Как уверяют нас синоптики, зима начнется уже в начале ноября с уверенно низкой температурой и уже не тающим снежным покровом.
К обслуживанию городских дорог, тротуаров, проездов и автобусных остановок грядущей зимой приступит муниципальное предприятие „Бийскавтодор“. И несмотря на то что создана новая дорожная организация весной, опыт борьбы со снегом у нее есть: в прошлом году и техника, и сотрудники работали в подразделении „Бийскгортранса“. Решение организовать муниципальную дорожную службу в городской администрации и Думе вынашивали и обсуждали несколько лет, и вот свершилось.
— Мы обращаемся к опыту советского периода и других городов, — сказал на заседании Общественной палаты Бийска заместитель председателя Думы Игорь Степанов. — Многие муниципалитеты не пошли по пути разрушения муниципальных предприятий, и в них, как показала практика, не было и нет проблем ни с транспортом, ни с обслуживанием дорог. В прошлом году предприятие наработало практику в качестве подразделения „Бийскгортранса“ и теперь работает самостоятельно.
Под муниципальным контролем
Сейчас дорожники активно готовятся к встрече со снегом. К середине октября уже было заготовлено девятьсот тридцать тонн соли и четыре тысячи тонн песка. Участок, закрепленный за этим предприятием, довольно обширный. По словам директора „Бийскавтодора“ Ксении Потехиной, это миллион квадратных метров дорог, сто пятьдесят тысяч квадратов тротуаров, а еще остановки и так называемые заездные карманы.
Постоянные объекты для обслуживания позволяют планировать работы и выполнять их по составленным графикам. Свои корректировки, конечно же, может внести погода, которая зимой славится своенравностью, но на предприятии к ним тоже готовятся. На расчистку снежных заносов техника будет выходить оперативно по сигналу. На случай обильных осадков предусмотрена возможность нанимать дополнительные силы и даже оборудование.
Впрочем, при наличии основательного гаража, вероятно, это и не понадобится. На предприятии двадцать единиц техники для зимнего периода обслуживания, среди которых специальные снегоуборщики для расчистки тротуаров и универсальные погрузчики „Амкодор“, которые могут выполнять работу и в качестве самосвалов, и в качестве машин, рассыпающих песко-соляную смесь. Это девять тракторов, два снегопогрузчика, четыре „КамАЗ“а для перевозки грузов, навесное оборудование для пескоразбасывания, семь единиц „КамАЗов“ с навесным оборудованием для песко-соляных смесей и один „чистик“ для удаления гололеда с тротуаров.
Техника двадцатого, двадцать первого и даже двадцать второго годов выпуска, приобретенная за последние годы городом по губернаторской программе „Безопасные автомобильные дороги Алтайского края“ за счет бюджетов города и наукограда, предприятию передана через управление муниципальным имуществом.
— Обслуживаемый нами участок растянулся от поселка Фоминского до переулка Коммунарского, и мы изначально настроились на качество работы, — рассказывает директор „Бийскавтодора“ Ксения Потехина. За прошедшие полгода со дня образования предприятия нашу работу и реагирование на жалобы жителей строго контролирует не только управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города, но и общественность.
В качестве контроля, о котором идет речь, в октябре на предприятии побывала комиссия Общественной палаты города. Итогом рейда стало заключение о том, что техники для своевременной расчистки городских дорог зимой достаточно, она готова к эксплуатации, транспортные схемы и маршруты составлены заблаговременно, штат сотрудников укомплектован полностью.
Но надо понимать, что к каждой бочке меда прилагается ложка дегтя. В данном случае — обслуживание и текущий ремонт самой техники. И не всегда удается это делать оперативно.
— Мы сейчас работаем по 44‑му федеральному закону, — продолжает Ксения Потехина. — И на закуп тех же запасных частей мы заключаем контракты, иногда процедуры поставок затягиваются, и мы вынуждены ждать. Приходится выходить на торги и по техническому осмотру, и по страхованию техники. Порой и затраты небольшие, но мы теряем время. К нашей общей радости, могу сказать, что ситуация изменится с 1 января нового года, и мы начнем работать в том числе по другому, 223‑му, закону.

Новые обязанности
Кроме основной функции обслуживания дорог на предприятие „Бийскавтодор“ муниципалитетом возложены две дополнительные. Первая — административно-хозяйственная — обслуживание гаража администрации города. Вторая — по соглашению с социальной защитой — распределение средств организаций и индивидуальных предпринимателей по электронным проездным. И если с гаражом все понятно, то вот ко второй нагрузке в виде отслеживания поступающих перечислений пяти частным транспортным предприятиям и одному муниципальному возникают вопросы. Один из них — зачем дорожному предприятию эта далеко не профильная функция передана? Свои сомнения и вопросы по этому поводу выразил заместитель председателя Общественной палаты города Сергей Кофанов. Но директор „Бийскавтодора“ заверила, что, несмотря на то что этот вид работы действительно новый для дорожников, понимание как ее выполнять есть и отвлекать от основного вида деятельности это не будет.
Частный сектор не бросаем
Кроме того, предприятие продолжит начатую прошлой зимой работу по обслуживанию улиц в частном секторе города. Схема, по‑видимому, останется прежней: по заявкам от жителей через управление жилищно-коммунального хозяйства.
— Первый опыт по расчистке от снега частного сектора по заявкам мы получили прошлой зимой, когда были подразделением „Бийскгортранса“. Продолжили работу и в летний период уже в качестве отдельного предприятия, только уже по отсыпке и профилированию улиц и проездов, — продолжает руководитель предприятия. — И хочу отметить положительную динамику по приведению к ГОСТам улиц, которые относятся к гравийным. Мы продолжаем рассматривать и изучать опыт других городов по обслуживанию частного сектора такими же муниципальными предприятиями, как наше, и отмечу, что жалоб именно из микрорайонов с частной застройкой стало поступать меньше.
Поживем — увидим
Итак, зима не за горами, о чем она решительно напомнила нам в начале недели порывистым ветром и хлопьями снега. Сколько его выпадет на нашу голову в ноябре, декабре и дальше, угадать невозможно. Надеяться на милость небесной канцелярии также неразумно, а потому готовиться всегда лучше к некомфортному развитию событий. Новое муниципальное дорожное предприятие заявило о себе громко и обнадеживающе, но о результатах его работы в официально первый зимний период можно будет говорить только весной. Пока же остается пожелать удачи „Бийскавтодору“, а нам — оправданных надежд на расчищенные дороги и тротуары.
Кстати, обслуживание неохваченных „Бийскавтодором“ территорий традиционно будет проводиться через муниципальные торги.
Фото из архива редакции