината, где жители вынуждены буквально каждый месяц менять внутридомовые фильтры, чтобы не пить пресловутую кипяченую воду. И это при том, что фильтры предусмотрены как минимум на месяц работы.

— В 2016 году „Водоканал“ работал с прибылью и мог проводить такие работы, — поясняет директор муниципального предприятия „Водоканал“ Людмила Мауль. — Потом нам передали 30 котельных, и все силы были оттянуты, чтобы протопить четыре года. Тогда часть мероприятий мы не могли выполнять, в том числе по замене фильтров и промывкам систем. В 2023‑м ситуация изменится. На этот год мы запланировали замену фильтров на водозаборе № 1, с которой и получает воду заречная часть Бийска. В планах менять по два фильтра в год, а всего их десять. Планирует „Водоканал“ и возобновление знаменитых системных промывок, от которых отказались в силу экономических издержек целых 10 лет назад.

При этом на 2023‑й предприятием запланировано участие сразу в нескольких инвестиционных программах суммой 452 миллиона рублей, на 140 миллионов на правах софинансирования готов потратиться городской бюджет. В целом средства будут потрачены на реконструкцию старых водопроводов, строительство и ремонт новых участков, а также приобретение техники горизонтального бурения, которая позволит сохранять асфальтовое покрытие.

Возникают проблемы с использованием холодной воды и в других микрорайнах Бийска. Много вопросов по поводу явно завышенной температуры поставляемой горячей воды и недостаточного напора холодной. Люди просто не имеют возможности разбавить ею горячую. Нередко жалуются на ожоги. При этом поставщики услуг ссылаются на… управляющие организации. Мол, не доработали, не промыли системы водоснабжения перед началом зимы и тому подобное, потому якобы и напор воды недостаточный. Конечно, понять проблемы предприятий возможно. Но, как гласит главный закон рыночной экономики: „Клиент всегда прав“, в данном случае — получатель услуги. Единственное, на что может повлиять в данной ситуации собственник жилья, — контроль за проведением подготовительных к зиме работ. Доставляют проблемы и контроль инженерных систем каждого конкретного многоквартирного дома. И если эта проблема пока еще находится на стадии решения, то вот водоотведение уже в ближайшее время должно быть урегулировано.

По словам Людмилы Мауль, в данный момент идут активные работы по передаче управляющими организациями предприятию „Водоканал“ канализационных выходов. То есть если раньше муниципальное предприятие отвечало за работу системы водоотведения „до первого колодца“, теперь зона ответственности должна будет наступать от границы дома. Хороший повод для начала контроля над ситуацией собственниками жилья. Проведение переговоров в этом направлении подтвердил и председатель комитета Общественной палаты по вопросам ЖКХ Сергей Кофанов.


„Левая“ нагрузка

Одной из главных проблем успешного развития предприятия, оказывающего коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению, „Водоканал“ называет малые котельные, часть которых до сих пор стоит у предприятия на обслуживании. Эта сторона деятельности называется непрофильной.

Так, выяснилось, что в круглогодичном краевом лагере „Чайка“ в собственности „Водоканала“ остаются 2 скважины и котельная. Лагерь краевой, а обслуживает его город. При этом уже несколько лет длятся споры и взаимные доказательства, кто должен обеспечивать этот детский лагерь коммунальными услугами. По словам Людмилы Мауль, подобные вопросы выбивают предприятие из нормального режима работы. Действительно, странно: объект является собственностью одного регионального лица, а обслуживает и несет убытки другое. К примеру, почему с обслуживанием муниципальных детских оздоровительных лагерей подобных вопросов не возникает? Видимо, без вмешательства АКЗС в данном споре не обойтись.

В целом по городу на балласте предприятия остаются несколько котельных, которые приносят убыток более 40 миллионов рублей. При этом цена вопроса напрямую зависит от тарифа, в который закладываются все затраты предприятия, вплоть до доставки к месту работы кочегаров. До последнего тарифы для данной категории потребителей предприятием сдерживались, но всему наступает предел. Между тем еще в 2021 году „Водоканалом“ была составлена антикризисная карта развития, но выполнить ее в полной мере, как оказалось, не в силу из‑за ведомственных нестыковок и разногласий. Людмила Мауль заявила, что если с предприятия будут сняты дополнительные непрофильные нагрузки, „Водоканал“ быстрее справится и со своими прямыми обязанностями и с долгами.


Долги и что с ними делать

2023 год „Водоканал“ встретил с убытком в 102 миллиона рублей, 173 миллиона рублей задолженности дебиторской и почти столько же кредиторской. Откуда?! Да все оттуда же! Подумаем. С марта 2022 года цены на насосное оборудование, которое необходимо постоянно обновлять и ремонтировать, значительно выросли. Как ни странно, повлияло на убыток и поднятие МРОТ. Понятно, что далеко не каждый бийчанин готов спуститься в канализационный люк на глубину 7 метров при зарплате 26 тысяч рублей. При этом многие работают именно за МРОТ. Но и МРОТ для „Водоканала“ — не спасение.

— МРОТ вырос, и мы были вынуждены доводить зарплату до этого уровня. А у нас в удельном весе расходов это 36%, — рассказывает Людмила Мауль. — Конечно, это кладется в убыток. Но нам удалось компенсировать это путем повышения тарифов.

А тарифы на чьи плечи ложатся? Правильно! На плечи потребителей. Между тем у потребителей — собственников жилья — благодаря государственным программам есть возможность снизить нагрузку на семейный бюджет. Надо просто не полениться и заняться этим не самым сложным вопросом — экономией личного бюджета.


Компенсации потребителям

— Если рассмотреть стандартную семью из четырех человек, которая потребляет в месяц 10 кубов холодной воды, 5 кубов — горячей, и по сумме услуга водоотведения рассчитывается на 15 кубов, то при нынешнем тарифе прирост к прежней оплате „Водоканалу“ составит 171 рублей из которых компенсации подлежит 112 рублей. То есть на семейный бюджет дополнительная нагрузка составляет всего 59 рублей, — сказала директор предприятия „Водоканал“ Людмила Мауль.

Оказывается, есть гарантийное письмо, которое гласит, что на обеспечение компенсационных выплат заложено 72 миллиона рублей, а все, что начислено сверх обещанного роста тарифа в 11,4%, пользователи этой коммунальной услуги могут компенсировать. Указом губернатора Алтайского края № 186 от 25 ноября 2022 года установлен максимальный индекс изменения размера, вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Бийск в размере 11,4%. Если зафиксировано превышение установленного предельного индекса платы, гражданам предоставляется компенсация, то есть возмещение расходов по оплате текущего потребления коммунальных услуг сверх предельного уровня. С 1 декабря 2022 года по холодной воде ее размер составляет 4,96 рубля за 1 кубический метр, по водоотведению — 4,18 рубля за 1 кубометр, в части компонента на холодную воду в закрытой системе горячего водоснабжения — 4,96 рубля за 1 кубический метр.

Для получения компенсации за услуги холодного водоснабжения и водоотведения необходимо лично предоставить в абонентный отдел предприятия „Водоканал“, расположенный на улице Волочаевской, 1/1, кабинет 109. Обратиться можно и в управление по работе с населением на улице Мерлина, 25. Для заявления необходимы следующие документы:

  • заявление о предоставлении компенсации;
  • документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие полномочия уполномоченного представителя гражданина, если сам гражданин по уважительной причине не может обратиться лично;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • документ, подтверждающий право собственности жилого помещения или договор социального найма;
  • реквизиты счета для перечисления компенсации либо выписку из банка.

Получить подробную информацию и консультацию о предоставлении компенсации можно по номерам:

Муниципальное унитарное предприятие „Водоканал“:

8 (3854) 32-51-21,

8 (3854) 32-51-31,

8 (3854) 32-51-41,

8 (3854) 32-51-64,

8 (3854) 32-51-34,

8 (983) 398-46-84,

8 (983) 180-56-68.

Управление по работе с населением:

8 (3854) 40-39-51.

Поделиться новостью