В городе массово сносится ветхое жилье, что не может не радовать. Но, как оказалось, в Бийске есть очень старые дома, которые не попали под снос. И как их жителям быть дальше — толком никто не знает.
Пожар добавил забот
О существовании этого дома большинство горожан даже не подозревает. Расположен он на улице Социалистической, в глубине дворов. Эта двухэтажная коммуналка была построена около 60 лет назад. На весь этаж полагался один туалет и одна кухня. Но жители давно и по-своему повысили комфортность данного жилья, проведя к себе в комнаты воду и установив электрические плиты.
Но менее ветхим от этого дом не стал. Любой посетитель увидит здесь обрушенную штукатурку, балконы на подпорках и сомнительную крышу. А совсем недавно в доме произошла новая беда. Ночью загорелся подъезд, где очень много деревянных конструкций. К счастью, никто не погиб. Но несколько жильцов оказались в больнице, надышавшись угарным газом.
От ночного пожара не только обгорел сам подъезд, но наиболее сильно пострадала деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Она прогибается и по ней сложно идти. В доме есть дети и пожилые люди, которым по такой лестнице передвигаться наиболее сложно. Дом и без того был очень ветхий, а пожар еще усугубил его плачевное состояние. Многие жильцы считают, что восстановить дом им не под силу, и обратились за помощью во все инстанции.
Молодая мама двоих детей Елена живет в этом доме уже свыше 20 лет и своими глазами видела, как и почему дом был доведен до плачевного состояния:
— Еще моей маме здесь дали комнату как временное жилье. Уже тогда дом был старый. Когда мы вселились, балкон, как и сейчас, стоял на подпорках. За все время проживания ремонт проводился только эпизодически, и в основном все время на этом доме только латали дыры.
Сами жители за последние годы ремонтировали дом, как могли. По рассказам Елены, много лет в этой ветхой двухэтажке не было достаточного напора холодной воды. Она текла либо тонкой струйкой, либо вообще каплями. Кардинально поменять все было сложно, поскольку все общедомовые коммуникации были изношены. Деваться жильцам было некуда, и все трубы холодного водоснабжения пару лет назад они все-таки поменяли.
Этой осенью жильцы опять-таки за свой счет сделали в доме всю отопительную систему, чтобы не замерзнуть зимой, собирая по 4—5 тысяч рублей с каждой комнаты. Для жильцов этого дома — большие деньги. Но однажды поняли, что вкладываться в такой ветхий дом — бесперспективно. Поэтому договорились о проведении экспертизы, после чего специалисты высказали мнение, что дом их находится в аварийном состоянии. Документы с таким выводом жильцы отдали в администрацию города, а через некоторое время после экспертизы случился пожар.
Про дом надо сказать все, как есть, без прикрас. Даже по отдельным разбитым окнам, завешенным одеялом, можно судить о некоторых его жителях. Есть здесь свои асоциальные семьи, в доме достаточно должников. Сами жильцы говорят, что текучка среди хозяев комнат большая. И это не удивительно. Многие, попав сюда волею судьбы, стараются как можно быстрее переехать в другое место.
Переселения не будет?
Но сегодня больше всего заботит не само состояние дома, а его дальнейшие перспективы. Самым ключевым является вопрос о том, почему этот дом не попал в федеральную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Ведь эта программа была создана на уровне государства именно для таких домов и для такого населения страны, а не для тех, кто сам может купить себе жилье.
Формально все понятно. Дом не попал в программу, поскольку для этого не было проведено в свое время необходимой работы. Например, сами жильцы не собрали документы и не проявили инициативу. Похоже, что и властные и контролирующие органы особенно не интересовались дальнейшей судьбой этого разрушающегося дома.
У самих жителей есть версия, что их дома не включили в программу потому, что они не находятся на «красной линии». И земельные участки под их домом и двумя аналогичными, стоящими пососедству домами, слишком малы и непривлекательны для потенциальных застройщиков.
Проблема в том, что история этого дома может быть очень показательна. Именно так уже в ближайшие годы могут выглядеть все те старые дома, которые не вошли в программу по переселению и остались без «крепких хозяйских рук». И социальная проблема заключается в том, скорее всего, что жить в таких домах будет все опаснее с каждым годом.
Постскриптум
Прокомментировать ситуацию по поводу старого и попавшего в пожар дома мы обратились в администрацию города Бийска. О перспективах решения этого непростого вопроса рассказал начальник управления ЖКХ Андрей Таран:
— Сначала жильцы обратились к нам для признания дома аварийным. А через несколько дней после этого произошел пожар. В результате него две женщины и ребенок пострадали от отравления угарным газом. Причина случившегося пока не известна, но проводится экспертиза на предмет установления причин возгорания. Относительно состояния дома все непросто. Буквально вчера мы провели собрание по поводу выбора обслуживающей организации, но жильцы отказались от этого.
Мы провели осмотр здания. Прежде всего, поражает отношение жильцов к своему жилищу: мусор до сих пор не убран после пожара. Тем не менее город не оставляет жителей этого дома без помощи. Сейчас рассматривается вопрос о выделении материалов на частичный ремонт здания. А в конце ноября пройдет заседание комиссии, где будет решаться вопрос об аварийном состоянии дома. На наш взгляд, ремонта требуют локальные участки дома. Но только межведомственная комиссия решит вопрос о дальнейшей реконструкции и судьбе данного жилого здания.